ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6691/2017 от 10.07.2018 АС Северо-Западного округа

042/2018-34793(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2018 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Судас Н.Е., 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  муниципального унитарного предприятия «Кривопорожское теплоснабжающее  предприятие» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от  18.12.2017 (судья Дементьева А.В.) и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 (судьи Мельникова Н.А.,  Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу № А26-6691/2017, 

 у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие «Кривопорожское  теплоснабжающее предприятие», место нахождения: 186606, Республика  Карелия, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Предприятие), обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной  ответственностью «Карелэнергоресурс», место нахождения: 185031,  <...> (Октябрький р-н), д. 67А, оф.  10, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), о взыскании  2 734 722 руб. 87 коп. неосновательного обогащения и 411 903 руб. 16 коп.  процентов за пользование чужими денежными средствами. 

Решением от 18.12.2017, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 29.03.2018, в иске отказано 

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами  норм материального и процессуального права, а также на несоответствие  выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от  18.12.2017 и постановление от 29.03.2018 и принять по делу новый судебный  акт, которым удовлетворить иск. 

По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Предприятие оказывало  услугу по отоплению жилых домов в низкотемпературный период, а  следовательно, в самый затратный, и в летний период должно было дополучить  с потребителей плату за услуги, оказанные в отопительный период. Общество  приступило к теплоснабжению населения с апреля 2015 года и с учетом  неработоспособности котельной оказывало услугу менее половины месяца. 

 Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не 


направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, администрация Криворожского  сельского поселения (арендодатель) и Предприятие (арендатор) 20.06.2014  заключили договор аренды, по которому арендодатель обязался передать  арендатору во временное владение и пользование тепловые сети (1094 п.м.) в  п. Кривой Порог Кемского р-на Республики Карелия, в целях обеспечения  потребителей на территории муниципального образования Кривопорожское  сельское поселение услугами теплоснабжения. 

По акту приема-передачи от 20.06.2014 тепловые сети переданы в  пользование Предприятию. По акту приема-передачи от 31.03.2015 тепловые  сети, а также котельная с оборудованием возвращены арендодателю. 

По договорам аренды от 02.04.2015 № 3 и от 02.05.2018 № 4  арендодатель передал тепловые сети Обществу соответственно на срок до  01.05.2018 и 31.05.2018. 

В период с сентября 2014 года по март 2015 года Предприятие  оказывало услуги теплоснабжения на территории муниципального образования  Кривопорожское сельское поселение, с 01.04.2015 - эти услуги оказывало  Общество. 

В обоснование иска Предприятие указало, что в самый  низкотемпературный период, а соответственно и самый затратный,  отопительный период (с сентября 2014 года по март 2015 года) оно оказывало  услуги теплоснабжения. 

В спорный период Правилами установления и определения нормативов  потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, был предусмотрен  расчет норматива потребления тепловой энергии на отопление путем деления  суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на  общую площадь помещений и на 12 месяцев. 

Поскольку норматив потребления гражданами тепловой энергии для  отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного  распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в  течение всего календарного года, то в неотапливаемый летний период  Предприятие должно было дополучить с потребителей плату за фактически  оказанные в отопительный период услуги. 

Полагая, что Общество неосновательно получило денежные средства,  полагавшиеся Предприятию в виде платы за оказанные услуги по отоплению в  размере 2 734 722 руб. 87 коп., Предприятие обратилось в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, не находит оснований для удовлетворения жалоб. 

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными  правовыми актами или сделкой приобрело имущество за счет другого лица,  обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или  сбереженное имущество (неосновательное обогащение). 

В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного 


обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими  средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или  должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных  средств. 

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний  приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных  услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.  

При отсутствии приборов учета для определения размера платы за  коммунальные услуги применяются нормативы, рассчитанные на основании  Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных  услуг, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306). 

Как следует из приложения к Правилам № 306, норматив потребления  тепловой энергии на отопление (Гкал в месяц на 1 кв. м площади жилых  помещений дома) определяется путем деления суммарного расхода тепловой  энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и  на 12 месяцев. 

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций  правомерно исходили из того, что на истце лежит обязанность доказывания как  факта неосновательного обогащения на стороне ответчика за счет истца, так и  размера этого обогащения. 

Предприятие обратилось с требованием о взыскании с ответчика  2 734 722 руб. 87 коп. неосновательного обогащения в виде платы, которую  Общество, по его мнению, должно было дополучить от населения в летний  (неотапливаемый) период за услуги теплоснабжения фактически оказанные в  отопительный период Предприятием. 

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной  связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной  пришли к выводу о том, что истец не доказал факт неосновательного  обогащения на стороне ответчика, а представленный истцом расчет носит  предположительный характер. 

При этом суды исходили из того, что с 01.04.2015 услуги теплоснабжения  оказывало Общество, у которого на основании договора аренда от 02.04.2015 

 № 3 находились в пользовании тепловые сети. Доказательств того, что  ответчик, оказывая услуги по теплоснабжению и выставляя счета на оплату на  основании установленных тарифов, действовал незаконно, истец не  представил. 

Апелляционный суд отметил, что Общество, оказывая с 01.04.2015 услуги  теплоснабжения (горячего водоснабжения), в том числе на территории  Кривопорожского сельского поселения, в счетах-квитанциях за июль, август  2015 года произвело расчет услуги отопления исходя из тарифа,  установленного на основании постановления Государственного комитета  Республики Карелия по ценам и тарифам «О тарифах на тепловую энергию и  горячую воду общества с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс»  от 18.12.2014 № 243. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство,  истец не представил. 

При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно отказали  в иске. 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов  судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле  доказательств. 


Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит  установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления. 

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2017 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018  по делу № А26-6691/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  муниципального унитарного предприятия «Кривопорожское теплоснабжающее  предприятие» – без удовлетворения. 

Председательствующий Е.А. Михайловская

Судьи А.А. ФИО1 Судас