АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 сентября 2021 года | Дело № | А26-6533/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В., при участии от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия ФИО1 (доверенность от 29.12.2020 № 06-17-20/11-10675), от Министерства финансов Республики Карелия ФИО2 (доверенность от 16.02.2021), рассмотрев 13.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу № А26-6533/2020, у с т а н о в и л: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), от 28.04.2020 № 06-20-23/11-3890. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин Республики Карелия) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России). Решением суда от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021, заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы настаивает, что Министерством допущено нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств (дотации), поскольку условиями Соглашения о предоставлении бюджету Республики Карелия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъекта Российской Федерации от 16.10.2019 № 01-01-06/06-204 (далее - Соглашение) не предусмотрено использование средств дотации на компенсацию затрат теплоснабжающим организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) на разницу между фактическими расходами приобретения топлива (мазута и угля) и ценой топлива, предусмотренной в экономически обоснованном тарифе на тепловую энергию организаций ЖКХ, а также на приобретение топлива. Судами не учтено, что при анализе договоров поставки топлива контрольным органом не выявлен рост цен на топливо (мазут и каменный уголь); согласно биржевым котировкам в отопительный период 2018/2019 рост цен отсутствовал и к началу отопительного периода 2019/2020 цена на мазут значительно снизилась, в том числе по отношению к цене мазута, предусмотренной в тарифе на 2020 год. Кроме того, по мнению Управления, приобретение государственным унитарным предприятием «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП «КарелКоммунЭнерго») топлива и имущества на средства дотации, выделенной на восстановление и оптимизацию объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения (в связи с неудовлетворительным состоянием и изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения), не отвечало целям, определенным Соглашением, поскольку приобретение топлива не могло привести к восстановлению изношенных объектов теплоснабжения, а приобретенное имущество (автотранспортная техника, трубы стальные, частотные преобразователи и шкафы управления, насосное оборудование) не использовалось в текущем отопительном сезоне. Минфин России представил отзыв на кассационную жалобу, в которой поддержал доводы кассационной жалобы Управления. Министерство, Минфин России своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Минфина Республики Карелия возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной плановой проверки Министерства по вопросу использования средств из федерального бюджета, предоставленных в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставленной бюджету Республики Карелия в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 2044-р (идентификатор контрольного мероприятия - 2020-ПВ.000.2019-0600.007) Управление 23.03.2020 составило акт выездной проверки и направило Министерству представление от 28.04.2020 № 06-20-23/11-3890 с требованием в срок до 30.10.2020 устранить выявленные бюджетные нарушения, в том числе путем перечисления 660 119 082 руб. 96 коп. в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений. Считая названное представление незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, не установив нарушения Министерством целевого характера и неэффективного использования бюджетных средств, удовлетворил заявленное требование. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего. В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах сбалансированности бюджета, что означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, а также эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ). Статьей 6 БК РФ определено, что дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. В соответствии с частью 1 статьи 131 БК РФ в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса. Согласно части 11 статьи 131 БК РФ дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации» дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации, а также на основании распоряжений Правительства Российской Федерации. При этом предоставление указанных дотаций осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 2044-р «О выделении Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджету Республики Карелия» (далее - Распоряжение № 2044‑р) Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году предусмотрено выделение 1 000 000 000 руб. бюджетных ассигнований на предоставление бюджету Республики Карелия дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 445. Задачами программы является выравнивание субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности и предоставление межбюджетных трансфертов в целях создания условий для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Минфином России и Правительством Республики Карелия 16.10.2019 заключено Соглашение о предоставлении в 2019 году бюджету Республики Карелия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 000 000 000 руб. Согласно пункту 1.2 Соглашения указанная дотация предоставляется на основании Распоряжения № 2044-р и поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 04.09.2019 № ДМ-П9-7562р, от 23.09.2019 № ДМ‑П13‑8073 в целях реализации данных поручений. Как установлено судами, основанием для заключения Соглашения послужило обращение Главы Республики Карелия от 04.09.2019 № 9228/02‑01/Аи, в котором обозначена проблема выпадающих доходов теплоснабжающих организаций из-за роста цен на уголь и мазут и указано на необходимость предоставления субсидии на компенсацию организациям ЖКХ разницы фактической стоимости топлива и стоимости, предусмотренной при тарифном регулировании. Вместе с тем, проанализировав указанное Соглашение, суды установили, что дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотации в размере 1 000 000 000 руб. выделена Республике Карелия с целью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия. Каких-либо положений о том, на приобретение каких товаров, материалов, работ, услуг должны быть направлены выделяемые средства дотации, Соглашение не содержит. Критерии эффективности и результативности, результаты и показатели результатов использования средств дотации в Соглашении также не определены. При таком положении, а также учитывая что дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования, судами сделан вывод о недоказанности Управлением нарушения Министерством целевого характера и неэффективного использования бюджетных средств. Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального правого. Оснований для иных выводов суд округа не находит. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию Управления по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу № А26-6533/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Лущаев | |||
Судьи | Л.И. Корабухина С.В. Соколова | |||