ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2467/2021 от 15.12.2021 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года

Дело №

А26-2467/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,

при участии от Карельской таможни ФИО1 (доверенность от 01.03.2021 № 05-52/196), представителя индивидуального предпринимателя ФИО2 - ФИО3 (доверенность от 19.08.2020),

рассмотрев 13.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021 по делу № А26-2467/2021,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО2, ОГРНИП <***>, ИНН (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Карельской таможни, адрес: 185028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) № 10210200/030920/0253345, вынесенного на основании акта камеральной таможенной проверки от 04.02.2021 № 10227000/210/040221/А000035, а также о признании незаконным требования Таможни о внесении Предпринимателем изменений в названную ДТ и представлении корректировки ДТ и ее электронной копии.

Решением суда от 14.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, представленная Предпринимателем разовая экспортная лицензия не относится к вывозимому товару и не может являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку не подтверждает право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в спорной ДТ; в графе 17 лицензии отсутствует информация о том, что товар вывозится на основании посреднического договора, заключенного Предпринимателем с собственником товара. 

В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предпринимателя возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 16.10.2019 № 246/0100029159/19 (далее - Контракт), заключенного с компанией «Polkky Metsa Kmo Oy» (Финляндия), Предприниматель поместил под таможенную процедуру экспорта с применением временного периодического таможенного декларирования по ДТ № 10210200/030920/0253345 товар - бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенного вида «Pinus Sylvestris L.», с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник сосновый), неокоренные, не обработанные консервантом, небрусованные, объемом 1716,67 куб. м; таможенная стоимость - 7 031 445,73 руб., изготовитель товара  - общество с ограниченной ответственностью «Кардон», ставка вывозной таможенной пошлины - 15%.

На основании указанного Контракта Предпринимателем получено разрешение на квоту от 21.10.2019 № RUFI 2000014.

В графе 33 ДТ Предприниматель указал классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ТН ВЭД) задекларированного товара - 4403 21 110 0.

Таможенные пошлины по названной ДТ уплачены исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 754), в соответствии с которым товары - лесоматериалы, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и классифицируемые по коду 4403 21 110 0 ТН ВЭД, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 15% от таможенной стоимости товара.

Для применения в отношении задекларированного товара ставки таможенной пошлины в размере 15% Предприниматель вместе с ДТ представил разовую лицензию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) от 13.12.2019 № 282RU19002010928 на экспорт из Российской Федерации лесоматериалов из бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенного вида «Pinus Sylvestris L.», с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник сосновый), код ТН ВЭД - 4403 21 110 0, количество - 12 000 куб. м, стоимость - 624 000 евро, страна происхождения товара - Российская Федерация.

По результатам проведенной камеральной таможенной проверки в отношении достоверности сведений, заявленных в ДТ, Таможня 04.02.2020 составила акт таможенной проверки № 10227000/210/040221/А000035 и 17.03.2021 вынесла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в части изменения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15 % на ставку вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 м3, что повлекло увеличение размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов до 7 259 247,93 руб. без учета пеней. Кроме того, в соответствии с данным решением Таможни Предпринимателю надлежало в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решения представить корректировку ДТ и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости (далее - КТС) товаров также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию.

Основанием для начисления указанной суммы таможенных пошлин и налогов послужили выводы Таможни о неправомерности применения Предпринимателем пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15 % в соответствии с Постановлением № 754. Таможня посчитала, что представленная разовая лицензия от 13.12.2019 № 282RU19002010928 не применима к спорной поставке товаров, поскольку Предприниматель не являлся ни изготовителем, ни собственником лицензируемого товара, а оказывал посреднические услуги по продаже лицензируемого товара (реализации товаров на экспорт по спорной ДТ) на основании агентского договора от 29.10.2018 № А08, заключенного с ООО «Кардон»; при этом в заявлении на выдачу лицензии не указана информация о посредническом договоре. С учетом изложенных обстоятельства, представленная лицензия от 13.12.2019 № 282RU19002010928, по мнению Таможни, не могла являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, поскольку не подтверждала право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в спорной ДТ.

Считая решение и требования Таможни незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что представленная разовая лицензия не относится к вывезенным лесоматериалам, пришли к выводу об обоснованности  применения пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в разделе 2.28 которого указаны  ель обыкновенная вида «Picea abies Karst.» и пихта белая европейская вида «Abies alba Mill.» (коды ТН ВЭД 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0), а также сосна обыкновенная вида «Pinus sylvestris L.» (коды ТН ВЭД 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0). Ограничения применяются в отношении товаров, происходящих из государства - члена Евразийского экономического союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.

В соответствии с Протоколом «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» от 15.04.1994, ратифицированным Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ (далее - Протокол), Российская Федерация приняла на себя обязательство по установлению пониженной ставки экспортной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых в объеме, установленной Протоколом квоты, в связи с чем для лесоматериалов из сосны обыкновенной ставка в квоте установлена в размере 15% от стоимости.

Администрирование тарифных квот, включая условия сотрудничества между органами власти Российской Федерации и Европейского Союза, устанавливается Протоколом между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16.12.2011) (далее - Протокол о модальностях).

Право экспортера лесоматериалов на доступ к тарифной квоте подтверждается экспортной лицензией, выдаваемой экспортеру компетентным органом России (подпункт “f” пункта 3 статьи 1 Протокола о модальностях).

Для получения указанной лицензии необходимо надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора, разрешение на квоту, предоставленного импортеру (пункты 2, 3 статьи 8 Протокола о модальностях).

Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» определен порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).

Правилами предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее - Соглашение), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 9); пунктом 12 установлен перечень документов, которые представляются участником внешнеэкономической деятельности для оформления лицензии.

Таким образом, тарифная квота, выделяемая в соответствии с Правилами, является тарифной льготой, выданной участнику внешнеэкономической деятельности - владельцу лицензии, указанному в графе 5 «заявитель» лицензии Минпромторга Российской Федерации.

Проанализировав положения вышеуказанных норм права, суды установили, что в системе действующего правового регулирования не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии, равно как не установлены требования о представлении соискателем лицензии в уполномоченный орган документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины (в том числе договоров купли-продажи). При оформлении лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки, разрешения на квоту у иностранного контрагента, наименование и количество лицензируемого товара. Ограничение, установленное в отношении экспорта лесопродукции, сводится к количеству товаров, которое может быть вывезено российским экспортером с применением пониженной ставки таможенной пошлины, не связано с наличием у экспортера права собственности на него.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что при декларировании спорного товара Предприниматель вместе с ДТ представил действующую лицензию Минпромторга,  сведения,  наименование и объем вывозимых лесоматериалов, указанные в экспортной декларации, полностью совпадали со сведениями, содержащимися в разрешении на квоту от 21.10.2019 № RUFI2000014, спорная лицензия выдана Предпринимателю как поставщику по Контракту, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них, доказательств вывоза Предпринимателем с применением льготной ставки сверх предусмотренного разрешением на квоту объема лесоматериалов материалы дела не содержат, суды пришли к выводу о правомерности применения по спорной ДТ ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании полученной разовой экспортной лицензии от 13.12.2019 № 282RU19002010928, и, как следствие, недействительности оспариваемых решения и требования Таможни.

Выводы судов основаны на доказательственной базе по делу, сделаны при правильном применении норм права.

Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2021 по делу № А26-2467/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

Е.Н. Александрова

С.В. Соколова