ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-3333/20 от 28.01.2021 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 января 2021 года

Дело №

А26-3333/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н.,     Родина Ю.А.,

при участии от общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» Грешиловой Л.П. (доверенность от 01.02.2020),

рассмотрев 27.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу № А26-3333/2020,  

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго»,   адрес: 194103, Санкт-Петербург, ул. Дровяная, д. 6-8, лит. А, офис 101-708, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362, (далее - Общество, ООО «ПТЭ») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дои 1А, ОГРН 1031000043128, ИНН 1001046916, (далее - Министерство) о взыскании недополученной субсидии в размере 38 301 763 рублей 44 копеек за май, июнь, третий и четвертый кварталы 2017 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет).

Решением суда первой инстанции от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, в спорный период Министерство не обладало полномочиями по предоставлению субсидий, не являлось главным распорядителем субсидий, а также не являлось стороной по соглашению (договору) о предоставлении субсидии. Также Министерство не является органом, принимающим соответствующее тарифное решение, и не может являться субъектом, способным предположить возникновение межтарифной разницы. Кроме того, Министерство не располагает необходимым пакетом документов от ресурсоснабжающей организации, а также не производило анализ соответствия лица указанным в Порядке № 30-П требованиям.

В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы.

Министерство и Комитет извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов, Общество в период с мая 2017 года по декабрь 2017 года осуществляло регулируемый вид деятельности - теплоснабжение на территории Республики Карелия.

Постановлением уполномоченного в сфере тарифного регулирования на территории Республики Карелия органа - Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 12.11.2015 № 176 «О тарифах на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» Обществу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, в том числе и на 2017 год.

Однако, в связи с необходимостью применения при расчетах тарифа, установленного специально для группы потребителей тепловой энергии «население», установленного постановлением Комитета от 20.12.2016 № 228 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую населению обществом с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)" у Общества возникли потери в доходах в виде межтарифной разницы.

Между ООО «Петербургтеплоэнерго» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 09.03.2017 заключено соглашение на предоставление из бюджета Республики Карелия в 2017 года субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию.

Общество обязалось не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Комитет отчет о достижении значений показателей результативности; расчет объема субсидии, подлежащего возмещению из бюджета Республики Карелия за соответствующий отчетный период по форме, согласно приложению 3; отчет за каждый месяц соответствующего отчетного периода о фактической реализации тепловой энергии потребителям; сведения за предыдущий отчетный период о целевом использовании субсидии (пункт 5.3.4 Соглашения).

Комитет обязался обеспечить соблюдение условий предоставления субсидии (пункт 5.1.2 Соглашения); довести до Общества объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия на финансовый год (пункт 5.1.7 Соглашения).

В третьем разделе Соглашения сторонами согласованы условия предоставления Субсидии. Документы, подтверждающие факт выполнения условий предоставления Субсидии за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2017 года были представлены Комитету сопроводительными письмами Общества от 17.04.2017 N 4470, от 20.07.2017 N 9429/1, от 20.10.2017 N 13819, от 05.12.2017 N 16046, от 15.12.2017 N 16653, от 26.01.2017 N 971.

Пунктом 4.1. Соглашения установлено, что перечисление Субсидии в течение календарного года производится ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в пределах, доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств.

Общий размер Субсидии, подлежащий предоставлению Обществу за 2017, в соответствии с пунктом 11 «Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.01.2017 № 30-П, составил 125 719 221 рубль 59 копеек.

За первый квартал 2017 года Обществу была предоставлена Субсидия в полном объеме, в размере 67 386 444 рублей 75 копеек.

За второй, третий и четвертый кварталы размер Субсидии, подлежащий предоставлению Обществу, составил 58 332 776 рублей 84 копейки, фактически же Обществу была предоставлена лишь частичная Субсидия за второй квартал в размере 3 607 883 рубля 58 копеек.

Таким образом, размер Субсидии подлежащий предоставлению Обществу с целью компенсации межтарифной разницы составляет 54 724 893 рубля 26 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2019, с Министерства строительства за счет средств казны Республики Карелия в пользу Общества взыскано 16 423 129 рублей 82 копейки не выплаченной за апрель 2017 года субсидии.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2019 указанные судебные акты по делу № А26-33/2019 оставлены без изменения.

Таким образом, с учетом добровольно уплаченной и взысканной суммы Обществу до настоящего момента не предоставлена субсидия в размере 38 301 763 рублей 44 копеек за часть второго квартала (май, июнь), третий и четвертый кварталы 2017 года.

Письмом от 17.02.2020 Общество просило выплатить задолженность по субсидии за 2017 год в размере 38 301 763 рублей 44 копеек.

В письме от 25.02.2020 Министерство сообщило, что в заявленном периоде не обладало полномочиями по предоставлению субсидий и не имеет возможности осуществить выплату субсидии.

Поскольку разница между объемом субсидии, подлежащей возмещению из бюджета Республики Карелия за указанный период и фактически выплаченной субсидией, составила 38 301 763 рубля 44 копейки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно подпункту 2 пункта 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 7 Закона Республики Карелия № 2083-ЗРК от 21.12.2016 «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон о бюджете) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, по соответствующим целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Закону.

Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Карелия приняло постановление от 30.01.2017 № 30-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов» (далее - постановление № 30-П).

Указанным постановления установлено, что перечисление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств.

Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений (договоров), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.

Согласно условиям пункта 4.1 Соглашения, перечисление субсидии в течение календарного года производится ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств.

Исходя из ответа Министерства финансов Республики Карелия от 17.01.2019 № 302114.1-08 на запрос Общества следует, что остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 24.07.2017 составлял 78 479,60 тыс. рублей, по состоянию на 24.10.2017 385,70 тыс. рублей, а остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 24.01.2018 составлял 540 737,90 тыс. рублей и не был полностью распределен вплоть до 31.12.2018.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что месяцем, следующим за последним кварталом 2017 года, является январь 2018 года, судами обеих инстанций установлено, что у Комитета имелась объективная возможность перечислить Обществу сумму субсидии за май - декабрь 2017 года в размере 38 301 763,44 руб.

Доводы подателя жалобы о том, что в спорном периоде Министерство не обладало полномочиями по предоставлению субсидий и не являлось главным распорядителем субсидий, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.

Согласно пункту 3 «Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», утвержденного Постановлением Правительства РК № 30-П от 30.01.2017 (в редакции Постановления Правительства Республики Карелия № 379-П от 15.10.2018), именно Минстрою Республики Карелия переданы полномочия главного распорядителя бюджетных средств в целях исполнения бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

В рамках дела № А26-33/2019 судами установлено, что на дату рассмотрения указанного дела лимиты бюджетных средств на 2017 год, доведенные до Комитета, были полностью распределены между получателями бюджетных средств.

Соответственно, уже на момент рассмотрения дела № А26-33/2019 на лицевом счете Комитета отсутствовали бюджетные средства по соответствующей статье расходов, хотя данные бюджетные средства доведены до Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, как до главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что именно Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия является надлежащим представителем публично-правового образования Республика Карелия по требованию о взыскании суммы недополученной субсидии.

Ссылки подателя жалобы на судебные акты по делу № А26-8236/2018      не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства настоящего спора не тождественны обстоятельствам указанного дела, в рамках которого Общество требовало от Республики Карелия выплаты субсидии в отсутствие соглашения или решения о предоставлении такой субсидии, заключенного или принятого в установленном порядке.

С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

Доводы подателя жалобы выражают несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу № А26-3333/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Е.Н. Александрова

Ю.А. Родин