ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2648/2023 от 16.01.2024 АС Северо-Западного округа

609/2024-1790(1)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., 

при участии от публичного акционерного общества «Территориальная  генерирующая компания № 1» ФИО1 (доверенность от 17.10.2022),  от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия 

ФИО2 (доверенность от 07.02.2023), ФИО3 (доверенность от  12.01.2024), 

рассмотрев 16.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2023 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу 

 № А26-2648/2023,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания   № 1» (197198, <...>, пом. 54Н;  ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных  ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, 

; ИНН

1001016090

ул. Андропова, д. 2; ОГРН ; далее –  Министерство) и администрации Кемского муниципального района Республики 

Карелия (186610, <...>; ОГРН 

; ИНН

; далее – Администрация) о признании

незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на 

предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации и минимизации  последствий чрезвычайной ситуации, организацию и проведение ликвидации  загрязнения, засорения на реке Кемь, а также о возложении на Министерство и  Администрацию обязанности принять меры по предотвращению негативного  воздействия вод путем ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры  лесосплава (запаней, плиток-поплавков, иных объектов) на участке реки Кемь  протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению в течение шести  месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения  заявленных требований). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство 


водных ресурсов (117874, <...>; ОГРН <***>;  ИНН <***>; далее – Агентство), Главное управление Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике 

Карелия (185035, <...>; ОГРН

ИНН <***>)

, Невско-Ладожское бассейновое водное управление

Федерального агентства водных ресурсов (199004, г. Санкт-Петербург, Средний 

пр. В.О., д. 26; ОГРН <***>; ИНН <***>), Правительство  Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН 

), акционерное  спром» (185035

холдинговая компания «Карелле д. 25; ОГРН <***>; ИНН <***>

90).

общество «Лесопромышленная  , <...> 

Решением суда первой инстанции от 05.06.2023 бездействие Министерства, 

выразившееся в непринятии мер по организации и проведению мероприятий по  предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на  реке Кемь, признано незаконным. На Министерство возложена обязанность в  срок до 01.11.2023 осуществить организацию и проведение обследования  участка реки Кемь протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению  на предмет установления объема и точного местоположения заброшенных  объектов инфраструктуры лесосплава (лесоудерживающих устройств) с  составлением необходимых расчетов и заключений; в срок до 01.12.2023 в  соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств,  предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий  Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629,  согласовать с Агентством целевые прогнозные показатели на очередной  финансовый год в отношении мероприятий по ликвидации заброшенных  объектов инфраструктуры лесосплава на указанном участке реки Кемь; в срок до  31.12.2024 осуществить мероприятия по ликвидации заброшенных объектов  инфраструктуры лесосплава на указанном участке реки Кемь. 

В удовлетворении заявленных требований к Администрации отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2023 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, у  судов не имелось оснований для возложения на него обязанностей, не  предусмотренных законом. 

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы  жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в  деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и  Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике  Карелия заключен договор от 16.05.2005 № 248 аренды земельного участка,  находящегося в федеральной собственности, в целях размещения и  эксплуатации гидроэлектростанций каскада Кемских ГЭС на срок до 07.02.2054. 


В состав Кемских ГЭС входит Подужемская ГЭС (ГЭС-10), располагающаяся  на территории земельного участка и акватории в границах земельного участка с  кадастровыми номерами 10:02:0000000:2 (10:02:0111204:8, 10:02:0111204:3). 

Приказом Министерства лесной промышленности СССР от 17.02.1989 № 78  был прекращен лесосплав по реке Кемь, после прекращения лесосплава на реке  остались промежуточные запани, предназначенные для регулирования подачи  сплавляемого леса, состоящие из набора плиток-поплавков, скрепленных  стальными канатами, закрепленных на берегах реки в районе 24 км автодороги  Кемь - Калевала. 

В 2016 году Обществом при плановом осмотре водохранилища Подужемской  ГЭС было выявлено, что часть плиток-поплавков промежуточной запани на реке  Кемь плохо удерживаются на стальных канатах, которые имеют значительный  коррозионный износ; колебанием уровня и течением реки плитки-поплавки  начинает разворачивать, что может привести к разрыву стальных канатов и сносу  всей запани в сторону Подужемской ГЭС; часть плиток оторвана от основной  запани и прибита течением к правому берегу реки. 

С целью выявления собственника промежуточных запаней Обществом были  направлены запросы в адрес Министерства, Администрации и Государственного  комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и  организации закупок, в ответах на которые указано, что данное имущество на их  балансе не состоит. 

Помимо этого Министерство сообщило, что указанный в обращении объект  отсутствует и на балансе подведомственных ему государственных организаций,  уборка заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава не относится к сфере  деятельности Министерства. Сославшись на статью 9 Федерального закона от  21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее –  Закон № 117-ФЗ), Министерство предложило Обществу устранить заброшенные  объекты инфраструктуры лесосплава самостоятельно. 

Невско-Ладожское бассейновое водное управление в письме от 21.10.2020   № Р10-1606 сообщило, что учитывая сложившуюся экологическую ситуацию на  участке русла реки Кемь в районе Подужемской ГЭС (на 24 км старой автодороги  Кемь - Калевала), Отделом водных ресурсов по Республике Карелия направлено  письмо в Министерство о рассмотрении вопроса о возможности расчистки и  восстановления русла реки Кемь на указанном участке за счет средств  субвенций, представляемых органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации из федерального бюджета. 

Администрация письмом от 16.11.2020 № 06/3193 предложила Обществу  разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) по  указанной ситуации и предусмотреть источники его финансирования на 2021 год. 

Общество 26.10.2020 обратилось в Министерство с просьбой разъяснить,  возможно ли осуществление мероприятий по расчистке и восстановлению русла  реки Кемь за счет средств субвенций, предоставляемых органам исполнительной  власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и в какие  сроки возможно осуществить данные мероприятия. 

Министерство письмом от 25.01.2021 № 970/МПРиЭ-и сообщило Обществу,  что ликвидация запаней не может быть осуществлена в рамках возложенных на  Министерство полномочий в области водных отношений. 

Общество, сославшись на бездействие Министерства и Администрации,  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности  требований, заявленных к Министерству, удовлетворил их в указанной части. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции 


и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации  (далее – ВК РФ) мероприятия по изучению, использованию, охране водных  объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а  также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его  последствий (далее – водохозяйственные мероприятия) осуществляются  органами государственной власти, органами местного самоуправления в  пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего  Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют  водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность  по осуществлению таких мероприятий (часть 1); водохозяйственные мероприятия  могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями,  подведомственными органам государственной власти, органам местного  самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных  статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (часть 2); в случае, если осуществление  водохозяйственных мероприятий не возложено в установленном порядке на  государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей  статьи, или на указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которые используют  водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность  по осуществлению таких мероприятий, органы государственной власти, органы  местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по осуществлению  водохозяйственных мероприятий в соответствии с законодательством  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим  Кодексом (часть 3). 

Согласно статье 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти  Российской Федерации в области водных отношений относятся владение,  пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной  собственности (пункт 1), осуществление мер по предотвращению негативного  воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов,  находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях  двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 17). 

В силу пункта 3 части 1 статьи 26 ВК РФ Российская Федерация передает  органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия  по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и  ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в  федеральной собственности и полностью расположенных на территориях  субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод. 

Как предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 67.1 ВК РФ, в целях  предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и  объекты и ликвидации его последствий в рамках осуществления  водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего  Кодекса, осуществляется восстановление пропускной способности русел рек  (дноуглубление и спрямление русел рек, расчистка водных объектов). 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что  10.11.2022 проведено комиссионное обследование промежуточных запаней на  реке Кемь в районе 24 км автодороги Кемь - Калевала и составлен акт, согласно  которому, промежуточные запани расположены на расстоянии ориентировочно  4,31 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном берегу от 


СНТ Энергетик и состоят из набора плиток-поплавков, скрепленных стальным  канатом диаметром 50-60 мм, визуально установить место крепления каната к  береговой линии не представилось возможным. 

В результате обследования промежуточных запаней установлено, что на  момент осмотра промежуточные запани не эксплуатируются, металлические  элементы имеют следы коррозии; промежуточные запани лежат на поверхности  дна, преимущественно каменистого; на момент осмотра уровень воды в верхнем  рельефе Подужемской ГЭС составляет 39,851 мБс; разрушение промежуточных  запаней может привести к нарушению работы Подужемской ГЭС и  возникновению чрезвычайной ситуации. 

Согласно акту осмотра от 08.12.2022 на момент проведения осмотра на  расстоянии 4,3 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном  берегу от СНТ Энергетик в реке Кемь расположены промежуточные запани,  состоящие из набора плиток-поплавков, представляющих собой бревна,  скрепленные стальным канатом диаметром 50-60 мм, частично находящиеся под  поверхностью воды; визуальная точка начала расположения запаней (у берега)  на момент осмотра имеет координаты – широта: 64,9164°, долгота: 34,1725°;  часть запани имеет длину 137 м, к которой прикреплена часть запани длиной 

Судами также установлено, что собственник инфраструктуры лесосплава  неизвестен, данный объект не эксплуатируется, имеет следы разрушения, в  связи с чем мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры  лесосплава в рассматриваемой ситуации следует отнести к мероприятиям по  увеличению пропускной способности русел рек, расчистке водных объектов от  завалов. 

В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской  Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из  федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты,  предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях  финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской  Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении  полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами  государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам  местного самоуправления в установленном порядке. 

Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил расходования и учета средств,  предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий  Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 63,  субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в  соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в  пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном  порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий  финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий:  осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и  ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в  федеральной собственности и полностью расположенных на территории  субъектов Российской Федерации. 

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2022

 № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации  Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и  2025 годов)» утвержден код 51280 «Осуществление отдельных полномочий в 


области водных отношений». По данному направлению расходов федерального  бюджета отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной  программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование  природных ресурсов» по предоставлению субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской  Федерации в области водных отношений. Поступление субвенций на указанные  цели отражается по коду вида доходов 000 2 02 35128 02 0000 150 «Субвенции  бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных  полномочий в области водных отношений» классификации доходов бюджетов. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми  нормами, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что мероприятия по  ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава должны быть  реализованы Министерством в рамках переданных полномочий, и обязанность  по инициированию обращения в Агентство за согласованием целевых  прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в  случае необходимости установления) и мероприятий, направленных на их  достижение, а также обязанность по последующей реализации данных  мероприятий должна быть возложена на Министерство. 

Согласно статье 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического  сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в частности,  обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния  гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на  основании полученных данных осуществлять оценку безопасности  гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности  гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы  гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных  воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе  деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на  водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше  гидротехнического сооружения. 

Исходя из этого, суды указали, что заявление Обществом в рамках данного  дела требований к Министерству является исполнением им своих обязанностей,  предусмотренных Законом № 117-ФЗ – требование о ликвидации заброшенных  объектов инфраструктуры лесосплава напрямую соотносится с обязанностью  заявителя проводить регулярную оценку безопасности гидротехнического  сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического  сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий,  результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности,  связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и  на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения. 

В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования к  Министерству, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального  и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция  не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены  обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 


п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023  по делу № А26-2648/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без  удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи Е.А. Аникина

 В.М. Толкунов