ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7347/2021 от 05.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июля 2022 года

Дело №

А26-7347/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,

при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» ФИО1 (доверенность от 18.05.2021 № 53-21/ИД),

рассмотрев 29.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А26-7347/2021,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>,                               ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                     АПК РФ), к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», адрес: 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), о понуждении ответчика произвести очистку лесосеки от порубочных остатков в квартале 26, выделе 18 Ладвинского участкового лесничества в объеме 0,035 га.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022, иск удовлетворен; суд обязал Общество в течение одного месяца с даты вступления в силу судебного акта произвести очистку лесосеки. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, причиненный ущерб лесному фонду в полном объеме возмещен Обществом в денежной форме, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку одновременное взыскание денежной суммы в возмещение вреда и понуждение произвести уборку лесосеки не предусмотрено действующим законодательством. Также Общество указывает на то, что в любом случае выполнить обязанность по очистке лесосеки не представляется возможным в связи с сезонностью данных работ.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 18.03.2019 № 13 (далее – Договор) в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - строительства ВЛ 330кВ «Тихвин - Литейный – Петрозаводская» в Прионежском муниципальном районе Республики Карелия. Лесной участок площадью 514,75 га (5 147 459 кв. м) расположен на территории Прионежского муниципального района, в кварталах №№ 108, 127, 139, 155, 156 (части кварталов) Петрозаводского лесничества (по лесоустройству) Петрозаводского участкового лесничества, №№ 105, 115 (части кварталов) Лососинского лесничества (по лесоустройству) Лососинского участкового лесничества, №№ 1, 2, 3, 15, 16, 17, 18 (части кварталов) Машезерского лесничества (по лесоустройству) Машезерского участкового лесничества, №№ 17, 18, 19, 20, 46, 47, 48, 70, 71, 72, 94 (части кварталов) Деревянского лесничества (по лесоустройству) Деревянского участкового лесничества, №№ 9, 10, 20, 21, 34, 35, 36, 49, 50, 51, 67, 74 (части кварталов) Пяжиево-Сельгского лесничества (по лесоустройству) Педасельгского участкового лесничества, № 26 (часть квартала) Ладвинского лесничества (по лесоустройству) Ладвинского участкового лесничества, №№ 48, 58, 59, 68, 70, 71, 73, 74, 76, 77 (части кварталов) Ладва-Веткинского лесничества (по лесоустройству) Ладва-Веткинского участкового лесничества, №№ 174, 203, 204, 231, 241, 248, 251, 253, 254 (части кварталов) Пайского лесничества (по лесоустройству) Пайского участкового лесничества Прионежского лесничества.

В период с 09.01.2020 по 08.01.2021 Общество производило рубку лесных насаждений на основании лесной декларации от 27.12.2019 № 7-б.

В ходе проведенного 06.07.2021 осмотра мест рубок было выявлено  со стороны Общества лесонарушение, а именно невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,038 га, что зафиксировано в акте осмотра лесосеки от 06.07.2021 № 41.

В силу положений подпункта «в» пункта 4.2 Договора арендатор должен выплатить арендодателю за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее – Правила № 474), Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 512, а также Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 (далее – Приказ № 367), за захламление по вине арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров неустойку в размере пятикратной стоимости затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.

На основании указанного условия Договора Министерство в  связи с выявленным фактом лесонарушения начислило Обществу и предложило уплатить в добровольном порядке неустойку, а также направило  требование от 07.07.2021 № 3Л  об очистке лесосеки от порубочных остатков в квартале 26, выделах 11, 12, 18, 27 Ладвинского участкового лесничества в объеме 0,038 га.

Неисполнение Обществом указанного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.

 После подачи иска Общество уплатило предъявленную сумму неустойки, в связи с чем Министерство отказалось от иска в указанной части и просило обязать ответчика произвести очистку лесосеки от порубочных остатков.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 71 и частью 1 статьи 72  Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.

Согласно частям 1, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины (статья 16.1 ЛК РФ).

Технологический процесс заготовки древесины включает в себя несколько связанных между собой этапов, включая непосредственно работы по валке лесных насаждений, их трелевке до погрузочных площадок и очистке мест-рубок от порубочных остатков; завершается заготовка древесины вывозом заготовленной древесины из леса и последующей доочисткой лесосек (раздел IV приложения № 1 к Приказу № 367).

Согласно пункту 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

На момент заключения Договора действовали Правила № 474, предусматривающие аналогичные положения.

Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также признав подтвержденным факт выявленного Министерством лесонарушения в виде невыполнения со стороны Общества работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, суды пришли к обоснованному выводу о законности заявленных Министерством требований, обязав Общество произвести очистку лесосеки от порубочных остатков в квартале 26, выделе 18 Ладвинского участкового лесничества в объеме 0,035 га.

Довод Общества о неправомерности применения к нему двойной меры ответственности в виде взыскания денежной суммы в возмещение вреда и понуждения произвести уборку лесосеки был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен со ссылкой на пункт 1 статьи 396 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичное условие предусмотрено и пунктом 4.3 Договора.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А26-7347/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

Е.А. Аникина

С.В. Соколова