АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 декабря 2019 года | Дело № | А26-8236/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» ФИО1 (доверенность от 30.06.2019), ФИО2 (доверенность от 31.01.2019), ФИО3 (доверенность от 30.01.2019), от Министерства финансов Республики Карелия ФИО4 (доверенность от 20.02.2018), от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ФИО5 (доверенность от 09.01.2019), от Правительства Республики Карелия ФИО5 (доверенность от 22.07.2019), рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу № А26-8236/2018, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго», адрес: 190103, Санкт-Петербург, Дровяная ул., д. 6-8, лит. А, оф. 101-708, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес:185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство строительства), и в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство финансов), 298 410 000 руб. убытков в виде выпадающего дохода, образовавшегося вследствие невыплаты субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией в 2015 году долгосрочной целевой программы «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 № 314-П. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия (далее – Правительство) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство имущественных и земельных отношений), а также государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Комитет) и Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Министерство экономического развития). Решением суда первой инстанции от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2019, в удовлетворении иска Обществу отказано. В кассационной жалобе и пояснениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.04.2019 и постановление от 25.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что Программа представляет собой документ стратегического планирования и не устанавливает конкретных получателей средств из соответствующего бюджета, а значит, сама по себе расходных обязательств не порождает. Общество указывает, что установленная Программой обязанность публично-правового образования (субъекта Российской Федерации) предоставить арендатору объектов теплоэнергетики в 2014 – 2027 годах субсидии с целью осуществления мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, напрямую определяет расходные обязательства этого субъекта. Общество полагает, что у Республики Карелия в лице ответчиков возникла обязанность по осуществлению мероприятий по включению в бюджет Республики Карелия бюджетных ассигнований в форме субсидий в связи с реализацией Программы, инициирование постановления Правительства о порядке предоставления субсидий на реализацию данной Программы и обязанность по заключению с арендатором соглашения на предоставление субсидий на реализацию Программы, и как следствие обязанность по финансированию мероприятий Программы. В этой связи истец считает, что невыплаченные Обществу субсидии при наличии фактических затрат, связанных с выполнением работ в рамках Программы в соответствии с заключенным договором аренды имущества от 15.05.2013 № 51, являются убытками истца. В отзывах на кассационную жалобу Министерство строительства и Министерство финансов просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными. Определением суда кассационной инстанции от 20.11.2019 рассмотрение кассационной жалобы Общества в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось на 18.12.2019 на 11 час. 45 мин., после чего продолжено в прежнем судебном составе. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Министерства финансов, Министерства строительства и Правительства возражали против ее удовлетворения. Министерство имущественных и земельных отношений, Комитет и Министерство экономического развития, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территориях Северного Приладожья Республики Карелия в соответствии с Распоряжением Правительства от 01.11.2011 № 631р-П Правительство постановлением от 19.11.2011 № 314-П утвердило долгосрочную целевую Программу. В соответствии с паспортом Программы, она разработана на основании концепции долгосрочной целевой программы «Строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2026 года», одобренной Распоряжением Правительства от 01.11.2011 № 631р-П (далее - Концепция). Данная Концепция одобрена в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территории Северного Приладожья Республики Карелия и реализации достигнутых договоренностей между Правительством и открытым акционерным обществом «Газпром» (далее – ОАО «Газпром») о газификации Республики Карелия и реконструкции объектов теплоснабжения, в рамках Соглашения о сотрудничестве от 27.04.2005 и генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия. Кроме того, Концепция предполагает реализацию Программы с учетом газификации Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского, Лахденпохского муниципальных районов в соответствии с генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Карелия, разработанной открытым акционерным обществом «Газпром промгаз». Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках подпрограммы 3 «Долгосрочная целевая программа «Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года» государственной программы Республики Карелия «Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 20.11.2014 № 341-П. Целью Программы является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей, расположенных и проживающих в районах Северного Приладожья Республики Карелия, с одновременным снижением издержек при производстве и передаче тепловой энергии потребителям. Из паспорта Программы также следует, что государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство строительства, а ее исполнителями – Комитет и арендатор объектов теплоэнергетики, расположенных в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком национальном, Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия (далее – арендатор). Во исполнение Программы от имени собственника государственного имущества государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (арендодатель) с Обществом (арендатор) заключен договор аренды имущества от 15.05.2013 № 51 (далее – договор аренды), согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во владение и пользование объекты теплоэнергетики, находящиеся в государственной собственности Республики Карелия, расположенные в Олонецком, Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах для осуществления эксплуатации, обслуживания, а также реконструкции указанных объектов и строительства новых объектов теплоэнергетики. В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 договора аренды арендатор обязался осуществлять за счет собственных и (или) привлеченных средств и на основании разрабатываемой арендатором и утверждаемой в установленном порядке проектно-сметной документацией реконструкцию и техническое перевооружение переданных в аренду объектов и строительство новых объектов теплоэнергетики в соответствии с Программой, в которой отражено, что финансирование проектирования, реконструкции, технического перевооружения и строительства объектов теплоэнергетики осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств арендатора. Обществом в соответствии с Адресной программой в период 2013 - 2016 годов (Приложение № 2 к Программе) и договором аренды выполнены обязательства по финансированию Программы путем привлечения заемных средств, а также по выполнению работ на общую сумму 4 164 540 000 руб., о чем в Министерство в соответствии с Перечнем, приведенным в разделе 4 Программы, предоставлены подтверждающие документы. Разделом 4 Программы установлено, что ежегодно в период с 2014 года по 2027 год законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат арендатора, связанных с выполнением работ. Субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы предоставляются в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением Правительства о порядке предоставления субсидий. Как следует из указанного раздела Программы, ежегодный размер субсидий составляет 1/12 от суммы займа на строительство объектов. Субсидии предоставляются с года, следующего за годом вложения средств. Разделом 6 Программы предусмотрено, что государственный заказчик (Министерство строительства) осуществляет распределение средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников, в случаях их привлечения, на реализацию программных мероприятий. Судами из материалов дела установлено, что Общество выполнило работы по строительству, реконструкции объектов теплоэнергетики, предусмотренные утвержденной постановлением Правительства от 19.11.2011 № 314-П Программой, о чем свидетельствуют соответствующие отчеты о выполнении работ (том 2 л.д. 70-100), а также отчеты об исполнении обязательств, предусмотренных договором аренды от 13.05.2013 № 51 по строительству новых объектов теплоэнергетики и акты о приеме-передаче объектов (том 4 л.д. 1-151, том 5 л.д. 1-147, том 6 л.д. 1-154, том 7 л.д. 1-54). По соглашению от 25.12.2014, заключенному между Министерством строительства и Обществом, последнему как арендатору, осуществляющему выполнение и финансирование мероприятий Программы, была предоставлена субсидия в размере 205 410 000 руб. в пределах средств, предусмотренных на 2014 год Программой и Законом Республики Карелия от 18.12.2014 № 1850-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов». Поскольку Законами Республики Карелия о бюджете на 2015 – 2016 годы субсидии арендатору не предусматривались, соответствующие соглашения о предоставлении субсидий с Обществом не заключались. В претензиях от 19.03.2018 № 3549 (том 1 л.д. 71-72) и от 25.06.2018 № 7834 (том 1 л.д. 73-75) истец, указывая на нарушение Министерством строительства условия исполнения Программы в части предоставления Обществу, как исполнителю, субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы в 2015 году – в сумме 298 410 000 руб., в 2016 году – в сумме 329 910 000 руб., потребовал в срок, установленный частью 5 статьи 4 АПК РФ (30 календарных дней), обеспечить перечисление Обществу субсидии в указанном размере. Ссылаясь на неисполнение требований претензий и считая, что невыплаченные субсидии за фактически выполненные работы в рамках Программы представляют собой убытки (упущенную выгоду), Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков 298 410 000 руб. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении иска. Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ). По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. Между тем природа субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования. Лишь при наличии заключенного между публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) и хозяйствующим субъектом соглашения, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите. В рассматриваемом случае Законом Республики Карелия о бюджете на 2015 год бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат арендатора в связи с выполнением работ, обусловленных Программой, не предусматривались. Раздел 4 Программы, устанавливающий объем субсидий арендатору за счет бюджета Республики Карелия на период 2014 – 2027 годов, не предполагает, что в отсутствие в законе о бюджете на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на выплату субсидии эта Программа, которая в соответствии с законом о бюджете не принималась, является достаточным документом, влекущим возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 27 Постановления Правительства от 28.12.2012 № 416-П «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия» финансовое обеспечение реализации Программы в части расходных обязательств Республики Карелия осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период, а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверждается законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период. В отсутствие в бюджете субъекта Российской Федерации денежных средств для осуществления бюджетных ассигнований в 2015 году и соглашения, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, уполномоченные органы публично-правового образования не могут понуждаться к выплате субсидии либо признаваться лицами, отвечающими за убытки юридического лица (арендатора) в виде выпадающего дохода, образовавшиеся вследствие непредоставления субсидии. Как правильно указали суды, в силу положений статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 65 АПК РФ, истец, выбрав соответствующий способ защиты нарушенного права, должен доказать, что ответчики являются лицами, отвечающими за вредные последствия, а также факты наступления вреда (убытков), их размер, противоправность действий (бездействия) государственных органов и наличия юридически значимой причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками. Однако в рассматриваемом случае истец не доказал неправомерность действий ответчиков и причинно-следственную связь между такими действиями и заявленными убытками. Суды верно отметили, что на момент рассмотрения спора Программа является действующей, а значит, обязательства по субсидированию могут быть исполнены до окончания сроков ее действия, то есть до 2027 года. При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования Общества о взыскании убытков удовлетворению не подлежат. Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу № А26-8236/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.И. Корабухина | |||
Судьи | Е.Н. Александрова О.Р. Журавлева | |||