ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5273/2023 от 30.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 февраля 2024 года

Дело №А26-5273/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: Макарова А.Ю. по доверенности от 01.04.2023 (онлайн)

от заинтересованного лица-1: Минаева Т.А. по доверенности от 15.01.2024,

Ларичева Н.А. по доверенности от 16.03.2023

от заинтересованного лица-2: Жимирикина А.С. по доверенности от 27.09.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-42970/2023, 13АП-43556/2023) ООО «Дальинтерлес» и Центрального таможенного управления на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2023 по делу № А26-5273/2023, принятое

по заявлению ООО «Дальинтерлес»

к 1) Карельской таможне; 2) Центральному таможенному управлению

об оспаривании решений, уведомлений

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» (ОГРН: 1142703005059, адрес: 123100, Москва, ул. Мантулинская, д. 9, к. 1, кв. 87, далее - заявитель, Общество, ООО «Дальинтерлес») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными 151 решения Карельской таможни (ОГРН: 1081001009440, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 25, пом. б/н, далее – Таможня, заинтересованное лицо-1) от 07.04.2023, 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, и 151 уведомления Центрального таможенного управления (ОГРН: 1037739218758, адрес: 107078, Москва, пр-кт Академика Сахарова, д. 9, далее – Управление, заинтересованное лицо-2) от 14.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023, 21.04.2023, 24.04.2023, 27.04.2023, 28.04.2023 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Решением от 17.10.2023 суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил частично, признал недействительными в части начисления пеней в период действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, 151 Уведомление Центрального таможенного управления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней; обязал Центральное таможенное управление устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов ООО «Дальинтерлес» путем возврата излишне начисленных и уплаченных пени; в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказал; взыскал с Центрального таможенного управления в пользу ООО «Дальинтерлес» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 453 000 руб.

Не согласившись с решением суда, ООО «Дальинтерлес» и Центральное таможенное управление обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В судебном заседании представители сторон поддержал доводы своих апелляционных жалоб, возражал против удовлетворения апелляционных жалоб оппонента.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в период с 19.10.2021 по 31.12.2021 ООО «Дальинтерлес» осуществлен экспорт лесоматериалов, задекларированных с применением деклараций на товары, содержащих сведения о количестве и таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, в объеме 18 722,77 куб.м.

В соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС Карельской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Дальинтерлес» на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях.

В ходе проверки таможней установлено, что ООО «Дальинтерлес» (Продавец) заключены внешнеторговые контракты:

контракт от 11.03.2020 № HLSF-3360 с фирмой «Суйфеньхэская торгово-экономическая компания «Линь Шо», КНР (покупатель);

контракт от 23.10.2020 №HLSF-3253 с фирмой «Суйфеньхэская торгово-экономическая компания «Тон Вэй», КНР (покупатель);

контракт от 18.01.2021 №HLRH-125 с фирмой «Жаохэйская торговая компания Юань Мао», КНР (покупатель) (далее - Контракты).

В соответствии с условиями указанных Контрактов Продавец продает, а Покупатель принимает товар - круглый лес (пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород) и пиломатериал хвойных пород. Общая стоимость каждого Контракта составляет 7 500 000 долл. США.

Во исполнение обязательств по вышеуказанным Контрактам ООО «Дальинтерлес» помещены под таможенную процедуру экспорта товары, задекларированные по проверяемым декларациям на товары (далее - ДТ), указанным в Приложении № 1 к акту проверки, а именно:

бревна круглые неокоренные, необработанные, сортимент пиловочник, порода ель аянская (PICEA JEZOENSIS) и бревна круглые неокоренные, необработанные, сортимент пиловочник, порода пихта белокорая (ABIES NEPHROLEPIS), классифицируемые кодом по ТНВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0;

бревна круглые неокоренные, необработанные, сортимент пиловочник, порода лиственница даурская (LARIX DAHURICA), классифицируемые кодом по ТНВЭД ЕАЭС 4403 25 910 0.

Общее количество задекларированного товара составило 18 722,77 куб.м., общая таможенная стоимость - 126 516 070,16 руб.

При таможенном декларировании товаров ООО «Дальинтерлес» выступало в качестве отправителя, декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование.

В графе № 44 проверяемых ДТ под кодом "01011" ("лицензия на экспорт и (или) импорт товаров") указаны следующие сведения о лицензиях:

от 01.02.2021 № 000RU21002000639 (контракт от 11.03.2020 № HLSF-3360);

от 01.02.2021 № 000RU21002000640 (контракт от 23.10.2020 №HLSF-3253);

от 09.02.2021 № 000RU21002000642 (контракт от 11.03.2020 № HLSF-3360);

от 09.02.2021 № 000RU21002000645 (контракт от 18.01.2021 № HLRH-125).

Разовая лицензия от 01.02.2021 № 00RU21002000639 выдана Минпромторгом России заявителю - ООО «Дальинтерлес» на экспорт товара - брёвна из пихты (ABIES SPP.) прочей и ели (PICEA SPP.) прочей с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, код товара по ТНВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0, страна происхождения - Россия, страна назначения - Китай, количество 18 393 куб.м., контракт от 11.03.2020 № HLSF-3360.

Разовая лицензия от 01.02.2021 № 000RU21002000640 выдана Минпромторгом России заявителю - ООО «Дальинтерлес» на экспорт товара -брёвна из пихты (ABIES SPP.) прочей и ели (PICEA SPP.) прочей с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, код товара по ТНВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0, страна происхождения - Россия, страна назначения - Китай, количество 27 000 куб.м., контракт от 23.10.2020 №HLSF-3253.

Разовая лицензия от 09.02.2021 № 00RU21002000642 выдана Минпромторгом России заявителю - ООО «Дальинтерлес» на экспорт товара -брёвна хвойных пород, прочие с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник - лиственница Даурская (LARIX DAHURICA)), код товара по ТНВЭД ЕАЭС 4403 25 910 0, страна происхождения - Россия, страна назначения - Китай, количество 7 000 куб.м., контракт от 11.03.2020 № HLSF-3360.

Разовая лицензия от 09.02.2021 № 000RU21002000645 выдана Минпромторгом России заявителю - ООО «Дальинтерлес» на экспорт товара -брёвна из пихты (ABIES SPP.) прочей и ели (PICEA SPP.) прочей с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, код товара по ТНВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0, страна происхождения - Россия, страна назначения - Китай, количество 20 000 куб.м., контракт от 18.01.2021 № HLRH-125.

В графе 5 "Заявитель" вышеуказанных лицензий указаны сведения об участнике внешнеторговой деятельности, которому выдана лицензия: ООО «Дальинтерлес», 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, шоссе Северное, дом 4, корпус 9Б.

На основании представленных лицензий в отношении задекларированных в проверяемых ДТ товаров применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 13 % от таможенной стоимости товаров согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее - Постановление № 754), действовавшему на дату декларирования товаров.

Согласно сведениям об ООО «Дальинтерлес», содержащимся в ЕГРЮЛ, 19.10.2021 в учредительные документы Общества внесена запись об изменении места нахождения организации с адреса: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Северное, дом 4, корпус 9Б, на новый адрес - 123100, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, ул. Мантулинская, д.9, к.1, кв.87 (государственный регистрационный номер записи 2217709813539).

В проверяемых ДТ в графах 2 «Отправитель/Экспортер», 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», 14 «Декларант», а также в графе 5 вышеуказанных лицензий указаны следующие сведения об адресе (месте нахождения) Общества - 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, шоссе Северное, дом 4, корпус 9Б.

В ходе камеральной таможенной проверки Инспекцией ФНС России № 3 по г. Москве письмом от 01.07.2022 № 05-10/26805 в ответ на запрос Карельской таможни от 02.06.2022 № 11-13/06707 представлена копия Устава ООО «Дальинтерлес» (новая редакция) от 15.09.2021. Согласно указанным документам место нахождения ООО «Дальинтерлес» - Российская Федерация, г.Москва.

Таким образом, таможня установила, что сведения об адресе места нахождения ООО «Дальинтерлес», содержащиеся в проверяемых ДТ и в вышеуказанных лицензиях, представленных при таможенном декларировании лесоматериалов по проверяемым ДТ, не соответствуют сведениям, указанным в учредительных документах Общества и в ЕГРЮЛ.

При этом, обращения ООО «Дальинтерлес» в Минпромторг России о прекращении действия лицензий №№ 000RU21002000639, 000RU21002000642, 000RU21002000640, 000RU21002000645, в том числе в связи с внесением изменений в учредительные документы, отсутствуют.

Указанные сведения подтверждаются письмом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 18.04.2022 № 34169/03 в ответ на запрос Карельской таможни от 06.04.2022 № 24-13/04339.

Таким образом, Таможней установлено, что сведения о месте нахождения Заявителя - ООО «Дальинтерлес», указанные в лицензиях №№ 000RU21002000639, 000RU21002000642, 000RU21002000640, 000RU21002000645, представленных при таможенном декларировании товаров по проверяемым ДТ, не соответствовали сведениям о месте нахождении данного юридического лица, указанным в его учредительных документах и в ЕГРЮЛ, в связи с чем данные лицензии, по мнению таможенного органа, не могли подтверждать применение тарифных квот в отношении товаров, задекларированных с 19.10.2021 по проверяемым таможенным органом ДТ.

