ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6774/20 от 15.04.2021 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2021 года

Дело №

А26-6774/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

при участи от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия ФИО1 (доверенность от 10.11.2020),

рассмотрев 12.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской Академии наук» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу № А26-6774/2020,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», адрес: 185910, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - КарНЦ РАН, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление, административный орган), о назначении административного наказания от 22.07.2020 по делу № 06-17-28/2020-35 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 167 637,73 руб.

Решением суда первой инстанции от 06.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.

Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, КарНЦ РАНобратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В обоснование доводов жалобы Учреждение указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку обязано нести расходы по содержанию амбулатории, являющейся структурным подразделением КарНЦ РАН. Обращает внимание на то, что сотрудники амбулатории косвенно участвовали в выполнении государственного задания, поскольку создавали условия для выполнения учреждением (научными работниками) услуг и работ в сфере науки - проводили предрейсовые и послерейсовые осмотры работников автохозяйства учреждения, периодические медицинские осмотры работников (научных сотрудников) КарНЦ РАН, предварительные осмотры лиц, подлежащих обследованию при приеме на работу, вакцинацию работников КарНЦ РАН.

Представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 10.02.2020 № 30 прокуратурой г. Петрозаводска (далее - прокуратура) в отношении КарНЦ РАН проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено нецелевое использование бюджетных средств, а именно: в 2019 году ежемесячно за счет средств государственного задания Учреждением выплачивалась заработная плата и производились начисления на фонд оплаты труда сотрудникам амбулатории, не участвовавшим в выполнении государственного задания.

По результатам проверки прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях Учреждения признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, в связи с чем 03.07.2020 заместителем прокурора г. Петрозаводска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановлением Управления о назначении административного наказания от 22.07.2020 № 06-17-29/2020-23 КарНЦ РАН признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ. Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 167 637,73 руб., что составило половину от минимального размера штрафа - 5% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Учреждения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица
организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как установлено судами, на основании приказа Федерального агентства научных организаций от 30.06.2015 № 338 к КарНЦ РАН присоединено Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения амбулатория Карельского научного центра Российской академии наук (далее – амбулатория). Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения КарНЦ РАН выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности серии ФС № 0032501 от 10.01.2018; срок действия лицензии – бессрочно.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Пунктом 3 статьи 69.2 БК РФ установлено, что государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями формируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Из пункта 4 статьи 69.2 БК РФ следует, что финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется, в том числе, за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о формировании государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 28.12.2018 утверждено государственное задание № 075-00928-19-00 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, впоследствии утвержденное в редакциях от 26.04.2019 № 075-00928-19-01, от 06.05.2019 № 075-00928-19-02, от 24.09.2019 № 075-00928-19-03.

Согласно государственному заданию КарНЦ РАН было обязано реализовывать государственные услуги: "Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования - программ аспирантуры" и "Реализация образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре"; выполнять следующие работы: "Проведение фундаментальных исследований" (показатель качества работы - число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных патентов в Российской Федерации; количество научных публикаций в журналах, индексируемых в аналитических системах научного цитирования и научных базах данных; количество научных монографий, сборников, справочников, атласов и каталогов) и "Перевозка пассажиров и (или) грузов при обеспечении проведения научных исследований" (содержание работ - перевозка пассажиров и (или) грузов внутренним водным транспортом при обеспечении проведения научных исследований).

В пункте 1 статьи 78.1 БК РФ указано, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

КарНЦ РАН на основании соглашения от 31.01.2019 (далее - Соглашение от 31.01.2019) предоставлена субсидия из федерального бюджета для финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Целью предоставления такой субсидии являлось финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а сама субсидия была рассчитана с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Факт оплаты труда работников амбулатории, в том числе за счет бюджетных средств, выделенных по Соглашению от 31.01.2019 на выполнение государственного задания, Учреждением не оспаривается.

По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов сторон, принимая во внимание нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и финансирования государственного задания бюджетного учреждения, положения Соглашения от 31.01.2019, суды установили, что направление средств субсидии на выплату заработной платы сотрудникам амбулатории и начисления на фонд оплаты труда свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.

Установив факт нецелевого расходования средств бюджета, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Учреждением требований бюджетного законодательства, а равно о принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины КарНЦ РАН во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах является доказанным наличие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.

Административное наказание назначено Учреждению с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенных заявителем правонарушений и соразмерно их тяжести.

Вопреки доводам жалобы, обстоятельств, свидетельствующих о косвенном и прямом участии сотрудников амбулатории в выполнении государственного задания, судами не установлено.

Тот факт, что предрейсовые и послерейсовые осмотры, вакцинация были необходимы для выезда сотрудников КарНЦ РАН на полевые работы и в экспедиции, то есть напрямую относились к работам по проведению фундаментальных научных исследований, отраженных в государственном задании, не изменял существа таких услуг как услуг в сфере здравоохранения и не включенных в государственное задание.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соизмеримости указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов доходов от оказания услуг (работ) по строке 120, в том числе за счет средств ОМС в сумме 6 745 116 руб. и платных услуг - 39 744 189,73 руб. с фондом оплаты труда сотрудников амбулатории.

Указанный вывод не противоречит части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», поскольку недостаточность средств ОМС, а также доходов от платных медицинских услуг не лишает Учреждение возможности финансирования заработной платы сотрудников амбулатории, а также расходов на содержание амбулатории за счет иных доходов Учреждения от приносящей доход деятельности.

Более того, как справедливо отмечено судами, руководитель КарНЦ РАН при распределении объема финансирования на деятельность амбулатории был обязан учесть фонд оплаты труда амбулатории и начислений на него, а при недостаточности средств - до начала отчетного периода установить соответствующую штатную численность амбулатории.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных КарНЦ РАН требований.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Несогласие КарНЦ РАН с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу № А26-6774/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской Академии наук» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов