ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7604/2023 от 12.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 февраля 2024 года

Дело №А26-7604/2023

Резолютивная часть постановления объявлена12 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мильгевской Н.А.

судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизов А.К.

при участии:

от заявителей: не явились извещены;

от заинтересованного лица: Снеткова Е.А. по доверенности от 10.01.2024 (онлайн);

от третьего лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-42947/2023, 13АП-42948/2023, 13АП-42952/2023, 13АП-42954/2023, 13АП-42957/2023, 13АП-42959/2023, 13АП-42961/2023) Полиэктовой Тамары Леонидовны, Никулина Владимира Викторовича, Никулина Артема Викторовича, Доронина Сергея Михайловича, Гордеева Евгения Андреевича, Авдеевой Ларисы Леонидовны, Мельника Леонида Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2023 по делу № А26-7604/2023 (судья Александрович Е.О.), принятое

по заявлению Полиэктовой Тамары Леонидовны, Никулина Владимира Викторовича, Никулина Артема Викторовича, Доронина Сергея Михайловича, Гордеева Евгения Андреевича, Авдеевой Ларисы Леонидовны, Мельника Леонида Анатольевича

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

третье лицо: акционерное общество «Прионежская сетевая компания»

о оспаривании отказа в возбуждении дела об административном правонарушении

установил:

Полиэктова Тамара Леонидовна (далее – заявитель, Полиэктова Т.Л.) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Управление) о признании незаконным и отмене определения за № АП/2875/23 от 28.07.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Прионежская сетевая компания».

Определением суда от 11.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (далее – третье лицо, АО «ПСК», сетевая организация).

В производстве Арбитражного суда Республики Карелия также находились дела № А26-7601/2023 по заявлению Никулина Владимира Викторовича (далее – Никулин В.В.), № А26-7602/2023 по заявлению Никулина Артема Викторовича (далее – Никулин А.В.), № А26-7605/2023 по заявлению Доронина Сергея Михайловича (далее - Доронин С.М.), № А26-7606/2023 по заявлению Гордеева Евгения Андреевича (далее - Гордеев Е.А.), №А26-7607/2023 по заявлению Авдеевой Ларисы Леонидовны (далее - Авдеева Л.Л.), № А26-7615/2023 по заявлению Мельника Леонида Анатольевича (далее – Мельник Л.А.), в рамках которых оспаривались принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия определения от 28.07.2023 об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Прионежская сетевая компания».

Определением суда от 19.10.2023 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках настоящего дела, как принятого ранее.

Решением суда от 21.11.2023 в удовлетворении требований Полиэктовой Тамары Леонидовны, Никулина Владимира Викторовича, Никулина Артема Викторовича, Доронина Сергея Михайловича, Гордеева Евгения Андреевича, Авдеевой Ларисы Леонидовны, Мельника Леонида Анатольевича о признании незаконными и отмене определений от 28.07.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Полиэктова Т.Л., Никулин В.В., Никулин А.В., Доронин С.М., Гордеев Е.А., Авдеева Л.Л., Мельник Л.А. обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определением суда апелляционной инстанции от 18.01.2024 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 12.02.2024.

В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве;

Заявители и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебно акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в адрес Управления 30.06.2023 поступили заявления Полиэктовой Т.Л., Никулина В.В., Никулина А.В., Доронина С.М., Гордеева Е.А., Авдеевой Л.Л., Мельника Л.А. с жалобами на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих заявителям энергопринимающих устройств

Определениями, вынесенными руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Пряхиным А.Б., от 28.07.2023 №№АП/2875/23 (Полиэктова Т.Л.), АП/2877/23 (Гордеев Е.А.), АП/2878/23 (Доронин С.М.), АП/2879/23 (Мельник Л.А.), АП/2880/23 (Никулин А.В.), АП/2881/23 (Никулин В.В.), АП/2874/23 (Авдеева Л.Л.) в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении АО «ПСК» отказано.

Основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении послужил вывод административного органа об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.21 КоАП РФ, а также истечение срока давности привлечения к административной ответственности. В определениях указано на неисполнение заявителями обязанности по оплате выставленного счета в полном объеме.

Не согласившись с указанными определениями, граждане обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями об их отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что плата за технологическое присоединение внесена заявителями не в полном размере, указал на то, что заявители не выполнили действий, направленных на заключение договора, с учётом чего договоры не были заключены, кроме того, установил нарушение сетевой организацией сроков направления заявителям условий договора технологического присоединения, а также неразмещение в личном кабинете заявителей инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, однако, пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности в отношении данного нарушения, на основании чего, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации, в том числе сетей и систем газоснабжения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусматривается, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Частью 3 поименованной выше статьи Кодекса определено, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Из положений статьи 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ.

Из части 4 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ, устанавливающей правила пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Пункт 3 Правил № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики составляет: 6 месяцев - для заявителей, указанных в п. 12(1), п. 13(3), п. 13(5), п. 14 и п. 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

По смыслу указанного пункта 16 Правил № 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях

Так пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с абзацем 6 пункта 105 Правил технологического присоединения, размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.

В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами.

Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.

На основании пункта 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет. В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Как усматривается из материалов дела, заявители посредством личного кабинета направили АО «ПСК» заявки на осуществление технологического присоединения жилых домов, расположенных в п. Карельская деревня Прионежского района Республики Карелия в кадастровом квартале 10:20:0015509: Полиэктова Т.Л. (731), Гордеев Е.А. (744), Доронин С.М. (743), Мельник Л.А. (740), Никулин А.В. (721), Никулин В.В. (722), Авдеева Л.Л. (732).

К заявкам были приложены договоры аренды земельных участков, заключенные на срок менее года (пункт 1.3 договоров).

25.07.2022 сетевая организация разместила в личных кабинетах заявителей договоры на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия к ним, а также счета для внесения платы за технологическое присоединение на сумму 51 067,2 руб. по каждому объекту. В связи с поступившими обращениями заявителей о том, что счета являются нечитаемыми, АО «ПСК» 27.07.2022 повторно разместила их в личном кабинете каждого из заявителей с соблюдением порядка уведомления.

Заявители произвели оплату счетов за технологическое присоединение в размере 550 руб. каждый, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил № 861, в том числе размер платы за осуществление технологического присоединения.

Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил технологического присоединения в редакции, действовавшей до на момент подачи спорных заявок, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

При этом в силу правила, установленного в абзацах 10, 11 этого же пункта, указанные положения о размере платы за технологическое присоединение не могут быть применены при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, земельным участком, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

Соответственно, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных на земельных участках, срок аренды которых не более одного года, установленная абзацем 1 пункта 17 Правил № 861 плата в размере 550 руб. неприменима, для таких объектов размер платы рассчитывается иным образом.

Пунктом 17 Правил технологического присоединения закреплено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Размер платы за технологическое присоединение установлен Приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (далее – Приказ №1135/17; в редакции, действовавшей на день подачи заявителями заявок).

В соответствии с пунктом 7 Приказа №1135/17 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:

1) плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), объектов микрогенерации в размере не более 550 рублей, в соответствии с особенностями, указанными в пункте 9;

2) на период регулирования: стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; формула платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 9 Приказа, плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), объектов микрогенерации составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанное положение о размере платы за технологическое присоединение не применяется при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком и (или) объектом капитального строительства по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 17 Правил № 861 и пункту 7 Приказа № 1135/17, для определения платы за технологическое присоединение объектов заявителей подлежали применению ставки и формула платы, утвержденные на период регулирования уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов.

Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 года № 232-П «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам» Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 года № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам принял постановление от 22.12.2021 № 188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» (далее – Постановление № 188; в редакции, действовавшей на день подачи заявителями заявок).

Пунктами 2, 3 и 5 Постановления №188 установлены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, (С1) на 2022 год согласно Приложению № 1; стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций заявителей на территории Республики Карелия (С2 – С8) на 2022 год согласно Приложению № 2; формулы расчёта платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения согласно приложению № 3.

Согласно примечанию к Постановлению № 188 для заявителей, осуществляющих технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), стандартизированные тарифные ставки С2, С3, С4, С5, С6, С7 равны 0.

В соответствии с установленной в пункте 1 Приложения № 4 к Постановлению № 188 формулой плата за технологическое присоединение для объектов заявителя (отсутствие необходимости реализации мероприятий «последней мили») рассчитывается путем сложения показателей С1 и С8 для каждой точки учёта, где:

С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей (Приложение № 1 к Постановлению № 188),

С8 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (руб./точку учета; Приложение № 2 к Постановлению № 188).

В Приложении № 1 стандартизированная тарифная ставка С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии при постоянной схеме электроснабжения установлена в размере 18 688 руб. (без учёте НДС).

В Приложении №2 для территорий, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, установлена стандартизированная тарифная ставка С 8.2.1 для средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения 0,4 кВ и ниже в размере 23 868 руб. (без учёта НДС) в расчете за одну точку учета.

При таких обстоятельствах, плата за технологическое присоединение каждого из объектов заявителей должна составить 51 067 руб. 20 коп. (стандартизированная тарифная ставка С1 равная 18 688 руб. + стандартизированная тарифная ставка С 8.2.1 равная 23 868 руб.+НДС 20%).

Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционных жалоб о том, что для соответствующей категории заявителей установлена оплата в размере 550 руб., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что плата внесена заявителями не в полном размере, что в силу пункта 106 Правил № 861 свидетельствует об аннулировании заявок и признании отсутствующим факта заключения договоров АО «ПСК» с заявителями.

Кроме того, из материалов дела следует, что жалобы заявителей поступили в Управление 30.06.2023, в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении АО «ПСК» отказано определением Управления от 28.07.2022, в то время, как оплата в размере 550 руб. была произведена заявителями 29.07.2022, то есть, на дату подачи жалоб обязательства по оплате выставленного сетевой организацией счёта со стороны заявителей выполнены не были.

Довод заявителей о том, что АО «ПСК» нарушены сроки направления заявителям условий договора технологического присоединения, а также неразмещение в личном кабинете заявителей инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий – сторонами не оспаривается, вместе с тем, вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами Управления относительно истечений срока давности привлечения к административной ответственности в данной части нарушения.

При привлечении к административной ответственности на основании статьи 9.21 КоАП надлежит руководствоваться общим правилом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности рассматриваемого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для размещения сетевой организацией документов в личном кабинете заявителей.

Поскольку размещение документов на технологическое присоединение по заявкам от 29.06.2022 и 30.06.2022 должно быть осуществлено сетевой организацией 13.07.2022 и 14.07.2022, срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение начал течь с указанных дат и на день вынесения оспариваемых определений истек.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателей жалоб с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 ноября 2023 года по делу № А26-7604/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мильгевская

Судьи

А.Б. Семенова

О.В. Фуркало