Данный факт, по мнению таможенного органа, свидетельствует о нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, выразившиеся в необоснованном применении тарифных квот на основании лицензий Минпромторга России №№ 000RU21002000639, 000RU21002000640, 000RU21002000642, 000RU21002000645, и влекущие за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

По итогам проверки таможенным органом составлен акт, в котором зафиксировано, что в отношении товаров общим объемом 18 136,02 куб.м.. задекларированных по проверяемым ДТ (с 19.10.2021 по 31.12.2021) подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. вывозимых лесоматериалов.

Предполагаемая сумма таможенных пошлин, подлежащих дополнительному исчислению и уплате (взысканию), по мнению таможенного органа, составляет 82811 539,36 руб.

На основании акта камеральной таможенной проверки Карельской таможней приняты 151 решение от 07.04.2023, 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.

На основании данных решений Центральным таможенным управлением выставлены уведомления от 14.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023, 21.04.2023, 24.04.2023, 27.04.2023, 28.04.2023 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени на общую сумму 94 531 012, 26 руб., из них таможенные платежи, подлежащие уплате составляют 82 811 539, 31 руб., пени - 11 719 472, 95 руб.

Не согласившись с указанными решениями Таможни и выставленными Управлением уведомлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил частично, исключив из периода начисления пени, период действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ № 497, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о правомерности вынесенных таможней решений и уведомлений.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно статье 140 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются: уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС с соблюдением запретов и ограничений.

Статьями 106, 108 ТК ЕАЭС регламентирован перечень сведений, подлежащих указанию в ДТ, а также документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ.

К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

В приложении № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 утвержден Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (далее - Протокол о мерах нетарифного регулирования к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

В соответствии с пунктом 47 данного Протокола при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, в отношении которых введена тарифная квота, применяется лицензирование. Лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров.

В соответствии с пунктом 48 Протокола о мерах нетарифного регулирования к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, в приложении к данному Протоколу установлены Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (далее - Правила выдачи лицензий). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2017 № 1520 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны", действовавшим на дату декларирования товаров, утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны (далее - Правила распределения), а также тарифные квоты в отношении ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0, 4403 25 910 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны.

Согласно пункту 3 Правил распределения, тарифные квоты на ель, пихту и лиственницу распределяются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) в соответствии с утвержденной им методикой расчета на основании данных таможенной статистики, представляемых Федеральной таможенной службой, между участниками внешнеэкономической деятельности, которые вывозили ель, пихту и лиственницу, а также продукцию лесопереработки в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода.

В соответствии с пунктом 7 Правил распределения использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Минпромторгом России (далее - Лицензия).

Лицензия выдается сроком на 1 год в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Форма лицензии на экспорт отдельных видов товаров утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199.

Как следует из материалов дела, при таможенном декларировании и выпуске товара ООО «Дальинтерлес» в графах 2 ДТ «Отправитель/Экспортер», в графах 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», графах 14 «Декларант», а также в графах 5 представленных декларантом Лицензий указаны сведения об адресе (месте нахождения) Общества - 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск - на Амуре, шоссе Северное, дом 4, корпус 9Б.

При этом, сведения об адресе места нахождения ООО «Дальинтерлес», содержащиеся в проверяемых ДТ и в вышеуказанных лицензиях, представленных при таможенном декларировании лесоматериалов по проверяемым ДТ, не соответствуют сведениям, указанным в учредительных документах Общества и в ЕГРЮЛ.

Согласно сведениям об ООО «Дальинтерлес», содержащимся в ЕГРЮЛ, 19.10.2021 в учредительные документы Общества внесена запись об изменении места нахождения организации с адреса: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, шоссе Северное, дом 4, корпус 9Б, на новый адрес - 123100, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, ул. Мантулинская, д.9, к.1, кв.87 (государственный регистрационный номер записи 2217709813539).

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что выпуск товара производится согласно наименованиям и количеству товара, при этом, изменение адреса юридического лица не влечет автоматического прекращения действия выданных лицензий

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в ЕГРЮЛ.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 №199 утверждена Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии.

Согласно подпункту 5 пункта 6 данной Инструкции в лицензии в графе 5 «Заявитель» указываются сведения о Заявителе - юридическом лице: полное официальное наименование и юридический адрес.

