АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 октября 2021 года | Дело № | А26-4722/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Елагиной О.К., при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителя ФИО2 (доверенность от 29.01.2021), рассмотрев 12.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу № А26-4722/2020, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Автоспецтранс», адрес: 185034, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, о взыскании 112 635,77 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с мая 2018 г. по декабрь 2019 г., 6 480,89 руб. пени за несвоевременную оплату, начисленных за период с 11.01.2020 по 25.05.2020, и до даты фактического исполнения обязательства. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены ООО «Управляющая компания-САС», адрес: 188610, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, ООО «АктивПро», адрес: 186422, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>. Решением суда первой инстанции от 02.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2021, иск удовлетворен. Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель ФИО1 обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт – об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, непредставление Обществом доказательств установки контейнерных площадок в п. Летнереченский доказывает отсутствие деятельности и возможности деятельности регионального оператора в п. Летнереченский в спорный период; судами не учтено решение Верховного Суда Республики Карелия от 05.04.2021 по административному делу № 3а-42/2021. В возражениях на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая судебные акты законными и обоснованными. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы. Общество и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 01.03.2018 в официальном печатном издании Республики Карелия – газете «Карелия» (№ 12 (2837) региональным оператором Республики Карелия – Обществом было опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора (публичная оферта). Указанное предложение также было опубликовано на официальном сайте Общества http://rotko10.ru/ 23.03.2018 № 1794 и одновременно размещена информация о тарифе регионального оператора по обращению с ТКО. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Общество 19.02.2018 заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Карелия (далее – Соглашение), на основании которого Общество получило статус регионального оператора. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29 установлен и введен в действие с 01.05.2018 по 31.12.2021 единый тариф, опубликованный 01.03.2018 на сайте официального печатного издания Республики Карелия – газете «Карелия» (№ 12 (2837). В рамках настоящего дела Общество в период с мая 2018 г. по декабрь 2019 г. оказывало предпринимателю услуги по вывозу ТКО на основании договора от 28.11.2019 № 37-168 АСТ, которые им не оплачены. Указанный договор направлялся в адрес предпринимателя, но был возвращен им ввиду отказа от его заключения. Неисполнение предпринимателем требований Общества, изложенных в претензии от 11.02.2020, явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с иском. Оценив с соблюдением требований статей 67, 68, 69, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными по праву и размеру. Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции. Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующему. Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019. На основании части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). В силу части 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Частью 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), разделом I (1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 4 Правил № 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. На основании пункта 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 названных Правил. Согласно пункту 8 (11) указанных Правил потребитель (собственник ТКО или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Как указано в пункте 8 (15) Правил № 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил. В силу пункта 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом под потребителем Правил № 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Поскольку в установленные сроки предприниматель обязательств по заключению договора с региональным оператором не исполнил, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Таким образом, договор № 37-168 АСТ считается заключенным. Доказательств того, что Общество в спорный период не осуществляло деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых предпринимателем, в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено. Нормативы накопления ТКО на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 № 81. Постановлением государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)» с изменениями, внесенными 28.12.2018, для Общества установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с ТКО. Суды установили, что в п. Летнереченский был организован пакетный сбор ТКО. Собранные ТКО складировались на площадке временного накопления по адресу: <...> (бывшая территория гаража Летнереченского леспромхоза), которые в дальнейшем транспортировались на полигон, расположенный в Кемском районе. Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с ТКО ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил. Доказательств невыполнения Обществом своих обязанностей в рамках договора ответчик в материалы дела также не представил, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявил, равно как не представил доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами № 1156 и условиями типового договора не предусмотрено. Довод предпринимателя о том, что решением Верховного суда Республики Карелия от 05.04.2021 по административному делу № 3а-42/2021 пункт 2 Приложения к Приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 № 81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» признан не действующим в части, устанавливающей норматив накопления ТКО для продовольственных магазинов в размере 1,036 для 1 кв.м общей площади, был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно им отклонен с учетом правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 29.06.2009 № 2008-О. Таким образом, поскольку факт оказания услуг Обществом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, предпринимателем не опровергнут, оснований для отказа в иске у судов первой и апелляционной инстанций не имелось. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Согласно части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба предпринимателя ФИО1 рассмотрена, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу № А26-4722/2020, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2021, и возвратить предпринимателю ФИО1 с депозитного счета Арбитражного суда Северо-Западного округа денежные средства в размере 136 500 руб., перечисленные по платежному поручению от 04.08.2021 № 292 в качестве встречного обеспечения. Ошибочно уплаченные предпринимателем за рассмотрение кассационной жалобы 136 500 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 27.07.2021 № 276 подлежат возврату ФИО1 из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу № А26-4722/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения. Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.02.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу № А26-4722/2020, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2021. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, 136 500 руб., перечисленных на депозитный счет Арбитражного суда Северо-Западного округа платежным поручением от 04.08.2021 № 292 в качестве встречного обеспечения. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 136 500 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченных по платежному поручению от 27.07.2021 № 276. | ||||
Председательствующий | В.В. Дмитриев | |||
Судьи | М.Г. Власова О.К. Елагина | |||