ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 сентября 2017 года
Дело №А26-3440/2017
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18126/2017) ООО "Карелэнергоресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2017 по делу № А26-3440/2017 (судья Подкопаев А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Карелэнергоресурс"
к УФАС по Республике Карелия
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (далее – ООО "Карелэнергоресурс", Общество заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2017 по делу № 03-17/18-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 30.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Карелэнергоресурс" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Общество указывает, что материалами дела, а именно технической документацией на многоквартирный дом (далее - МКД) с указанием параметров либо заключением экспертной организации, не установлен факт того, что максимальный объем потребления тепловой энергии составляет более чем две десятых гигакалории в час. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов являются обязанностью управляющей организации с отнесением расходов на собственников МКД, в настоящем случае управляющая компания письменную заявку на установку приборов учета в спорном доме заявителю не направляла. По мнению заявителя, вывод суда о факте непосредственного присоединения к сетям МКД как об обстоятельстве, обязывающем установку коллективного прибора учета заявителем, несостоятелен.
Судебное заседание проведено апелляционным судом без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в УФАС поступило заявление гражданина с жалобой на действия/бездействие заявителя, выразившиеся в неисполнении обязанности по установке приборов учета тепловой энергии в г. Медвежьегорске.
Определением от 07.03.2017 УФАС возбуждено дело об административном правонарушении № 03-17/18-2017, проведении административного расследования в отношении ООО «Карелэнергоресурс».
30.03.2017 УФАС в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Постановлением от 14.04.2017 по делу № 03-17/18-2017 ООО «Карелэнергоресурс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав указанное постановление УФАС незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
Из материалов дела следует, что Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению на территории Медвежьегорского городского поселения и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное подсоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования МКД, в том числе дома № 27 по ул. Первомайской г. Межвежьегорска.
МКД № 27 по ул. Первомайской в г. Межвежьегорске не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. В качестве причины, по которой на данном объекте не установлен прибор учета, Общество указало на отсутствие обращений со стороны потребителей с целью заключения соответствующего договора с ООО «Карелэнергоресурс».
Обществом в УФАС был представлен договор теплоснабжения от 30.10.2014 № 666/10-ТС-2014, заключенный между Обществом и муниципальным унитарным предприятием «Жилсервис», которое осуществляет управление МКД № 27 по ул. Первомайская, в г. Медвежьегорске.
Общество, полагая, что именно МУП «Жилсервис», как исполнитель коммунальных услуг, обязано совершать действия по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, не учло следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) (далее – Закон об энергосбережении, Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином-собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в МКД или лицом, ответственным за содержание МКД, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
МУП «Жилсервис» является управляющей организацией МКД № 27 по ул. Первомайская в г. Медвежьегорске с 01.11.2014, в обязанности которой входит в том числе заключение в интересах собственников договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Управляющая организация не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов.
Положения статей 9, 12, 13 Закона об энергоснабжении прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов возложена на организации, которые осуществляют снабжение данными энергетическими ресурсами, в том числе тепловой энергией и горячей водой.
Как следует из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого фонда, объектов социальной сферы и прочих потребителей на территории Медвежьегорского городского поселения с 23.09.2013, в том числе МКД № 27 по ул. Первомайская в г. Медвежьегорске.
В рассматриваемом случае Общество соответствует критериям организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, поскольку осуществляет передачу тепловой энергии, и его сети имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 указанного закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Управляющая компания не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками МКД - потребителями коммунальных ресурсов.
Обладая информацией об отсутствии приборов учета названного жилого дома и непроведении мер по их установке собственниками жилых помещений либо управляющей организацией, Общество в нарушение названных выше положений Закона об энергосбережении никаких действий по оснащению соответствующего дома приборами учета с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений не предприняло. Между тем в такой ситуации в силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении рассматриваемая обязанность в срок до 01.07.2013 и после возлагается на ресурсоснабжающую организацию, независимо от наличия/отсутствия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.
Согласно части 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, и не приняло все возможные и зависящие от него меры по обеспечению выполнения обязанности, возложенной на него законом.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Штраф назначен в пределах санкции соответствующей нормы, соответствует степени вины, характеру и тяжести правонарушения.
С учетом обстоятельств дела, степени общественной опасности правонарушения не установлено обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и надлежаще оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2017 по делу № А26-3440/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
В.М. Толкунов