ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8362/2021 от 20.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года

Дело №

А26-8362/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 20.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А26-8362/2021,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (186420, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) о возложении на него обязанности в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство, а также обеспечить проведение санитарно-оздоровительного мероприятия в месячный срок с момента получения разрешения на его проведение.

Решением суда первой инстанции от 13.01.2022 исковые требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2022 решение суда первой инстанции изменено – на Общество возложена обязанность провести в рамках исполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 № 59-з в срок до 12.07.2022 лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство, а также обеспечить проведение санитарно-оздоровительного мероприятия в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 (далее – Правила).

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования неправомерны и не подлежат удовлетворению.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом заключен договор от 19.12.2008 № 59-з аренды лесного участка площадью 196 193 га, находящегося на территории Сосновецкого центрального лесничества, в целях заготовки древесины на срок по 31.12.2053.

В соответствии с пунктом 4.4.13 договора арендатор обязан соблюдать требования правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.

В ходе патрулирования подведомственной территории лесничим в квартале 43, выдел 44 Тунгудского участкового лесничества обнаружено и зафиксировано в акте осмотра от 25.06.2021 наличие усыхающих насаждений на площади      0,3 га.

Министерство направило Обществу претензию от 06.07.2021 № 1639, которой просило в срок до 01.09.2021 произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением ему необходимых материалов для рассмотрения, а также при получении разрешения на проведение санитарно-оздоровительного мероприятия обеспечения его проведения в срок не позднее 01.01.2022.

В связи с тем, что указанная претензия не была исполнена в установленный срок Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, однако изменил решение с учетом сроков исполнения соответствующей обязанности, предусмотренных Правилами.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, проведение лесопатологических обследований (пункт 3).

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 60.3 ЛК РФ).

В силу части 4 статьи 60.6 ЛК РФ порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в квартале 43, выдел 44 Тунгудского участкового лесничества на площади 0,3 га выявлены усыхающие лесные насаждения.

Судами также установлено, что Обществом мероприятия, предусмотренные договором аренды и действующим законодательством, не проводились.

В связи с этим суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности провести в рамках исполнения обязательств по договору аренды лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий с оформлением и направлением необходимых материалов истцу.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности требования Министерства в части установленных им сроков.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил п роведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 15 Правил в случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований.

Уполномоченные органы обязаны в 10-дневный срок со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений проинформировать лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, о необходимости проведения лесопатологического обследования на соответствующем лесном участке.

Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.

Как предусмотрено абзацем первым пункта 16 Правил, уполномоченными органами обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

В силу абзаца второго пункта 16 Правил л ицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования.

Суд апелляционной инстанции, установив, что информацию о необходимости проведения лесопатологического обследования (претензию от 06.07.2021 № 1639) арендатор получил 12.07.2021, пришел к выводу о необходимости выполнения им лесопатологического обследования не позднее 12.07.2022 с осуществлением санитарно-оздоровительного мероприятия в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции с учетом сроков исполнения ответчиком соответствующих обязанностей, предусмотренных пунктами 15-16 Правил.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежит отклонению, поскольку, получив претензию от 06.07.2021 № 1639, Общество не сообщило уполномоченному органу о ее признании за исключением срока, установленного Министерством.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А26-8362/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

 Л.Б. Мунтян