ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4699/20 от 30.06.2021 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2021 года

Дело №

А26-4699/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 19.03.2019),

рассмотрев 30.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2021 по делу № А26-4699/2020,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис», адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск,         ул. Чапаева, д. 3, ОГРН 1021001770305, ИНН 1019000158 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство финансов), о признании недействительным предписания от 20.03.2020 № 2493/18.1-08/ (далее – Предписание).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее - Министерство по дорожному хозяйству).

Решением суда первой инстанции от 01.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2021, в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказано.

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 01.10.2020 и постановление от 14.03.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

По мнению подателя жалобы, судами сделан необоснованный вывод о том, что полученные Предприятием средства субсидии, направленные на погашение кредиторской задолженности, являются нецелевым использованием бюджетных средств. Предприятие считает, что исполнило все предусмотренные действующим законодательством условия при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Предприятие полагает, что приняло все зависящие от него меры для получения и целевого расходования средств субсидии, представило надлежащие документы, получило субсидию по итогам их рассмотрения, потратило денежные средства в строгом соответствии с заявкой и своевременно отчиталось о произведенных расходах.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

Предприятием до начала судебного заседания заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, вследствие невозможности участия его штатного представителя в назначенном судебном заседании.

Поскольку Предприятие и Министерство по дорожному хозяйству, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, а неявка их представителей в судебное заседание в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие, суд кассационной инстанции отклонил ходатайство подателя жалобы об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал свои возражения на кассационную жалобу.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством финансов в соответствии с приказом от 23.12.2019 № 805 в период с 24.12.2019 по 28.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, связанных с использованием Предприятием средств бюджета Республики Карелия, по результатам которой составлен акт от 18.02.2020 № 18.1-12/12-20.

В ходе проверки Министерством финансов выявлены нарушения Предприятием условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Республики Карелия, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 6 394 138 руб. 98 коп.

В выданном Предписании от 20.03.2020 № 2493/18.1-08/ Предприятию предложено принять меры по возврату в бюджет Республики Карелия средств в сумме 6 394 138 руб. 98 коп. в срок до 01.10.2020.

Не согласившись с указанным Предписанием Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав по правилам статьи  71 АПК РФ материалы дела и доводы сторон, посчитали заявленные Предприятием требования не подлежащими удовлетворению, поскольку признали  оспариваемое Предписание Министерства финансов обоснованным, не противоречащим закону и не нарушающими права и законные интересы заявителя.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В силу пункта 1 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 210-П, Министерство финансов является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.03.2015 № 84-П утвержден Порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия, пунктом 61 которого предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений орган контроля направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Под предписанием в целях данного Кодекса (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ) понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Предписание обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов, а поэтому может быть оспорено в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами из материалов дела установлено, что пунктом 11.3 Приложения                     № 8 к Закону Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках выполнения подпрограммы «Развитие транспортного обслуживания населения» Государственной программы Республики Карелия «Транспортное обслуживание населения» предусмотрена субсидия на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа (субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг), в размере 8 818 800 руб.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.12.2018 № 473-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок предоставления субсидии).

Согласно пункту 4 указанного Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем и получателем субсидии, предусматривающего согласие получателя субсидии на осуществление проверок главным распорядителем и уполномоченным органом государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Такое соглашение заключено между Министерством по дорожному хозяйству (главный распорядитель) и Предприятием (получатель) 01.03.2019.

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения субсидия из бюджета Республики Карелия в 2019 году предоставляется получателю в целях финансового обеспечения затрат, связанных с погашением кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В приложении № 1 к соглашению также указано направление затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, а именно: погашение кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа.

Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой Предприятию из бюджета Республики Карелия в 2019 году, составил                                           8 818 800 руб.

Денежные средства в размере 8 818 800 руб. были перечислены Предприятию платежным поручением от 07.03.2019 № 561754.

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно Отчету о расходах, финансовым источником финансового обеспечения которых является субсидия, представленному Предприятием в Министерство по дорожному хозяйству (письмо от 13.03.2019 № 57/1), полученная в рамках соглашения субсидия была направлена, в том числе:

- на возврат излишне перечисленной выручки за продажу билетов по договору комплексного обслуживания перевозчика от 01.01.2018 № 20/10-2018-А в сумме 5 274 515 руб. 79 коп.

- на возврат аванса по контракту 04.07.2018 № 0506500000518000017-0863552-01 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в 2018 году в сумме 1 119 623 руб. 19 коп.

В ходе проверки Министерством финансов установлено, что предоставленная Предприятию субсидия на общую сумму 6 394 138 руб. 98 коп. израсходована нецелевым образом.

В соответствии с Отчетом о расходах Предприятием погашена кредиторская задолженность перед государственным унитарным предприятием Республики Карелия «Карелавтотранс» (далее – ГУП РК «Карелавтотранс») по платежным поручениям от 11.03.20119 № 213 - на сумму 5 274 515 руб. 79 коп. и от 11.03.2019 № 214 - на сумму 1 119 623 руб. 19 коп. (том 2 л.д. 28-29).

Между тем судами установлено, что денежные средства в размере                           5 274 515 руб. 79 коп., полученные в качестве субсидии, направлены Предприятием не на погашение имеющейся кредиторской задолженности перед указанным юридическим лицом, а на возврат излишне перечисленной выручки за продажу билетов по договору от 01.01.2018 № 20/10-2018-А.

По договору от 01.01.2018 № 20/10-2018-А на комплексное обслуживание перевозчика, заключенному Предприятием (заказчик) с ГУП РК «Карелавтотранс» (исполнитель), последний обязался за вознаграждение совершать на автовокзале по поручению заказчика от его имени и за его счет продажу билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принимать оплату за провоз багажа по регулярным автобусным маршрутам, обслуживаемым автобусами, принадлежащими заказчику, согласно расписанию Также исполнителем осуществлялось вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей заказчика, выполняющих рейсы согласно расписанию.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора вознаграждение выплачивалось исполнителю за осуществление реализации проездных документов (билетов на проезд и провоз багажа) в размере 10% от суммы реализации. При этом сумма вознаграждения подлежала удержанию исполнителем самостоятельно из суммы выручки от реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа (пункт 3.6), что само по себе исключало перечисление Предприятию излишней выручки.

По условиям договора от 01.01.2018 № 20/10-2018-А обязанность исполнителя (ГУП РК «Карелавтотранс») производить авансовое перечисление выручки от реализации билетов заказчику не предусматривалась.

В силу пункта 3.3 договора исполнителю лишь предоставлялось право производить перечисление заказчику сумм выручки от реализации билетов в текущем месяце на основании предварительных данных за первую и вторую декады текущего месяца, но также за вычетом вознаграждения.

При толковании приведенных условий договора (статья 431 ГК РФ) суды пришли к выводу, что в текущем месяце в качестве выручки от реализации билетов на основании предварительных данных исполнителем могли перечисляться за вычетом вознаграждения лишь средства самого Предприятия, которые в соответствии с абзацем первым пункта 3.3 подлежали перечислению заказчику в обычном порядке в течение 10 банковских дней с момента представления ежемесячного отчета исполнителя о количестве и стоимости проданных билетов.

В  этой связи суды обоснованно признали, что перечисленная Предприятию выручка от продажи билетов в любом случае не могла образовывать кредиторскую задолженность перед исполнителем, учитывая, что выручка являлась собственностью Предприятия независимо от способа ее перечисления на счет заказчика.

Как верно установили суды, в такой ситуации в отсутствие самого факта хозяйственной деятельности, непосредственно связанного с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, перечисление Предприятием исполнителю излишней выручки за продажу билетов по договору от 01.01.2018 № 20/10-2018-А в сумме 5 274 515 руб. 79 коп. не могло расцениваться в качестве погашения  кредиторской задолженности и отвечать целям предоставления субсидии.  

Вследствие нецелевого расходования Предприятием средств в указанной сумме суды правомерно не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого Представления по данному эпизоду проверки. 

Кроме того, из материалов проверки судами установлено, что полученная Предприятием субсидия в сумме 1 119 623 руб. 19 коп. направлена на погашение кредиторской задолженности перед ГУП РК «Карелавтотранс» (заказчик) по контракту от 04.07.2018 № 0506500000518000017-0863552-01, связанному с оказанием Предприятием (исполнитель) услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в 2018 году.

Между тем условия данного контракта не предусматривали наличие у исполнителя работ каких-либо денежных обязательств перед заказчиком, неисполнения которых могло повлечь за собой образование кредиторской задолженности.

Напротив, в силу пункта 2.6 контракта именно ГУП РК «Карелавтотранс» как заказчик приняло на себя обязательство по оплате работ, принятых от исполнителя после подписания им соответствующего акта.

Авансирование работ контрактом не предусматривалось.

Из материалов дела судами установлено, что перечисление Предприятием заказчику по контракту денежных средств в сумме 1 119 623 руб. 19 коп. за счет средств субсидии осуществлено без каких-либо на то оснований. Иного  заявителем не доказано.

Более того, как правильно указали суды, оказание Предприятием по данному контракту услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта для ГУП «Карелавтотранс» не относится к деятельности по перевозке пассажиров и багажа, что само по себе является достаточным основанием для признания направления субсидии на цели осуществления расчетов по данному контракту нецелевым расходованием бюджетных средств.

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия Предприятия по направлению полученных по Соглашению средств субсидии на погашение задолженности по договору, равно как и по контракту не отвечают требованиям бюджетного законодательства и являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

Довод Предприятия о том, что субсидия в общей сумме 8 818 800 руб. выделена в соответствии с Законом Республики Карелия от 21.12.2018                              № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и на основании его заявки судами правомерно отклонен, поскольку при формальном создании получателем субсидии кредиторской задолженности, что выявлено в ходе проверки, сам факт законного выделения средств субсидии не подтверждает ее расходование по целевому назначению.

Исходя из изложенного, суды обоснованно признали, что оспариваемое Предписание выдано Министерством финансов заявителю правомерно, в рамках предоставленных ему полномочий и при наличии достаточных к тому оснований, установленных в ходе проверки.

В этой связи предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания Предписания Министерства финансов недействительным суды правомерно не усмотрели.

Несогласие подателя с оценкой имеющихся в материалах дела  доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.

Поскольку исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы, направленные на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. 

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2021 по делу № А26-4699/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева