ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4657/2017 от 14.05.2018 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 мая 2018 года

Дело №

А26-4657/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» Шкляева В.С. (доверенность от  28.12.2017),

рассмотрев   10.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу № А26-4657/2017 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В.,  Сомова Е.А.) ,

у с т а н о в и л:

       общество с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис», место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной, д.14, к. 3, офис 34, ОГРН 1041000039046, ИНН 1001158419; (далее - ООО «ОнегоСтройСервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4, ОГРН 1091001011265, (далее - ГЖИ, Инспекция) от 15.03.2017 № 148/040/13-12ГЖИи.

       Решением суда первой инстанции от 20.09.2017 (судья Гарист С.Н.) заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое предписание ГЖИ признано недействительным.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 27.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.09.2017 по делу № А26-4657/2017 отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.

В кассационной жалобе Общество просит постановление от 27.12.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному мнению о наличии у ГЖИ полномочий и оснований на выдачу оспариваемого предписания.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Общества поддержал свою правовую позицию, приведенную в кассационной жалобе.

Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 10.02.2017 № 146/040/13-12 по обращению гражданки Голубевой Е.В., проживающей в квартире № 8 дома № 2 по Скандинавскому проезду в г. Петрозаводске, Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка ООО «ОнегоСтройСервис».

В ходе проверки установлено, что в квартире № 8 дома № 2 по проезду Скандинавскому приняты к учету тепловые счетчики: № 1 (комната): марки «КСТ-22 Комбик-В», заводской номер 9Д-00470, первичная поверка 13.12.2013, дата следующей поверки - 13.12.2017 года, показания - 0,005 ГДж; № 2 (кухня): марки «КСТ-22 Комбик-В», заводской номер 9Д-00555, первичная поверка 13.12.2013, дата следующей поверки - 13.12.2017 года, показания 5,750 ГДж.

Впоследствии в указанной квартире произведен технический осмотр приборов учета, показания составили: № 1 (комната) - 0,005 ГДж, № 2 (кухня) - 9,800 ГДж. (акт от 03.02.2015).

На основании акта от 29.04.2016 обследования индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) в квартире № 8 в МКД установлено, что теплосчетчик заводской № 9Д-00470 марки «КСТ-22 Комбик-В» не изменяет показания расчета тепловой энергии, не показывается мгновенный расход. На момент обследования показания составляют - 0,005 ГДж. Срок неисправности ИПУ в акте не указан.

По акту от 25.10.2016 принят к учету ИПУ в квартире № 8 в МКД. Тип теплосчетчика «Пульсар», заводской номер 206292, первичная поверка - 2016 год, дата следующей поверки - 2020 год, показания - 0,0214 Гкал.

Поскольку  имелись случаи выхода из строя ИПУ, Обществом был произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире № 8 в МКД исходя из утвержденного норматива на отопление за период с октября 2014 года по март 2016 года в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Результаты проверки оформлены актом от 15.03.2017 № 146/040/13-12.

Установив, что Общество должно было произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению начиная с расчетного периода, в котором была установлена неисправность прибора, т.е. с апреля 2016 года, а не за весь период с начала установки прибора учета, Инспекцией Обществу было выдано предписание от 15.03.2017 № 148/040/13-12ГЖИи, в котором предписывается: в квартире 8 многоквартирного дома № 2 по проезду Скандинавскому в городе Петрозаводске в срок до 05 мая 2017 года произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению: за период с октября 2014 по март 2016 года - исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; за период с апреля по 25 октября 2016 - в соответствии с подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 60 Правил № 354.

Не согласившись с указанным предписанием ГЖИ, Общество оспорило его в арбитражном суде.

        Суд первой инстанции пришел к выводу  о том, что ООО «ОнегоСтройСервис» должно было произвести перерасчет начиная с расчетного периода в котором была установлена неисправность прибора учета, т.е. с апреля 2016, а не за весь период с начала установки прибора учета, но посчитав, что ГЖИ вышла за пределы своих полномочий в части вынесения оспариваемого предписания, удовлетворил заявленные требования Общества.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ГЖИ полномочий по вынесению обжалуемого предписания, отменил решение суда  и в удовлетворении  заявления отказал.

Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В силу частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за отопление (теплоснабжение).

Согласно статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(I) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию
индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за  расчетный  период в сроки,
установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим  положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в подпункте «г» пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом «е» пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении предельного количества расчетных периодов плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил № 354).

Статьей 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, общее определение которого приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 - 6 статьи 20 ЖК РФ).

Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, и координирующей роли органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (согласно взаимосвязанным положениям части 2 статьи 20, пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 ЖК РФ).

       При этом в силу прямого указания, содержащегося в части 4 статьи 20 ЖК РФ, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ.

        Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение № 493).

        Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011                      № 281-П утверждено «Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия» (далее - Положение № 281-П), в соответствии с пунктами 1 и 2 которого, Государственная жилищная инспекция Республики Карелия является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственный жилищный надзор в порядке, установленном действующим законодательством.

       В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 Положения № 281-П Инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе по определению размера и внесения платы за коммунальные услуги.

        Согласно положениям подпункта 6 пункта 10 Положения № 281-П должностные лица при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, т.е. о прекращении нарушений обязательных требований.

        Также на органы Государственного жилищного надзора в соответствии с частью 3 статьи 192 ЖК РФ возложено осуществление лицензионного контроля.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014                     № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт «б» пункта 3).

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013                  № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).

        В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе, начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

        Следовательно, соблюдение порядка осуществления расчетов с гражданами является обязательным требованием, предъявляемым к лицензиатам, подлежит лицензионному контролю.

        В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом изложенного, апелляционным судом обоснованно указано, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий и во исполнение обязанности, возложенной на ГЖИ пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, части 2 статьи 196 ЖК РФ.

Оспариваемое предписание, вынесенное в адрес Общества, направлено на пресечение допущенных  нарушений и выполнение им обязанностей, возложенных на ООО «ОнегоСтройСервис»,   действующим законодательством, не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем оснований для признания его недействительным у суда первой инстанции не имелось.

Доводы, указанные в кассационной жалобе Общества судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.

С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

         постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу № А26-4657/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» - без удовлетворения.

        Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис», место нахождения: 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лизы Чайкиной, дом 14, корпус 3, офис 34, ОГРН 1041000039046, ИНН 1001158419, из средств федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.04.2018 № 453.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин