АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 августа 2021 года | Дело № | А26-6191/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Алешкевича О.А. Толкунова В.М., при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО1 (доверенность от 09.02.2021), от акционерного общества «Венкон» ФИО2 (доверенность от 21.07.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Шунгит М» ФИО2 (доверенность от 12.07.2021), рассмотрев 25.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу № А26-6191/2020, у с т а н о в и л: акционерное общество «Венкон», адрес: 127055, <...>, ком. 7, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – АО «Венкон», Общество) и общество с ограниченной ответственностью «Шунгит М», адрес: 186304, Республика Карелия, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Шунгит М») обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство) об оспаривании решения об отказе в переоформлении на АО «Венкон» лицензии ПТЗ 01010 ТЭ на право пользования недрами для добычи шунгитсодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства облицовочных плит (далее – лицензия), изложенного в протоколе заседания комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения от 28.04.2020, и обязании Министерство переоформить лицензию, предоставленную ООО «Шунгит М», на АО «Венкон». Решением суда от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2021, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе и дополнении к ней от 09.08.2021 Министерство просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы настаивает на наличии законных оснований для отказа в переоформлении лицензии и ссылается на подпункт 2 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14.07.2010 № 138-П (далее – Порядок переоформления лицензий, Порядок № 138-П), при этом, выводы судов о том, что названный Порядок не предусматривает регламента действий административного органа в случае переоформления лицензии в процессе замещения активов в процедуре банкротства и ограничивает гарантии, предоставленные претенденту на уровне федерального законодательства, полагает ошибочными. Кроме того, дополнительно в качестве таких оснований Министерство указывает на то, что предметом оценки судебных инстанций должны были стать не действия Министерства в ходе рассмотрения заявки, а законность мероприятий по замещению активов, проводимых в рамках дела о банкротстве ООО «Шунгит М» и несоответствие АО «Венком» требованиям, предъявляемым законодательством к пользователю недр (в том числе наличие необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, квалифицированных специалистов, имущественного комплекса и т.д.). В отзыве на жалобу АО «Венкон» и ООО «Шунгит М», выступая в одном интересе, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель АО «Венкон» и ООО «Шунгит М» отклонил их по основаниям приведенным в отзыве. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО «Шунгит М» являлось обладателем лицензии от 20.05.2003 № ПТЗ 01010 ТЭ на пользование недрами для добычи шунгитсодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства щебня. Приказом Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 24.08.2010 № 290 изменено целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами, на «пользование недрами для добычи шунгитсодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства щебня, разведки и добычи шунгитсодержащих сланцев с целью производства облицовочных плит»; срок действия лицензии продлен до 30.06.2048. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.09.2017 по делу № А26-2120/2017 ООО «Шунгит М» признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО3; в дальнейшем срок конкурсного производства продлен до 11.01.2021. Собранием кредиторов ООО «Шунгит М» от 15.04.2019 (результаты которого оформлены протоколом от 18.04.2019 № 7), приняты решения об учреждении общества, создаваемого путем замещения активов ООО «Шунгит М», и утверждении его наименования как АО «Венкон»; об утверждении перечня имущества, вносимого в оплату уставного капитала акционерного общества, создаваемого путем замещения активов должника, а также величины денежной оценки этого имущества и имущественных прав, об утверждении устава и исполнительного органа общества, создаваемого путем замещения активов ООО «Шунгит М». Решением единственного учредителя АО «Венкон» от 15.04.2019 № 1 в порядке статьи 141 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) учреждено АО «Венкон», утвержден устав Общества, размер уставного капитала, в уставный капитал АО «Венкон» внесено имущество ООО «Шунгит М», в том числе лицензия ПТЗ 01010 ТЭ на право пользования недрами сроком действия по 30.06.2048. АО «Венкон» направило в Министерство заявку от 20.02.2020 № 20-1/02-2020 (вх. № от 27.02.2020) на переоформление лицензии на пользование недрами ПТЗ 01010 ТЭ, к которой приложило копии лицензии, решения Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2017 по делу № А26-2120/2017, решения единственного учредителя АО «Венкон» от 15.04.2019 № 1, свидетельства о государственной регистрации АО «Венкон» от 21.06.2019, уведомления ГУ Банка России по ЦФО г. Москва от 07.10.2019 № Т1-54-1-03/110637 о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО «Венкон», а также выписка из ЕГРЮЛ в отношении АО «Венкон» и согласие владельца лицензии (ООО «Шунгит М») на переоформление лицензии на АО «Венкон». Протоколом от 28.04.2020 заседания комиссии Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения заявка АО «Венкон» на переоформление лицензии ПТЗ 01010 ТЭ отклонена со ссылкой на пункт 9 Порядка № 138-П и результаты экспертизы представленных заявителем документов в связи с некомплектностью документов, предоставленных АО «Венкон». В экспертном заключении (приложение к протоколу от 28.04.2020) указано на следующие нарушения Порядка № 138-П: - отсутствуют Уставы ООО «Шунгит М» и АО «Венкон»; в уставный капитал внесены и оценены договоры аренды лесных участков и лицензии на пользование недрами, в том числе лицензия ПТЗ 01682 ВП, срок действия которой истек в 2017 году; отсутствует выписка из реестра акционеров (нарушение пункта 3 Порядка); - не представлены данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством Российской Федерации, а также о наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и наличии квалифицированных специалистов; документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр (нарушение пункта 4 Порядка). Посчитав отказ (решение) Министерства незаконным, АО «Венкон» и ООО «Шунгит М» обратились в арбитражный суд. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Министерства правовых и фактических оснований для отказа в переоформлении испрашиваемой Обществом лицензии. Суды сочли отказ Министерства в переоформлении лицензии ПТЗ 01010 ТЭ на право пользования недрами на АО «Венкон» противоречащим положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и ограничивающим права Общества на переоформление лицензии в связи с получением в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества пользователя недр - ООО «Шунгит М». Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах. Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах). В соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, в следующих случаях: - приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах. Как указано в части пятой статьи 17.1 Закона о недрах порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации. На основании статьи 8 Закона Республики Карелия от 26.10.2007 № 1122-ЗРК «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия» постановлением Правительства Республики Карелия от 14.07.2010 № 138-П утвержден Порядок переоформления лицензий (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Республики Карелия от 31.08.2018 № 3а-102/2018). В соответствии с пунктом 2 названного Порядка для переоформления лицензии на пользование участком недр субъект предпринимательской деятельности, претендующий на переоформление лицензии на пользование участком недр (далее - претендент), подает в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования (далее - уполномоченный орган), заявку, к которой прилагаются документы, перечисленные в пункте 3 Порядка. Особенностью настоящего спора является то, что АО «Венкон» обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части первой статьи 17.1 Закона о недрах и абзацем вторым пункта 4 статьи 115 Закона о банкротстве. Законом о банкротстве (статья 109, пункт 1 статьи 141, пункты 1 и 2 статьи 110, пункты 1 и 3.1 статьи 115) предусмотрен особый порядок создания юридического лица - акционерного общества в результате замещения активов должника (когда права и обязанности должника переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу), в том числе частный случай обязательного переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии для осуществления определенного вида деятельности (пункт 4 статьи 115). Суды двух инстанций, на основании представленных в дело материалов удостоверились в том, что имущественные права должника - ООО «Шунгит М», основанные на лицензии ПТЗ 01010 ТЭ, перешли к АО «Венкон» в порядке, предусмотренном статьей 141 Закона о банкротстве, посредством замещения активов вместе с иными правами и имуществом, составившими уставный капитал вновь образованного общества и при замещении активов должника были выполнены все требования, предусмотренные статьей 115 Закона о банкротстве: в уставный капитал созданного акционерного общества внесено имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности; единственным учредителем акционерного общества выступил должник; величина уставного капитала созданного акционерного общества была определена решением собрания кредиторов и установлена в размере, равном определенной в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставного капитала созданного акционерного общества; подана заявка на переоформление принадлежащей должнику лицензии на право пользования недрами на созданное акционерное общество в порядке, установленном Законом о недрах; акции созданного на базе имущества должника акционерного общества включены в состав имущества должника; единоличным исполнительным органом созданного акционерного общества стал конкурсный управляющий должника; решением собрания кредиторов утвержден Устав созданного акционерного общества. Материалами дела подтверждается, что 14.01.2019 собранием кредиторов ООО «Шунгит М» принято решение о проведении замещения активов ООО «Шунгит М» (определением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2019 по делу признано соответствующим требованиям статей 110, 115 и 130 Закона о банкротстве и не нарушающим права заявителя и иных лиц, участвующих в деле). Собранием кредиторов должника 15.04.2019 приняты решения об учреждении общества, создаваемого путем замещения активов ООО «Шунгит М», и утверждении его наименования - АО «Венкон», а также об утверждении перечня имущества, вносимого в оплату уставного капитала акционерного общества, создаваемого путем замещения активов должника, величины денежной оценки этого имущества и имущественных прав. Решение собрания кредиторов ООО «Шунгит М» о проведении процедуры замещения активов должника, предусмотренной пунктом 1 статьи 141 Закона о банкротстве, реализовано в порядке статьи 115 Закона о банкротстве путем принятия единственным учредителем АО «Венкон» - ООО «Шунгит М» решения от 15.04.2019 №1, которым в уставный капитал АО «Венкон» внесено имущество ООО «Шунгит М»: права аренды лесных участков по четырем договорам аренды, три автомобиля и три лицензии, в том числе лицензия ПТЗ 01010 ТЭ на право пользования недрами сроком действия по 30.06.2048 года. Таким образом, имущественные права должника - ООО «Шунгит М», основанные на лицензии ПТЗ 01010 ТЭ, перешли к АО «Венкон»в порядке, предусмотренном статьей 141 Закона о банкротстве, посредством замещения активов вместе с иными правами и имуществом, составившими уставный капитал вновь образованного общества. В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Аналогичные выводы сделаны в пунктах 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Следовательно, вновь образованное путем замещения активов должника акционерное общество, созданное в установленном законом порядке, является субъектом предпринимательской деятельности, получившим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве имущество (имущественный комплекс) предприятия банкрота (пользователя недр), то есть выступает приобретателем имущества. Соответственно, такое лицо при наличии к тому оснований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах, вправе в порядке и на условиях, установленных законом, обратиться с заявлением о переоформлении лицензии. С учетом установленных судами обстоятельств, переданное в порядке замещения активов должника имущество, безусловно связано с пользованием соответствующим участком недр, поскольку в ходе замещения активов должника приобретателю передан весь имущественный комплекс ООО «Шунгит М» и в конкурсной массе должника не оставалось имущества, подлежавшего реализации. В опровержение доводов подателя жалобы в указанной части, суд округа отмечает, что к полномочиям Министерства не относится проверка обоснованности и законности, принятых собранием кредиторов предприятия-должника решений, законности образования и регистрации юридического лица и выпуска ценных бумаг, равно как и оценка судами в настоящем деле означенных действий общества банкрота и его кредиторов. Суды также обратили внимание на то, что нормативный акт субъекта Порядок № 38-П не предусматривает специального регламента действий Министерства для переоформления лицензии в процессе замещения активов предприятия-банкрота в соответствии со статьями 115 и 141 Закона о банкротстве. Следовательно, Общество, направляя заявку на переоформление лицензии, при определении необходимого пакета документов, обосновано исходило из требований федерального закона. Так, исходя из подпункта 5 пункта 4 Порядка № 138-П, при переоформлении лицензии на пользование участком недр в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах, претендент должен представить следующие документы и сведения: данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством Российской Федерации (абзац второй); документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии (абзац третий); документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр (абзац четвертый). Обществу было отказано в переоформлении лицензии на основании подпункта 1 пункта 10 Порядка № 138-П в связи с несоблюдением при подаче заявки на переоформление лицензии требований, предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 3, абзацами вторым и четвертым подпункта 5 пункта 4 Порядка № 138-П (отсутствуют Уставы ООО «Шунгит М» и АО «Венкон»; в уставный капитал внесены и оценены договоры аренды лесных участков и лицензии на пользование недрами, в том числе лицензия ПТЗ 01682 ВП, срок действия которой истек в 2017 году; отсутствует выписка из реестра акционеров). Всем этим доводам суды двух инстанций, при доказанности соблюдения такого условия, как приобретение претендентом имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, с учетом положений части первой статьи 17.1 Закона о недрах (относительно предоставления уставов и выписок) абзаца восьмого части первой статьи 17.1 (соответствия приобретателя имущества квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах) частей 1 и 5 статьи 9 Закона о недрах (содержащей квалификационные требования), наличия в распоряжении Министерства Лицензионного дела ООО «Шунгит М», факта регистрации АО «Венкон» в Едином государственном реестре юридических лиц 21.07.2019 за № <***>, выпуска ценных бумаг АО «Венкон», оплаченных внесенным в уставный капитал Общества имуществом и имущественными правами и соответствующих отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с государственным регистрационным номером выпуска 1-01-86663-Н от 04.10.2019, а также уведомлений ГУ Банка России по ЦФО от 07.10.2019 № Т1-54-1-3/110637 о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, отсутствия в статье 9 и абзаце восьмом части первой статьи 17.1 Закона о недрах и в подпункте 5 пункта 4 Порядка № 138-ФЗ требования о наличии у претендента необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ и квалифицированных специалистов, дали подробную и объективную оценку, оснований для переоценки которой, либо иных выводов у суда округа не имеется. При этом суды правильно отметили, что Порядок № 138-П, как подзаконный акт субъекта Российской Федерации, определяющий переоформление лицензии на пользование участками недр местного значения (на территории Республики Карелия), не может ограничить права, предоставленные недропользователю, в том числе статьей 17.1 Закона о недрах. Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно сочли, что Министерством не доказано наличие оснований, предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 3, абзацами вторым и четвертым подпункта 5 пункта 4 Порядка № 138-П, для отказа АО «Венкон» в переоформлении испрашиваемой им лицензии ПТЗ 01010 ТЭ. Выводы судов по существу спора отвечают приведенным нормативным положениям, основаны на полном установлении фактической стороны дела, суды обоснованно ограничились основаниями оспариваемого отказа Министерства, не вышли за его пределы. Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в отзыве на заявление, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судами. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу № А26-6191/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||