ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4336/17 от 13.02.2018 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 февраля 2018 года

Дело №

А26-4336/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е,  судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Форест-Тревел» ФИО1  (доверенность от 26.06.2017), от Карельской таможни ФИО2 (доверенность от 21.12.2017), 

рассмотрев 08.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форест-Тревел» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017                             (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А26-4336/2017,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Форест-Тревел», место нахождения: 186870, Республика Карелия, <...>  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне, место нахождения: 185028, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 25, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), о признании недействительными решения по результатам таможенной проверки от 24.03.2017   № 10227000/210/240317/Т000007, решения от 24.03.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, требований об уплате таможенных платежей от 03.05.2017 № 14 и 15.

Решением суда первой инстанции от 26.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 26.06.2017 и постановление от 03.10.2017 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы  считает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №  754) и  при наличии выданной  Минпромторгом России лицензии  должна применяться пониженная  ставка ввозной таможенной пошлины - 13 % от таможенной стоимости товара. Внесение изменений в учредительные документы юридического лица, по мнению Общества, не влечет за собой прекращение действия выданной лицензии, а обязывает заявителя обратиться в уполномоченный орган с просьбой  о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой. На дату регистрации временной таможенной декларации (далее - ВТД)  Общество не располагало документами, подтверждающими государственную регистрацию изменений, внесенных в его учредительные документы. С заявлением о прекращении действия лицензии Общество в Минпромторг России не обращалось, поскольку последние поставки по контракту были в августе 2016 года и в дальнейшем Общество не планировало осуществлять экспорт товаров.

 В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит отставить решение от 26.06.2017 и постановление от 03.10.2017 без изменений, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество на основании внешнеэкономического контракта от 27.11.2015 № 14742, заключенного с компанией «Stora Enso Oyj», Финляндия,  вывозило с таможенной территории Евразийского экономического союза в Финляндию товар - «пиловочник еловый, ГОСТ 9463-88, сорт 2, диаметр в верхнем торце 25 - 55 см, номинальная длина 5,0 м, длина с учетом максимального припуска 5,60 м, неокоренный» -  с применением  временного периодического таможенного декларирования.

В акционерном обществе «Российский Сельскохозяйственный банк» открыт паспорт сделки от 11.12.2015   № 15120006/3349/0021/1/0 по контракту от 27.11.2015 № 14742

При декларировании для подтверждения права на льготную ставку вывозных таможенных пошлин Общество представило разовую экспортную лицензию от 11.04.2016 № 281RU16046000081, сведения о которой были отражены в графе 44 деклараций.

На основании указанной лицензии в отношении задекларированных товаров в ПВД № 10227010/100816/0002829 и  10227010/170816/0002942 применена льготная ставка вывозной таможенной пошлины - 13% от таможенной стоимости товаров.

Товар вывезен с таможенной территории транспортом 09.08.2016 и 16.08.2016. Согласно отметкам таможенного органа в графах «С» в  ПВД              № 10227010/100816/0002829 и № 10227010/170816/0002942 выпуск товара по ним разрешен 10.08.2016 и 17.08.2016 .

Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка за период с 27.11.2015 по 20.01.2017.

По результатам проверки Таможней составлен акт от 24.03.2017 № 10227000/210/24032017/А000007. В ходе проверки Таможня выявила   несоответствие сведений о месте нахождения Общества, указанных в лицензии от 11.04.2016 № 281RU16046000081,  сведениям в  графах 2, 9, 14 ПВД               № 10227010/100816/0002829, 10227010/170816/0002942. Так, в лицензии указано следующее место нахождения Общества: 185005, <...>, а соответствующих графах ПВД иные:  186870, <...>. Таможня признала неправомерным применение разовой лицензии, на основании которой Общество  при экспорте товара – пиловочника елового – заявило  пониженные ставки вывозной таможенной пошлины. 

  На основании акта проверки Таможней вынесены решения от 24.03.2017 о применении в отношении товаров, оформленных по  указанным ПВД, ставки вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.  и о внесении соответствующих изменений в ПВД.  Обществу направлены требования об уплате таможенных платежей от 03.05.2017  № 14 и 15.

Считая решения Таможни от 24.03.2017 и выставленные требования от 03.05.2017 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления, так как пришли к выводу о соответствии оспариваемых  актов Таможни таможенному законодательству Российской Федерации.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно статьи 36  Закона Российской Федерации от 21.05.1993 №  5003-1 «О таможенном тарифе»  следует, что в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012       № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее – Постановление № 779) утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной «Picea abies Karst», классифицируемой  по коду  ТН ВЭД ТС        4403 20 110, вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В соответствии с пунктом 2 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз, утвержденных Постановлением № 779, распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 определено, что разовая лицензия – это лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Постановлением № 754 установлены ставки вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Общество при декларировании товара представило  разовую экспортную лицензию от 11.04.2016 №.  281RU16046000081.

 В графе 5  декларации  был указан следующий адрес ООО «Форест-Тревел»: 185005, <...>.

Однако в самих таможенных декларациях Общество указало иной адрес: 186870, <...>.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении  Общества по состоянию на 19.08.2016 установлен адрес его места нахождения: 186870, Республика Карелия, <...> д. б/н.

При этом запись об изменении юридического адреса Общества внесена 01.08.2016 за номером 2161001208487, то есть еще до подачи ВТД.

Соответствующие изменения о внесении изменений в уставные документы, зарегистрированные   Инспекцией ФНС России по г. Петрозаводску и получены Обществом после 03.08.2016,  представлены таможенному органу 10.08.2016. 

Как утверждает Общество, на  момент регистрации  ВТД                                       № 10227010/030816/0002712 оно не располагало документами, подтверждающими государственную регистрацию изменений, внесенных в его учредительные документы.

 При этом  Общество не обращалось с заявлением о прекращении действия  ранее выданной лицензии на экспорт в связи со сменой юридического адреса и о предоставлении новой лицензии на тот же товар с указанием надлежащего юридического адреса.

Согласно подпункту 5 пункта 6 Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199, в графе 5 заявления на выдачу лицензии указываются  полное официальное наименование и юридический адрес юридического лица.

Порядок заполнения декларации на товары, вывозимые с таможенной территории, установлен утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях  по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

Согласно пункту 17 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, являющихся приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается, а согласно  пункту 18 в случае, если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

В силу подпункта 1 пункта 19  указанных Правил уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в случае обращения заявителя, представленного в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза.

В данном случае, как установили суды, Общество инициировало  внесение изменения в свои учредительные документы еще в период временного декларирования товара. Соответствующие  документы о регистрации изменений поданы им в период оформления декларирования товара. Запись об изменении юридического адреса Общества внесена 01.08.2016 за номером 2161001208487, то есть еще до подачи ВТД.

Таким образом, Общество знало как о предстоящих внесениях изменений в учредительные документы, так и необходимости в связи с этим оформления новой лицензии.

Однако, не исполнив  обязанность по прекращению лицензии, Общество осуществило  декларирование товара с представлением лицензии, в которой  сведения о месте нахождения Общества не соответствовали действительности. При этом Общество могло и должно было  предвидеть и оценить риски, связанные с подобным декларированием.

Общество не обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением о прекращении действия лицензии на экспорт в связи со сменой юридического адреса и о предоставлении новой лицензии на тот же товар с указанием надлежащего юридического адреса Общества.  Таким образом, Общество нарушило  порядок применения разовой лицензии, которая подтверждает использование тарифной квоты.

В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5).

Согласно  части 7 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при использовании временной декларации на товары ограничения применяются на день регистрации таможенным органом этой декларации.

Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

        Суды оценили представленные доказательства  и правомерно заключили, что таможенный орган, установив в ходе проверки несоответствия в представленных декларантом документах,  обоснованно отказал в применении пониженной ставки, доначислил таможенные платежи. Спор по произведенным  Таможней доначислениям отсутствует.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. При этом иное толкование заявителем законодательства Российской Федерации, как и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу № А26-4336/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форест-Тревел» - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е. Бурматова

Судьи

Е.Н. Александрова

 Л.И. Корабухина