ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5458/2021 от 20.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года

Дело №

А26-5458/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,

при участии от открытого акционерного общества «Карьер Уросозеро» Степанищевой О.А. (доверенность от 28.01.2022), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 02.02.2022), Тыркиной Е.И. (доверенность от 14.09.2022),

рассмотрев 20.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу № А26-5458/2021,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Карьер Уросозеро» (186410, Республика Карелия, Сегежский р-н, ст. Уросозеро; ОГРН 1121032000011; ИНН 1006011642; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск,                   ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее – Министерство) от 07.04.2021 № 771 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 80126 ТЭ.

Решением суда первой инстанции от 03.12.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый приказ правомерен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу 12.12.2012 выдана лицензия ПТЗ 80126 ТЭ на право пользования недрами со сроком действия до 30.04.2030 в целях добычи строительного камня на месторождении Уросозерское для производства щебня.

В соответствии с пунктом 11.2 условий пользования недрами (Приложение 1 к лицензии) существенными условиями, невыполнение которых может повлечь досрочное прекращение права пользования недрами, являются обязательства, предусмотренные подпунктами 4.2, 6.1, 6.2, 6.4 условий.

Министерство, сославшись на нарушение Обществом условий пользования недрами, предусмотренных подпунктом 4.5 (представить в уполномоченный орган до начала разработки месторождения «Акт государственной комиссии о приемке предприятия (карьера) в эксплуатацию»), подпунктом 4.6 (промышленную добычу начать в июле 2018 года), подпунктом 6.4 (оплатить разовый платеж при вводе объекта в эксплуатацию), подпунктом 7.2 (соблюдать минимальный уровень добычи полезного ископаемого – не менее 300 тыс. куб.м. щебня в год), направило ему уведомление от 01.08.2019 № 11041 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по истечении трех месяцев со дня получения этого уведомления, если в указанный срок пользователь не устранит указанные нарушения.

Уведомление пользователю недр не доставлено и вернулось в Министерство по истечении срока его хранения. Повторно уведомление было направлено 18.02.2020 и также вернулось по истечении срока хранения.

Впоследствии срок действия уведомления от 01.08.2019 № 11041 был продлен до 03.04.2021.

Поскольку в установленный срок Общество не представило информацию об устранении нарушений Комиссия по вопросам пользования участками недр местного значения Министерства приняла постановление о необходимости досрочного прекращения права пользования недрами (протокол от 05.04.2021).

Приказом Министерства от 07.04.2021 № 771 право пользования недрами, предоставленное Обществу по лицензии ПТЗ 80126 ТЭ, прекращено.

Общество не согласилось с досрочным прекращением права пользования недрами и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив, что Министерством процедура принятия решения о прекращении права пользования недрами не соблюдена, заявленные требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как предусмотрено пунктом 2 части второй статьи 20 Закона № 2395-1, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случае нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для направления Обществу уведомления от 01.08.2019            № 11041 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами послужило выявление Министерством нарушения пользователем недр условий пользования недрами, предусмотренных подпунктами 4.5, 4.6, 6.4, 7.2 этих условий.

Вместе с тем в силу части четвертой статьи 21 Закона № 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315 (утратил силу; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее – Административный регламент).

Как предусмотрено Административным регламентом, решению о досрочном прекращении права пользования участками недр предшествует, в частности, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами, рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения (пункт 99); решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии (пункт 108); пользователю недр направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 109); срок, устанавливаемый в уведомлении, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 110); комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение Комиссии в случае неустранения пользователем недр нарушений, указанных в уведомлении (пункт 111); приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывается в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 117).

Исходя из того, что решение о прекращении права пользования недрами по указанным основаниям может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня доставки пользователю недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии их неустранения в установленный срок, суды пришли к выводу о том, что исчисление установленного срока начинается не с момента направления соответствующего уведомления в адрес лицензиата, а с момента доставки такого уведомления недропользователю.

Как установлено судами двух инстанций, уведомление от 01.08.2019            № 11041 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами не доставлено адресату и возвращено по истечении срока хранения. Повторно уведомление было направлено 18.02.2020 и также вернулось в Министерство 03.04.2020 по истечении срока хранения.

При этом судами установлено, что официальная почтовая корреспонденция направлялась и доставлялась Обществу по его почтовому адресу, в том числе и письмо Министерства от 13.11.2020 о реквизитах оплаты за пользование лесами, тогда как письма, касающиеся прекращения лицензии, Министерство направило не по фактическому (почтовому) адресу, а по юридическому адресу лицензиата.

В связи с этим суды, установив несоблюдение Министерством процедур, предполагающих проверку и фиксацию устранения (неустранения) лицензиатом выявленных нарушений в установленный срок после доставки ему письменного уведомления о допущенных нарушениях, пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 21 Закона № 2395-1, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии упомянутым нормам оспариваемого приказа Министерства о досрочном прекращении права пользования недрами, а также о нарушении прав и законных интересов Общества. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу № А26-5458/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

 Л.Б. Мунтян