Согласно пункту 17 Правил выдачи лицензий (приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014) внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается.

В соответствии с пунктом 18 данных Правил в случае, если внесены изменения в учредительные документы Заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), Заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

Следовательно, сведения о наименовании и адресе Заявителя - юридического лица, указанные в представляемой при таможенном декларировании товаров лицензии для подтверждения отнесения их к товарам, вывозимым в рамках тарифных квот, должны соответствовать сведениям о наименовании и адресе юридического лица, указанным в учредительных документах и в ЕГРЮЛ.

В связи с тем, что внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в случае изменения места нахождения юридического лица, которому выдана лицензия, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Общество обязано было обратиться в уполномоченный орган с заявлением о прекращении действия лицензии на экспорт и о выдаче новой лицензии, содержащей сведения о надлежащем адресе места нахождения юридического лица.

Таким образом, Общество, не исполнив эту обязанность, приняло на себя риск утраты права на применение тарифной квоты и льготной ставки таможенных пошлин.

Тот факт, что действие лицензий на экспорт в момент таможенного декларирования не было прекращено уполномоченным органом, не может служить основанием для ее принятия как надлежащего документа, подтверждающего наличие квоты и возможность применения льгот.

В обоснование апелляционной жалобы Общество также указывает на то, что таможней нарушен срок проведения камеральной таможенной проверки, установленный Законом № 289-ФЗ.

Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.

Как следует из материалов дела, таможенный контроль после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки в отношении ООО «Дальинтерлес» по вопросу достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары Карельской таможней проведен в период с 27.04.2022 по 14.02.2023.

В соответствии с пунктом 5 статьи 228 Закона № 289-ФЗ срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки.

В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

Таким образом, в срок проведения проверки в отношении ООО «Дальинтерлес» не включаются периоды между датой направления требований о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке и датой получения таких документов и (или) сведений таможенным органом, в частности:

28.04.2022 в ходе камеральной таможенной проверки в адрес ООО «Дальинтерлес» направлено требование о предоставлении документов и сведений (копий, заверенных надлежащим образом), необходимых для проведения таможенного контроля (письмо Карельской таможни № 11-13/05292).

Срок предоставления документов - четырнадцать календарных дней от даты получения требования. Требование Карельской таможни от 28.04.2022 № 11-13/05292 получено ООО «Дальинтерлес» 17.05.2022.

01.06.2022 от ООО «Дальинтерлес» в Карельскую таможню поступило ходатайство (письмо от 30.05.2022 № 376) о продлении срока исполнения требования №11-13/05292 от 28.04.2022.

01.06.2022 в адрес ООО «Дальинтерлес» Карельской таможней отправлено уведомление о продлении срока представления документов и(или) сведений до 30.06.2022.

05.07.2022 от ООО «Дальинтерлес» в адрес Карельской таможни поступило письмо от 27.06.2022 №256 о том, что предоставить запрошенные документы не представляется возможным по объективным причинам: в отношении ООО «Дальинтерлес» назначено и проводится параллельно две камеральные проверки разными территориальными таможенными органами, по одним и тем же сведениям, содержащимся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документов. Уссурийской таможней камеральная таможенная проверка проводится с 26.05.2022 и направлено требование о предоставлении документов и сведений Уссурийской таможней от 31.05.2022 № 17-11/11809.

При этом, Уссурийской таможней письмом от 08.08.2022 №17-10/17161 в адрес Карельской таможни направлены документы, представленные ООО «Дальинтерлес» в ответ на требование от 31.05.2022 №17-11/11809.

Таким образом, документы и (или) сведения (копии, заверенные надлежащим образом) по п.1-5 и по п.8-11 Требования Карельской таможни от 28.04.2022 № 11-13/05292, а также документы, запрашиваемые в п.6, п.7 Требования Карельской таможни от 28.04.2022 № 11-13/05292, не были представлены в Карельскую таможню.

Непредставление Обществом в Карельскую таможню в установленный срок документов и сведений (копий, заверенных надлежащим образом в полном объеме), необходимых для проведения таможенным органом таможенной проверки, препятствовало осуществлению надлежащего таможенного контроля.

Таким образом, период не подлежащий включению в срок проведения камеральной таможенной проверки составил 68 календарных дней.

11.08.2022 в адрес ООО «Дальинтерлес» направлено Требование о представлении документов и (или) сведений при проведении камеральной таможенной проверки (№ 11-13/10189).

Срок предоставления документов по требованию от 11.08.2022 № 11-13/10189 установлен в течение четырнадцати календарных дней с даты получения требования.

Требование Карельской таможни от 11.08.2022 № 11-13/10189 получено ООО «Дальинтерлес» 29.08.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80089575081856, не исполнено.

Установленный таможенным органом срок представления документов и (или) сведений, а также письменного объяснения причин неисполнения требования и мотивированного обращения о продлении срока представления документов истек 12.09.2022.

В соответствии со статьей 236 Закона № 289-ФЗ проверяемое лицо вправе до истечения установленного срока представления документов представить в таможенный орган письменные объяснения причин неисполнения требования и мотивированное обращение о продлении срока представления документов.

Мотивированное обращение о продлении срока представления документов по требованию от 11.08.2022 № 11-13/10189 от ООО «Дальинтерлес» в Карельскую таможню не поступало.

13.09.2022 в Карельскую таможню от ООО «Дальинтерлес» поступило письмо от 07.09.2022 №371 о том, что запрашиваемые Карельской таможней документы (по требованию от 11.08.2022 № 11-13/10189) в рамках назначенной камеральной проверки (уведомление о проведении камеральной таможенной проверки от 27.04.2022 № 11-13/05228) направлены Обществом (исх. № 254 от 27.06.2022 г.) в Уссурийскую таможню в соответствии с их требованием (№ 17-11/11809 от 31.05.2022).

Вместе с тем, согласно перечню документов, указанному в сопроводительном письме от 27.06.2022 №254 ООО «Дальинтерлес» в Уссурийскую таможню, запрашиваемые Карельской таможней документы по требованию 11.08.2022 № 11-13/10189 не представило.

Таким образом, необходимые документы и сведения представлены не были.

Период не подлежащий включению в срок проведения камеральной таможенной проверки составил 32 календарных дня.

23.08.2022 в адрес ООО «Дальинтерлес» направлено Требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке (№ 11-13/10624).

Затребованные повторно документы и сведения по требованию ООО «Дальинтерлес» в Карельскую таможню представлены 20.09.2022 письмом №472 от 14.09.2022.

Период не подлежащий включению в срок проведения камеральной таможенной проверки составил 27 календарных дней.

Таким образом, общий период не подлежащий включению в срок проведения камеральной таможенной проверки составил 127 календарных дней.

В ходе камеральной таможенной проверки в соответствии со статьей 242 Закона № 289-ФЗ Карельской таможней направлен запрос в адрес ПАО БАНК «ФК Открытие» письмом от 17.10.2022 № 11-13/13387.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Закона № 289-ФЗ в связи с необходимостью направления запроса принято решение о продлении срока проведения камеральной таможенной проверки с 24.10.2022 на 120 календарных дней, о чем в адрес ООО «Дальинтерлес» направлено уведомление от 24.10.2022 № 11-13/13725.

Таким образом, срок проведения камеральной таможенной проверки был продлен таможней до 21.02.2023.

Согласно пункту 2 статьи 237 Закона № 289-ФЗ датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки. Дата составления акта таможенной проверки - 14.02.2023, соответственно, срок проведения камеральной таможенной проверки нарушен не был.

При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии каких-либо нарушений административной процедуры проведения камеральной таможенной проверки со стороны Таможни.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными 151 решения Карельской таможни от 07.04.2023, 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза.

Согласно пункту 3 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств -членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 141 ТК ЕАЭС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 ТК ЕАЭС).

На основании решений Карельской таможни Центральным таможенным управлением выставлены уведомления от 14.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023, 21.04.2023, 24.04.2023, 27.04.2023, 28.04.2023 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени на общую сумму 94531 012, 26 руб., из них таможенные платежи, подлежащие уплате составляют 82811 539, 31 руб., пени - 11719 472, 95 руб.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования в части признания недействительными уведомлений Управления удовлетворил частично, исключив из периода начисления пени, период действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ № 497.

В апелляционной жалобе Управление, указывает на то, что начисление пеней в оспариваемых уведомлениях произведено в полном соответствии с частью 3, пунктом 3 части 13 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом, Обществом не представлены доказательства освобождения от уплаты пеней, согласно мораторию.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).

С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).

При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

Исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.

Положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания пеней за неуплату таможенных платежей, начисленных Управлением за период с 01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем правомерно признал недействительными в части начисления пеней в период действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ N 497 оспариваемые Уведомления Центрального таможенного управления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 14.04.2023, 18.04.2023, 19.04.2023, 20.04.2023, 21.04.2023, 24.04.2023, 27.04.2023, 28.04.2023.

Учитывая изложенное, доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 октября 2023 года по делу № А26-5273/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» и Центрального таможенного управления - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Дальинтерлес» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало