ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7814/2023 от 30.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 февраля 2024 года

Дело №А26-7814/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 26.12.2023

от заинтересованного лица-1: ФИО3 по доверенности от 10.01.2024 (онлайн)

от заинтересованного лица-2: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42007/2023) АО «ПСК» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2023 по делу № А26-7814/2023, принятое

по заявлению АО «ПСК»

к 1) УФАС по <...>) ФАС России

3-е лицо: РТРС в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия"

об оспаривании постановления, представления и решения

установил:

акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (ОГРН: <***>, адрес: 185013, <...>, далее – заявитель, Общество, АО «ПСК») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (адрес: 185031, <...>; далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо-1) от 01.06.2023 о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-134/2023 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 850 000 руб., выданного на его основании представления от 01.06.2023 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решения Федеральной антимонопольной службы (ОГРН: <***>, адрес: 123001, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, далее – ФАС России, заинтересованное лицо-2) по результатам рассмотрения жалобы АО «ПСК» на постановление от 01.06.2023 о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-134/2023 об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия» (ОГРН: <***>, адрес: 129515, Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, далее – РТРС, Предприятие, третье лицо).

Решением от 16.11.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

Не согласившись с решением суда, АО «ПСК» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель АО «ПСК» поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

ФАС России и РТРС, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в адрес УФАС 20.12.2022 и 27.12.2022 поступили заявления третьего лица с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение от 08.04.2022, а также в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств в размерах, превышающих действующие на момент подачи соответствующих заявок тарифы.

На основании представленных потребителем документов и сведений определением УФАС от 28.02.2023 возбуждено дело об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное расследование; составление протокола назначено на 22.03.2023, у сетевой организации запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Письмом от 20.03.2023 №5040 АО «ПСК» сообщило антимонопольному органу, что размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с действующей на момент направления в адрес заявителя договоров редакцией Правил технологического присоединения.

Определением от 22.03.2023 срок административного расследования продлен до 14.04.2023 в связи с необходимостью получения позиции Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам относительно обоснованности начисления платы потребителю; составление протокола назначено на 14.04.2023.

Определением от 24.03.2023 у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам истребованы письменные пояснения относительно правильности расчёта сетевой организацией платы за услуги по технологическому присоединению при условии, что РТРС заявки на технологическое присоединение поданы 08.04.2022.

Письмом от 29.03.2023 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил, что в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (в редакции от 17.02.2022), в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; с учётом даты подачи потребителем заявок изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 №1178, не подлежали применению при расчёте платы за технологическое присоединение.

Определением от 14.04.2023 срок административного расследования продлен до 15.05.2023, у потребителя запрошены скриншоты личного кабинета, подтверждающие дату подачи заявок на технологическое присоединение 08.04.2022, а также иные имеющие значение для рассмотрения дела документы; составление протокола назначено на 15.05.2023.

Письмом от 24.04.2023 РТРС представило запрошенные сведения и пояснило, что дополнительные документы сетевая организация не запрашивала, заявки поданы до 01.07.2022, документы на технологическое присоединение направлены АО «ПСК» после вступления в законную силу новой редакции Постановления №1178, то есть в выставленные счета сетевой организацией включены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства.

15.05.2023 в отсутствие представителей АО «ПСК» и РТРС, надлежащим образом уведомленных, составлен протокол об административном правонарушении.

Вынесенным по результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением от 01.06.2023 в действиях АО «ПСК» установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления УФАС пришло к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в отношении нарушения сетевой организацией сроков размещения документов на технологическое присоединение истек, при этом в отношении нарушения АО «ПСК» расчётов платы за технологическое присоединение объектов, размещенных в личном кабинете потребителя 29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022, срок давности не истек.

В адрес АО «ПСК» на основании статьи 29.13 КоАП РФ выдано представление от 01.06.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,согласно которому Обществу осуществлять расчёт платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными правилами и ставками платы, действующими на момент подачи таких заявок; исключить из расчёта платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств РТРС расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства и осуществить расчёт платы за технологическое присоединение по правилам и ставкам, действующим на 08.04.2022 с последующим размещением в личном кабинете заявителя всех предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения документов. Информация о приятых мерах по устранению нарушения должна быть представлена сетевой организацией в УФАС в течение месяца со дня получения представления.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности и представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, АО «ПСК» обратилось с жалобой в ФАС.

Решением ФАС России от 24.07.2023 постановление и представление от 01.06.2023 оставлены в силе, а жалоба Общества без удовлетворения.

Общество, не оспаривая совершение вменяемого правонарушения, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления, указав на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также представления и решения по жалобе.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей явившихся сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).

В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании пункта 106 Правил №861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

Таким образом, пунктом 105 Правил установлена обязанность сетевой организации разместить документы на технологическое присоединение по заявкам заявителя в установленный срок и определенного содержания, в том числе счета на оплату за технологическое присоединение.

Антимонопольные органы и суд первой инстанции, констатировав неправильный расчет платы, произведенный Обществом за технологическое присоединение, пришли к выводу о нарушении Обществом пункта 19 Правил и отсутствие истечения срока давности привлечения к административной ответственности при размещении в личном кабинете потребителя 29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022 счетов на оплату.

Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Антимонопольными органами и судом первой инстанции не учтено, что счет для внесения платы за технологическое присоединение в соответствии с редакцией Правил технологического присоединения, действующей на дату подачи заявок (08.04.2022), должен был быть размещен Обществом в личном кабинете потребителя до 22.04.2022.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что невыполнение к установленному сроку обязанности, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Как разъяснено в пункте 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Таким образом, совершенное Обществом административное правонарушение, выражающееся в невыполнении обязанности по размещению в личном кабинете потребителя документов на технологическое присоединение и счета на оплату в нарушении пунктов 103, 105 Правил не является длящимся и окончено с момента истечения годичного срока, исчисляемого со дня, когда такие документы должны быть размещены, а именно 22.04.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Оспариваемое постановление вынесено Управлением 01.06.2023, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По смыслу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ признание незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности влечет признание незаконным и представления, выданного на основании такого решения.

Учитывая изложенное, решение ФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы АО «ПСК» на постановление от 01.06.2023 о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-134/2023 об административном правонарушении, также подлежит признанию незаконным и отмене.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, а обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 ноября 2023 года по делу № А26-7814/2023 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление и вынесенное на его основании представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 01.06.2023 по делу №010/04/9.21-134/2023.

Признать незаконным и отменить решение Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2023 по результатам рассмотрения жалобы на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 01.06.2023 по делу №010/04/9.21-134/2023.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало