609/2024-1790(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» ФИО1 (доверенность от 17.10.2022), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
ФИО2 (доверенность от 07.02.2023), ФИО3 (доверенность от 12.01.2024),
рассмотрев 16.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу
№ А26-2648/2023,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (197198, <...>, пом. 54Н; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск,
; ИНН | 1001016090 |
ул. Андропова, д. 2; ОГРН ; далее – Министерство) и администрации Кемского муниципального района Республики
Карелия (186610, <...>; ОГРН
; ИНН |
; далее – Администрация) о признании
незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на
предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации и минимизации последствий чрезвычайной ситуации, организацию и проведение ликвидации загрязнения, засорения на реке Кемь, а также о возложении на Министерство и Администрацию обязанности принять меры по предотвращению негативного воздействия вод путем ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (запаней, плиток-поплавков, иных объектов) на участке реки Кемь протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство
водных ресурсов (117874, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Агентство), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике
Карелия (185035, <...>; ОГРН | |
ИНН <***>) | , Невско-Ладожское бассейновое водное управление |
Федерального агентства водных ресурсов (199004, г. Санкт-Петербург, Средний
пр. В.О., д. 26; ОГРН <***>; ИНН <***>), Правительство Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН
), акционерное спром» (185035 | |||||
холдинговая компания «Карелле д. 25; ОГРН <***>; ИНН <***> | |||||
90). | |||||
общество «Лесопромышленная , <...>
Решением суда первой инстанции от 05.06.2023 бездействие Министерства,
выразившееся в непринятии мер по организации и проведению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на реке Кемь, признано незаконным. На Министерство возложена обязанность в срок до 01.11.2023 осуществить организацию и проведение обследования участка реки Кемь протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению на предмет установления объема и точного местоположения заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (лесоудерживающих устройств) с составлением необходимых расчетов и заключений; в срок до 01.12.2023 в соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, согласовать с Агентством целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год в отношении мероприятий по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава на указанном участке реки Кемь; в срок до 31.12.2024 осуществить мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава на указанном участке реки Кемь.
В удовлетворении заявленных требований к Администрации отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для возложения на него обязанностей, не предусмотренных законом.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия заключен договор от 16.05.2005 № 248 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях размещения и эксплуатации гидроэлектростанций каскада Кемских ГЭС на срок до 07.02.2054.
В состав Кемских ГЭС входит Подужемская ГЭС (ГЭС-10), располагающаяся на территории земельного участка и акватории в границах земельного участка с кадастровыми номерами 10:02:0000000:2 (10:02:0111204:8, 10:02:0111204:3).
Приказом Министерства лесной промышленности СССР от 17.02.1989 № 78 был прекращен лесосплав по реке Кемь, после прекращения лесосплава на реке остались промежуточные запани, предназначенные для регулирования подачи сплавляемого леса, состоящие из набора плиток-поплавков, скрепленных стальными канатами, закрепленных на берегах реки в районе 24 км автодороги Кемь - Калевала.
В 2016 году Обществом при плановом осмотре водохранилища Подужемской ГЭС было выявлено, что часть плиток-поплавков промежуточной запани на реке Кемь плохо удерживаются на стальных канатах, которые имеют значительный коррозионный износ; колебанием уровня и течением реки плитки-поплавки начинает разворачивать, что может привести к разрыву стальных канатов и сносу всей запани в сторону Подужемской ГЭС; часть плиток оторвана от основной запани и прибита течением к правому берегу реки.
С целью выявления собственника промежуточных запаней Обществом были направлены запросы в адрес Министерства, Администрации и Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, в ответах на которые указано, что данное имущество на их балансе не состоит.
Помимо этого Министерство сообщило, что указанный в обращении объект отсутствует и на балансе подведомственных ему государственных организаций, уборка заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава не относится к сфере деятельности Министерства. Сославшись на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ), Министерство предложило Обществу устранить заброшенные объекты инфраструктуры лесосплава самостоятельно.
Невско-Ладожское бассейновое водное управление в письме от 21.10.2020 № Р10-1606 сообщило, что учитывая сложившуюся экологическую ситуацию на участке русла реки Кемь в районе Подужемской ГЭС (на 24 км старой автодороги Кемь - Калевала), Отделом водных ресурсов по Республике Карелия направлено письмо в Министерство о рассмотрении вопроса о возможности расчистки и восстановления русла реки Кемь на указанном участке за счет средств субвенций, представляемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Администрация письмом от 16.11.2020 № 06/3193 предложила Обществу разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) по указанной ситуации и предусмотреть источники его финансирования на 2021 год.
Общество 26.10.2020 обратилось в Министерство с просьбой разъяснить, возможно ли осуществление мероприятий по расчистке и восстановлению русла реки Кемь за счет средств субвенций, предоставляемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и в какие сроки возможно осуществить данные мероприятия.
Министерство письмом от 25.01.2021 № 970/МПРиЭ-и сообщило Обществу, что ликвидация запаней не может быть осуществлена в рамках возложенных на Министерство полномочий в области водных отношений.
Общество, сославшись на бездействие Министерства и Администрации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности требований, заявленных к Министерству, удовлетворил их в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции
и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее – водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий (часть 1); водохозяйственные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (часть 2); в случае, если осуществление водохозяйственных мероприятий не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которые используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по осуществлению водохозяйственных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 3).
Согласно статье 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности (пункт 1), осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 17).
В силу пункта 3 части 1 статьи 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Как предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 67.1 ВК РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса, осуществляется восстановление пропускной способности русел рек (дноуглубление и спрямление русел рек, расчистка водных объектов).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 10.11.2022 проведено комиссионное обследование промежуточных запаней на реке Кемь в районе 24 км автодороги Кемь - Калевала и составлен акт, согласно которому, промежуточные запани расположены на расстоянии ориентировочно 4,31 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном берегу от
СНТ Энергетик и состоят из набора плиток-поплавков, скрепленных стальным канатом диаметром 50-60 мм, визуально установить место крепления каната к береговой линии не представилось возможным.
В результате обследования промежуточных запаней установлено, что на момент осмотра промежуточные запани не эксплуатируются, металлические элементы имеют следы коррозии; промежуточные запани лежат на поверхности дна, преимущественно каменистого; на момент осмотра уровень воды в верхнем рельефе Подужемской ГЭС составляет 39,851 мБс; разрушение промежуточных запаней может привести к нарушению работы Подужемской ГЭС и возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно акту осмотра от 08.12.2022 на момент проведения осмотра на расстоянии 4,3 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном берегу от СНТ Энергетик в реке Кемь расположены промежуточные запани, состоящие из набора плиток-поплавков, представляющих собой бревна, скрепленные стальным канатом диаметром 50-60 мм, частично находящиеся под поверхностью воды; визуальная точка начала расположения запаней (у берега) на момент осмотра имеет координаты – широта: 64,9164°, долгота: 34,1725°; часть запани имеет длину 137 м, к которой прикреплена часть запани длиной
Судами также установлено, что собственник инфраструктуры лесосплава неизвестен, данный объект не эксплуатируется, имеет следы разрушения, в связи с чем мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава в рассматриваемой ситуации следует отнести к мероприятиям по увеличению пропускной способности русел рек, расчистке водных объектов от завалов.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 63, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2022
№ 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)» утвержден код 51280 «Осуществление отдельных полномочий в
области водных отношений». По данному направлению расходов федерального бюджета отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» по предоставлению субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Поступление субвенций на указанные цели отражается по коду вида доходов 000 2 02 35128 02 0000 150 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений» классификации доходов бюджетов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава должны быть реализованы Министерством в рамках переданных полномочий, и обязанность по инициированию обращения в Агентство за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости установления) и мероприятий, направленных на их достижение, а также обязанность по последующей реализации данных мероприятий должна быть возложена на Министерство.
Согласно статье 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в частности, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
Исходя из этого, суды указали, что заявление Обществом в рамках данного дела требований к Министерству является исполнением им своих обязанностей, предусмотренных Законом № 117-ФЗ – требование о ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава напрямую соотносится с обязанностью заявителя проводить регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования к Министерству, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу № А26-2648/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи Е.А. Аникина
В.М. Толкунов