АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 мая 2018 года | Дело № | А26-5108/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., рассмотрев 29.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.09.2017 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 (судьи Слобожанина В.Б., Казарян К.Г., Сотов И.В.) по делу № А26-5108/2017, у с т а н о в и л: Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Комитет) 1 321 185 руб. субсидии, не выплаченной за 3 и 4 кварталы 2016 года по соглашению от 04.02.2016 № 3-2016. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено публично-правовое образование Республика Карелия в лице Комитета, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов Республики Карелия (место нахождения: <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство). Решением суда первой инстанции от 14.09.2017 (с учетом определения от 14.09.2017 об исправлении арифметической ошибки) с публично-правового образования Республика Карелия в лице Комитета в пользу Предприятия взыскано 606 419 руб. 15 коп. недополученной субсидии, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом и Предприятием в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.12.2015 № 1968-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2016 год», постановлениями Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия» и от 03.02.2016 № 23-П «Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию» заключено соглашение от 04.02.2016 № 3-2016 о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2016 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия. Как предусмотрено пунктами 2.2.2 соглашения, Комитет обязан довести до Предприятия объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия (субсидии) в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия на финансовый год. В соответствии с пунктом 2.1.1 и приложением № 1 соглашения Предприятие обязано предоставлять в Комитет ежеквартально расчёт объёма субсидии по утвержденной форме, ежемесячный отчёт о фактической реализации тепловой энергии потребителям, а также сведения за предыдущий период о целевом использовании субсидии. Объем ассигнований из бюджета Республики Карелия определен в размере 2 978 700 руб. разделом 3 соглашения с учетом дополнительных соглашений к нему от 27.04.2016 № 1, от 15.07.2016 № 2, от 19.10.2016 № 3. Указанная сумма перечислена Предприятию платежными поручениями от 05.02.2016 № 845475, от 13.04.2016 № 307867, от 13.05.2016 № 466952, от 19.07.2016 № 835483, от 24.10.2016 № 443914. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2016 по делу № А26-1654/2014 Предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. По расчетам Предприятия, представленным в Комитет, его потери в доходах за 3 и 4 кварталы 2016 года в размерах 324 844 руб. 73 коп. и 996 340 руб. 27 коп. соответственно подлежат дополнительному компенсированию. Задолженность по субсидиям за указанный период в сумме 1 321 185 руб. Предприятие просило выплатить ему письмом от 21.03.2017. Комитет письмом от 10.05.2017 отклонил обращение Предприятия о выплате субсидии, сославшись на письмо Министерства от 25.04.2017, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 30.01.2017 № 30-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов» предоставление субсидии на указанные цели осуществляется юридическим лицам, не находящимся в банкротстве. Предприятие, полагая, что Комитетом не исполнены условия соглашения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, установив, что по состоянию на 01.10.2016 доведенные до Комитета лимиты бюджетных обязательств не были полностью использованы, удовлетворил иск в размере субсидии, подлежащей перечислению Предприятию по его расчетам до даты признания его банкротом. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Статьей 7 Закона Республики Карелия от 24.12.2015 № 1968-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2016» (далее – Закон о бюджете) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2016 год, по соответствующим целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложению 4 к этому Закону при условии заключения соответствующих соглашений (часть 1). Во исполнение части 3 статьи 7 названного Закона Правительство Республики Карелия постановлением от 05.02.2008 № 24-П утвердило Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (далее – Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг с получателями бюджетных средств. В силу пункта 6 Порядка юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг представляют главному распорядителю финансовую отчетность об использовании субсидий в порядке, установленном соглашением (договором). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Карелия от 03.02.2016 № 23-П «Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию» финансовое обеспечение субсидии, предоставляемой юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в целях компенсации части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период. В данном случае между Комитетом и Предприятием заключено соглашение от 04.02.2016 № 3-2016 о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2016 год, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия. Согласно Приложению № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П одним из критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий из бюджета Республики Карелия, является отсутствие решения арбитражного суда о признании юридического лица банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 3). Как установлено судами двух инстанций, ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2016 год (приложение 4 к Закону о бюджете) бюджетные ассигнования на компенсацию части потерь юридических лиц в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, определены в сумме 762 283 200 руб. (пункт 10). Судами также установлено, что Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств, до получателей по состоянию на 01.10.2016 данные бюджетные ассигнования не доведены в объеме 126 734 705 руб. 23 коп. Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений (договоров), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит. В соответствии со статьей 309, пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с доводами истца о наличии у него права требовать дополнительной компенсации потерь в доходах за 3 и 4 кварталы 2016 года за счет бюджета Республики Карелия, исходили из того, что по состоянию на 01.10.2016 доведенные до Комитета лимиты бюджетных обязательств не были полностью использованы, а потери Предприятия в доходах подтверждены соответствующими расчетами. Исходя из того, что в силу пункта 2.2.2 соглашения Комитет обязан довести до Предприятия объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи на финансовый год, арбитражные суды двух инстанций пришли к выводу о неисполнении Комитетом условий соглашения от 04.02.2016 № 3-2016. В связи с признания Предприятия банкротом решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2016 по делу № А26-1654/2014 и открытия в отношении него конкурсного производства суды удовлетворили иск частично, взыскав сумму субсидии, рассчитанную до указанной даты. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Доводы Комитета, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу № А26-5108/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян И.Г. Савицкая | |||