ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-3007/20 от 12.05.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2022 года

Дело №

А26-3007/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А26-3007/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля», адрес: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Карлис-Вяртсиля», Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), о признании недействительной односторонней сделки по увеличению арендной платы по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з, оформленной уведомлением Министерства от 30.12.2019 № 5132, и установлении размера арендной платы на 2020 год, соответствующего условиям договора аренды и нормам действующего законодательства.

Решением суда первой инстанции от 21.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2021, в удовлетворении иска отказано.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт - об удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Общество указывает на необоснованность применения к размеру арендных платежей, установленному на аукционе, коэффициентов индексации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка» (далее - Постановление № 1363). Общество считает, что Министерство злоупотребило правами арендодателя и, нарушив принцип добросовестности, в одностороннем порядке увеличило размер арендной платы за 2020 год.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам аукциона Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (арендатор) заключили договор от 24.12.2014 № 163-з аренды лесного участка площадью 49 330 га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском, Паннильском участковом лесничествах Пряжинского лесничества, и являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:86, для заготовки древесины.

Срок действия договора устанавливается с 01.01.2015 и составляет 25 лет (пункт 7.1 договора).

Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

В соответствии с приложением № 4 к договору при заключении договора размер годовой арендной платы на 2014 год установлен в сумме 56 818 133 руб., из которых 4 095 005 руб. перечисляются в бюджет Российской Федерации, 52 723 128 руб. - в бюджет Республики Карелия. Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление о начислении арендной платы на текущий год.

В силу пункта 2.1.3 договора форма уведомления аналогична форме, указанной в приложении № 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора.

Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора.

В связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды лесного участка по договору переуступки права аренды от 23.03.2018 дополнительным соглашением от 18.04.2018 к договору аренды произведена замена арендатора по договору на Общество.

Министерство направило Обществу уведомление от 30.12.2019 № 5132 об установлении арендной платы на 2020 год в размере 114 816 693 руб., из которых 8 275 077 руб. перечисляются в бюджет Российской Федерации, 106 541 616 руб. - в бюджет Республики Карелия. Из приложенного к уведомлению расчета следует, что арендная плата, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определена исходя из годового объема использования лесов на 2020 год - 75 000 куб. м, а также установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 коэффициента индексации 2,62 к минимальным ставкам платы, определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее - Постановление № 310). Арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия, определена как произведение размера платы в федеральный бюджет на коэффициенты 1,5, и 9,25.

Ссылаясь на то, что коэффициенты индексации не подлежат применению к размеру арендной платы, установленной на основании торгов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что оспариваемое уведомление об изменении размера арендной платы соответствует закону и согласованным сторонами условиям договора аренды, предусматривающим право арендодателя на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке в определенных случаях путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Как следует из статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частями 3 и 4 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 10 статьи 78 ЛК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 данного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 указанной статьи).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 данной статьи).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением № 310.

При разрешении настоящего спора суды правильно применили положения статьи 73, пункта 2 части 1 статьи 74, статьи 76, части 1 статьи 78 и части 1 статьи 80 ЛК РФ и обоснованно исходили из того, что в соответствии с условиями договора, заключенного по результатам торгов (протокол аукциона от 09.12.2014 № 2), размер арендной платы подлежал изменению пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ.

В соответствии с Постановлением № 1363 ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 Постановления № 310, применяются в 2020 году с коэффициентом 2,62.

Установив, что расчет арендной платы, произведенный Министерством за 2020 год, соответствует условиям договора, которыми предусмотрено изменение арендной платы в одностороннем порядке в случае изменения действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Общество настаивает, что арендная плата, подлежащая уплате в бюджет Республики Карелия, должна оставаться неизменной и не подлежит дополнительной индексации, поскольку не является регулируемой ввиду ее определения по результатам аукциона.

Между тем, приведенный довод подлежит отклонению, поскольку не соответствует условиям пунктов 2.1.1 и 2.1.4 договора и пункта 3 Методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 53 на основании части 5 статьи 73 ЛК РФ.

Кроме того, податель кассационной жалобы со ссылкой на пояснительную записку к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» приводит довод о незаконности применения Министерством установленного Постановлением № 1363 коэффициента индексации 2,62, который определен исходя из уровня инфляции за период с 2008 по 2016 и прогнозных уровней инфляции за период с 2018 по 2020 годов. По мнению Общества, поскольку договор аренды лесного участка был заключен в 2014 году, размер арендной платы может быть увеличен только на показатели инфляции за период с 2015 по 2020 год путем их последовательного увеличения: 1,129 (2015); 1,054 (2016); 1,069 (2017); 1,046 (2018); 1,046 (2019); 1,047 (2020).

Приводимые возражения также следует признать несостоятельными, поскольку вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации коэффициенты индексации ставок, установленных Постановлением № 310, обусловлены уровнем инфляции в ее динамике с 2008 года (следующим за годом установления ставок) и показателями доходов федеральных и региональных бюджетов на соответствующие годы. Индексация ставок на соответствующий год основана на показателях уровня инфляции с даты их утверждения (2007 год).

Согласно Постановлению № 1363 коэффициенты индексации определены исходя из показателей уровня инфляции с даты установления ставок (2007 год), подлежат безусловному применению и не зависят от даты заключения договоров аренды лесных участков.

На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А26-3007/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая