ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 мая 2022 года
Дело №А26-7219/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 08.04.2022 (онлайн)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7658/2022) Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2022 по делу № А26-7219/2021 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Республики Карелия
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
3-е лицо: Администрация муниципального образования «Сортавальское городское
поселение»; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
о признании недействительным представления
установил:
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.06.2021 № 06-20-23/11-5275 (далее - ответчик, Управление) и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) и Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (далее – Администрация).
Решением суда от 27.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции неправомерно отклонен довод Министерства о необходимости применения в рассматриваемом споре Постановления Правительства № 2317. Ссылается на то обстоятельство, что заключение Соглашения 09.07.2019 не свидетельствует о том, что в 2020 и 2021 году правоотношения по указанному соглашению не реализовывались.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Министерством к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия в соответствии с приказом Управления от 29 марта 2021 г. № 130 и на основании пункта 4 Плана контрольных приятии Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30 декабря 2020 года руководителем Управления, с 31 марта 2021 г. по 11 мая 2021 г. в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
Результаты проверки отражены в акте от 19.05.2021.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
Пункт 1 - в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 36 Правил № 237, пункта 4.3.2 Соглашения Министерством не обеспечено достижение результата регионального проекта - Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях по состоянию на 31.12.2020. Муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» от 25.12.2019 № 48-19 (далее - муниципальный контракт) не исполнен. 27 ноября 2020 года заключено дополнительное соглашение № 3 к муниципальному контракту о расторжении контракта по соглашению сторон;
Пункт 2 - в нарушение пункта 34 Правил № 237, пункта 4.3.6.3 Соглашения Министерством не обеспечено соблюдение Администрацией Графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу (далее - График) в части пунктов 13,14 указанного Графика, сроки исполнения которых установлены пунктом 1.4 дополнительного соглашения от 30.06.2020 17-2019-065/2 к Соглашению от 09.07.2019. Согласно 6.1.7 Соглашения от 09.07.2019 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2020 №069-17-2019-065/3) нарушение предусмотренных Графиком сроков выполнения работ, в том числе отдельных мероприятий графика, более чем на 3 месяца влечет возврат средств иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет;
Пункт 3 - в нарушение пункта 4 статьи 154, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 34 Правил № 237, пунктов 4.1.2, 4.1.4 Соглашения от 20.08.2019, заключенного между Министерством и Администрацией, Министерством не осуществлен контроль за расходованием средств федерального бюджета, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей Администраций путем закупки работ в объеме, который не предусмотрен проектной документацией и не является необходимым для достижения заданного результата - благоустройства и перспективного развития территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в г.Сортавала».
По итогам плановой проверки руководителем Управления 25.06.2021 вынесено представление № 06-20-23/11-5275, которым Министерству предписано устранить бюджетные нарушения путем возврата в доход федерального бюджета денежных средств в размере 54 000 000 руб. в срок до 01.10.2021, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, отраженных в пунктах 1 и 2 представления. Представление получено Министерством 01.07.2021.
Не согласившись с указанным представлением Казначейства, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 N 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - Правила N 237), пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 34 Правил N 237 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное образование «Сортавальское городское поселение» стало одним из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 2019 года, представив на конкурс проект «Благоустройство и перспективное развитие территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала», разработанный ООО «Лявданский и ФИО3. Архитектурная мастерская».
Для реализации Проекта между Минстроем России и Правительством Республики Карелия было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2019-2020 годах из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от 09.07.2019 № 069-17-2019-065.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которых был предоставлен указанный иной межбюджетный трансферт, составил в 2020 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2020); датой достижения конечного результата регионального проекта определено 31 декабря 2020 года (пункт 13 Графика выполнения мероприятий в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020).
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 139.1 БК РФ (в редакции, действовавшей до 12.07.2021), в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований. Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 5 статьи 9 Закона Республики Карелия от 21.12.2018 N 2337-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" установлено, что иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований, в том числе в форме дотаций, предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по соответствующим целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Закону, в порядке, утвержденном Правительством Республики Карелия.
Распределение иных межбюджетных трансфертов утверждено, в том числе распоряжением Правительства Республики Карелия от 06.08.2019 N 560р-П (иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды) на сумму 54 000 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 N 301-П утверждена государственная программа Республики Карелия "Формирование современной городской среды" на 2018-2022 годы, приложением N 4 к которой установлены Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды (далее - Правила).
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, в соответствии с вышеуказанными Правилами 20 августа 2019 года Минстроем РК и Администрацией было заключено Соглашение № 86610101-1- 2019-002, предметом которого являлось предоставление из бюджета Республики Карелия в 2019-2021 годах бюджету Сортавальского городского поселения иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия 811, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 200F254240, вид расходов 540 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», государственной программы Республики Карелия «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П (пункт 1.1 Соглашения № 86610101-1-2019-002).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Сортавальского городского поселения на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составил в 2019 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения № 86610101-1-2019-002).
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Республики Карелия бюджету Сортавальского городского поселения в соответствии с настоящим Соглашением, составил в 2019 году не более 54 000 000 руб. (пункт 2.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002)
Дополнительным соглашением от 20.05.2020 № 86610101-1-2019-002/1 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 2019 года - 2020 год.
Дополнительным соглашением от 17.07.2020 № 86610101-1-2019-002/2 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 в подпункт «б» пункта 3.2 внесено изменение, согласно которому иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении условия о наличии согласованного Минстроем России и Главой Республики Карелия графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта-победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу».
Дополнительным соглашением от 18.12.2020 № 86610101-1-2019-002/3 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 54 000 000 руб. - 13 872 100 руб., а также определили сроки окончания выполнения работ по реализации проекта - 30 декабря 2020 года.
В соответствии с пунктом 4.3.10.2 Соглашения N 86610101-1-2019-002 Администрация обязалась обеспечить соблюдение графика, указанного в подпункте "б" пункта 3.2 Соглашения.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что проект должен был реализовываться в соответствии с проектной документацией, разработанной путем проведения торгов и представленной в Минстрой России.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что проектно-сметная документация "Благоустройство и перспективное развитие территории "Сквер у Набережной, по ул. Ленина в городе Сортавала" была подготовлена Администрацией и письмом от 01.10.2019 N 2934/2035 в Минстрой России направлены соответствующие документы, касающиеся разработки проектно-сметной документации в соответствии с приложением.
По результатам проведения аукциона между Администрацией (заказчик) и ООО "Строительный трест N 4" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 25.12.2019 N 48-19 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории "Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала", по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы на объекте согласно проектной документации (приложение N 1 к контракту), техническому заданию (приложение N 2 к контракту) и условиям контракта, а заказчик - принять и оплатить работы. Пунктом 6.1 контракта определено, что работы должны быть выполнены с момента заключения контракта по 01.11.2020.
Первоначально локальной сметой N 1-6-1-2 к Проекту были предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 2 708,5 кв. м стоимостью (без внесения земли) 680 235,95 руб., с учетом накладных расходов, сметной прибыли, НДС - 20%, расходов на временные здания и сооружения - 1,5% (позиции локальной сметы: 72, 73, 74, 75).
Указанный в локальной смете N 1-6-1-2 объем работ соответствует данным раздела N 2 "Схема планировочной организации земельного участка" том 2, лист 3" Проекта "ПСД. 1207-2019СПЗ-ОЗУ, в соответствии с которым площадь газонов на благоустраиваемой территории составила 2 708,5 кв. м.
Дополнительным соглашением от 21.04.2020 N 1 к муниципальному контракту от 25.12.2019 N 48-19 общая стоимость работ по контракту была уменьшена на 1 111 260 руб., в связи с исключением из перечня работ строительного контроля; дополнительным соглашением от 23.09.2020 N 2 стоимость работ по контракту уменьшена еще на 2 595 967 руб., в связи с уменьшением объема работ согласно локальным сметам, в том числе локальной сметой N 1-6-1-2 в части работ по озеленению; при этом изменения в проектно-сметную документацию не вносились.
В связи с тем, что подрядчик (ООО "Строительный трест N 4") не исполнил свои обязательства, муниципальный контракт от 25.12.2019 N 48-19 был расторгнут дополнительным соглашением от 27.11.2020 N 3, которым зафиксирована общая стоимость выполненных, принятых и оплаченных работ в размере 9 744 641 руб. Общая техническая готовность объекта, исходя из фактически принятых и оплаченных работ по Проекту, составила 28%.
Полагая, что денежные средства, оставшиеся в соответствии с дополнительными соглашениями NN 1 и 2 к муниципальному контракту от 25.12.2019 N 48-19, являются экономией, Администрация приняла решение использовать их на продолжение работ по благоустройству территории сквера, а именно, выполнение работ по устройству подготовки территории под газон. В указанных целях между Администрацией и ИП ФИО4 был заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 N 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории "Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала", которым предусмотрены работы стоимостью 4 127 416,81 руб.. В локальной смете N 02-01-01 были отражены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 8 074,81 кв. м стоимостью 4 127 416,81 руб.
Платежным поручением от 25.12.2020 N 607660 по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.12.2020 N 1 и справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 15.12.2020 N 1 Администрацией произведена оплата ИП ФИО4 за выполненные работы на сумму 4 127 416,81 руб.
В связи с несоответствием определенных муниципальным контрактом № 25- 20 объема (8 074,81 кв. м) и стоимости (4 127 416,81 руб.) оплаченных работ объему (2 708,5 кв. м) и стоимости (680 235,95 руб.) данного вида работ по проектно-сметной документации, Администрацией неправомерно использованы бюджетные средства в сумме 3 447 180,86 руб. (4 127 416,81 - 680 235,95).
В оспариваемом представлении Управление пришло к выводу, что Министерством не обеспечено достижение результата регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 (пункт 1 Представления); не обеспечено соблюдение Администрацией Графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающего, в том числе информацию по проектированию, строительству, ремонту, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу в части пунктов 13, 14 указанного Графика (пункт 2 Представления); не осуществлен контроль за расходованием средств федерального бюджета, что привело к неправомерному использованию Администрацией бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 рублей (пункт 3 Представления).
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, а также положений пункта 4.3.2, пункта 6.1.1 Соглашения №069-17-2019-065 именно Министерство несет ответственность за достижение значения результата регионального проекта в срок, установленный настоящим Соглашением.
В апелляционной жалобе Министерство указывает на то, что то обстоятельство, что Соглашение № 069-17-2019-065 заключено 09.07.2019, не свидетельствует о том, что в 2020 и 2021 году правоотношения по указанному соглашению не реализовывались. Ссылается на то, что определенные права и обязанности сторон по Соглашению № 069- 17-2019-065 должны были реализовываться именно в 2021 году, в том числе в части примененияответственности субъекта Российской Федерации в случае нарушения обязательств по достижению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного пунктом 36 Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 237 (далее - Правила № 237), а также в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ по реализации проекта муниципального образования -победителя конкурса более чем на 3 месяца.
Со ссылкой на пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство полагает, что Постановление № 2317 подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку Соглашение № 069-17-2019-065 было заключено сторонами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Постановлением № 237.
Указанные доводы Министерства являются необоснованными, не соответствующими закону и нормативным правовым актам, а также обстоятельствам настоящего дела.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которых был предоставлен указанный иной межбюджетный трансферт, составил в 2020 году 54 000 000 рублей (пункт 2.1 Соглашения № 069-17-2019-065 в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2020); датой достижения конечного результата регионального проекта определено 31 декабря 2020 года (пункт 13 Графика выполнения мероприятий в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020 ).
В соответствии с подпунктом «и(2)» пункта 34 Правил № 237 (в редакции от 29.01.2020 № 64) в соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта предусматривается ответственность субъекта Российской Федерации в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ по реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса более чем на 3 месяца.
Согласно пункту 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065 (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2020) в случае нарушения предусмотренных Графиком сроков выполнения работ о реализации проекта муниципального образования - победителя конкурса (далее - График), в том числе отдельных мероприятий графика, более чем на 3 месяца средства иного межбюджетного трансферта подлежат возврату в федеральный бюджет.
Пунктом 2 Постановления № 2317 приостановлено до 01 января 2022 года действие подпункта «и(2)» пункта 34 Правил № 237.
При этом пунктом 3 Постановления № 2317 предусмотрено, что пункт 2 настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года.
В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 7.2 Соглашения № 069-17-2019-065 настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Дата подписания Минстроем России и Правительством Республики Карелия Соглашения № 069-17-2019-065 - 09.07.2019.
Таким образом, Соглашение № 069-17-2019-065 вступило в силу в указанную дату, то есть, все правоотношения, у сторон по данному Соглашению возникли 9 июля 2019 года.
При этом пункт 3 Постановления № 2317 не указывает, что пункт 2 данного Постановления распространяется на правоотношения, связанные исключительно с ответственностью субъекта Российской Федерации в случае нарушения предусмотренных графиком сроков выполнения работ, возникшие с 01 января 2020 года.
Следовательно, пункт 2 Постановления № 2317 о приостановлении действия подпункта «и(2)» пункта 34 Правил № 237 не распространяется на правоотношения, связанные с исполнением Соглашения № 069-17-2019-065.
В ходе проверки Управлением установлено, что График, в части срока завершения реализации проекта и выполнения вышеназванного Соглашения (30.12.2020) не соблюден, по состоянию на 01.04.2021 нарушения не устранены, проект муниципального образования «Сортавальское городское поселение» не реализован.
Установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, применив названные выше нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, требование Управления об устранении бюджетного нарушения путем возврата средств в доход федерального бюджета в размере 54 000 000 рублей обосновано и соответствует подпункту «и(2)» пункта 34 Правил № 237, пункту 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065, а доводы Министерства об отсутствии оснований для применения к нему мер ответственности, предусмотренных подпунктом «и(2)» пункта 34 Правил № 237, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований и признания недействительным представления Управления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 января 2022 года по делу № А26-7219/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Г.В. Лебедев
О.В. Фуркало