ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7256/2021 от 24.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 апреля 2022 года

Дело №А26-7256/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.

при участии:

от заявителя: Жукова М.Ю. по доверенности от 01.02.2020

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3484/2022) ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2021 по делу № А26-7256/2021 (судья Лазарев А.Ю.), принятое

по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия

о признании недействительным предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным в части пунктов 3, 5, 9 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) от 08.06.2021 № 38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021.

Решением суда от 27.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что пункты 3, 5, 9 оспариваемого предписания Управления не содержат указаний на конкретные меры, которые необходимо предпринять, для устранения нарушений, а так же вид нарушения. Не согласен с выявленными Управлением нарушениями.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении Общества на объекте защиты, расположенном по адресу: Республика Карелия, г.Сегежа, ул. Северная, сооружение 2, проведена Управлением на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Республике Карелия № 38-10 от 28.04.2021 (л.д.108-110). Уведомление о проведении плановой выездной проверки направлено ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 28.04.2021 заказным письмом с уведомлением о вручении и получено Обществом 11.05.2021.

Результаты проверки отражены в акте № 38-10 от 08.06.2021.

В ходе проверки в качестве экспертов привлекались Климовский В.В. (приказ об аттестации эксперта № 199 от 26.06.2017) и Логинов Алексей Васильевич (приказ об аттестации эксперта № 197 от 26.06.2017).

По итогам плановой выездной проверки должностным лицом Управления 08.06.2021 вынесено предписание №38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021, которое вручено Обществу 11.05.2021.

В пунктах 3, 5, 9 предписания Управления указано:

- пункт 3. Топливораздаточные колонки и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением статей 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ), пункта 6.29 «Свода правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. СП 156.13130.2014», утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 (далее - СП 156.13130.2014);

- пункт 5. Не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара, что является нарушением статей 4, 6, части 2 статьи 82 Закона № 123-ФЗ, пунктов 13.15.3 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009); пункта 3.4 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности. СП 3.13130.2009», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009); пунктов 4.8, 4.9 «Свода правил СП 6.13130. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. СП 6.13130.2013», утверждённого Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115; таблицы 2 раздела 6 ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1097-ст (далее - ГОСТ 31565-2012);

- пункт 9. Приборы приемно-контрольные размещены в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не защищены от несанкционированного доступа (находятся в коридоре на стене), что является нарушением статей 4, 6 Закона № 123-ФЗ, пункта 3.14.5 СП 5.13130.2009, пункта 5.12 «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582.

Не согласившись с указанным предписанием в части, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых пунктов предписания Управления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 с 1 июля 2014 года введен в действие свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", которым установлены требования к взаимному расположению автозаправочных станций и иных объектов в целях исключения возникновения пожароопасных ситуаций и обеспечения в максимальной степени защиты жизни и здоровья людей (СП 156.13130.2014).

Пунктом 6.29 свода правил СП 156.13130.2014 установлено, что ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.

Частью 2 статьи 82 Закона № 123-ФЗ определено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Пунктом 3.4 СП 3.13130.2009 предусмотрено, что кабели, провода системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

Требования пожарной безопасности к кабельным изделиям установлены ГОСТ 31565-2012. К кабельным изделиям относятся: изделие (кабель, провод, шнур), предназначенное для передачи по нему электрической энергии, электрических и оптических сигналов информации или служащее для изготовления обмоток электрических устройств, отличающееся гибкостью (пункт 3.1 ГОСТ 31565-2012).

Пунктом 5.12 СП 484.1311500.2020 установлено, что прибор приемно-контрольный пожарный и прибор пожарный управления, функциональные модули индикации и управления, источник бесперебойного электропитания следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:

а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, то есть лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку система пожарной автоматики объекта);

б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами. При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.

Нормативные требования, нарушение которых вменено в вину заявителю, непосредственно касаются обеспечения жизни и безопасности людей, и эксплуатация объекта с нарушением таких требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводом правил (СП 156.13130.2014) содержащим требования пожарной безопасности.

Проверка, по результатам которой было выдано оспариваемое предписание, проводилась с целью выявления, пресечения и предупреждения возможных нарушений требований пожарной безопасности.

Факт выявленных нарушений установлен в акте проверки № 38-10 от 08.06.2021.

Доводы Общества по пункту 3 предписания наличии защитных специально предусмотренных устройств, предотвращающих раздаточные колонки от повреждений, установленных перед топливораздаточными колонками согласно схеме въезда и движения транспорта по территории АЗС, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку такая защита должна быть предусмотрена со всех сторон топливораздаточных колонок в целях исключения их повреждения при движении транспортных средств по разным траекториям движения.

Нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в пунктах 5, 9 предписания подтверждаются заключением эксперта № 98 по результатам испытаний систем противопожарной защиты от 07 июня 2021 года.

Данное заключение оформлено должным образом, в соответствии с профилем деятельности, заключение содержит необходимые выводы, у экспертов большой опыт работы в этой сфере, и все они имеют документальное подтверждение собственной квалификации.

Доводы Общества по пункту 9 предписания также правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку представленные должностные инструкции как раз и подтверждают, что местом работы оператора является вся территория АЗС, что исключает возможность его постоянного нахождения радом с приемноконтрольными приборами.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом подателя жалобы о неисполнимости и необоснованности предписания, так как оно содержит определенные и обоснованные указания на вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием пункта и наименования нормативного акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которых нарушены, а также срок устранения нарушения требования пожарной безопасности.

Конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, и способ исполнения оспариваемого предписания должен определяться Обществом самостоятельно.

Апелляционный суд отмечает, что в случае неясности или невозможности выполнения предписания в установленный срок Общество было не лишено возможности обратиться в Управление с заявлением о разъяснении способа исполнения предписания. Доказательств совершения указанных действий материалы дела не содержат.

Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на АЗС, материалами дела подтверждается, что Обществом были допущены нарушения требований пожарной безопасности.

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности и обоснованности оспариваемых пунктов предписания Управления, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 декабря 2021 года по делу № А26-7256/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева