ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 июля 2022 года | Дело № А26-8380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 29.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13681/2022 ) администрации Калевальского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2022 по делу № А26-8380/2021 (судья Михайлова А.В.), принятое по иску администрации Калевальского муниципального к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о понуждении к принятию имущества в собственность,
установил:
Администрация Калевальского муниципального района (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее – ответчик, ПАО «ТГК № 1») о понуждении безвозмездно принять в собственность комплекс инженерной защиты, расположенный в пгт. Калевала, включённый в Российский регистр гидротехнических сооружений с регистрационным кодом 19010Т937000007, в состав которого входят следующие сооружения: здание дренажной насосной станции с кадастровым номером 10:17:0000000:0775; отводящий канал с кадастровым номером 10:17:0000000:656, в состав которого входят: нижняя плотина с кадастровым номером 10:17:0000000:2957, верхняя плотина с кадастровым номером 10:17:0000000:2956, водопропускная труба, внутренний диаметр 1,2 м с кадастровым номером 10:17:0000000:3033, левобережная дамба с кадастровым номером 10:17:0000000:2958, правобережная дамба с кадастровым номером 10:17:0000000:2959; защитные сооружения поселка Калевала, в состав которых входят: естественная дрена с кадастровым номером 10:17:0000000:3031, открытая дрена с кадастровым номером 10:17:0000000:3032, нагорный канал-дрена с кадастровым номером 10:17:0000000:3034, защитные молы с кадастровым номером 10:17:0000000:737.
В обоснование иска Администрация сослалась на отсутствие финансовых средств, а также полномочий по содержанию спорного гидротехнического сооружения.
Решением от 22.03.2022 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в муниципальной собственности Калевальского национального района находится следующее имущество: одноэтажное здание дренажной насосной станции, общей площадью 111,8 кв. м, инв. № 1436, кадастровый номер 10:17:0000000:0775 (свидетельство о государственной регистрации права 10АБ № 281550 от 18.11.2009 года); гидротехническое сооружение, назначение: защитные сооружения поселка Калевала / верхняя и нижняя плотины; отводящий канал с Дамбами, протяженностью 1900 м, кадастровый номер 10:17:0000000:656 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ № 734976 от 17.06.2015); верхняя плотина, назначение: иное сооружение, протяженностью 121 м, кадастровый номер10:17:0000000:2956 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ № 734973 от 17.06.2015); нижняя плотина, назначение: иное сооружение, протяженностью 126 м, кадастровый номер10:17:0000000:2957 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ № 734974 от 17.06.2015); левобережная дамба, назначение: иное сооружение, протяженностью 1605 м, кадастровый номер 10:17:0000000:2958 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ № 734971 от 17.06.2015); правобережная дамба, назначение: иное сооружение, протяженностью 1615 м, кадастровый номер 10:17:0000000:2959 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ №734972 от 17.06.2015); защитные сооружения поселка Калевала (молы), протяженностью 120 м, кадастровый номер 10:17:0000000:737 (свидетельство о государственной регистрации права 10-АБ № 734975 от 17.06.2015); водопропускная труба внутренним диаметром 1,2 м, кадастровый номер 10:17:0000000:3033 (право муниципальной собственности зарегистрировано 28.02.2018, выписка из ЕГРН от 28.02.2018); естественная дрена, протяженностью 1860 м, кадастровый номер 10:17:0000000:3031 (право муниципальной собственности зарегистрировано 28.02.2018, выписка из ЕГРН от 28.02.2018); открытая дрена, протяженностью 2682 м, кадастровый номер 10:17:0000000:3032 (право муниципальной собственности зарегистрировано 28.02.2018 года, выписка из ЕГРН от 28.02.2018); нагорный канал-дрена, протяженностью 1164 м, кадастровый номер 10:17:0000000:3034 (право муниципальной собственности зарегистрировано 28.02.2018, выписка из ЕГРН от 28.02.2018).
Поскольку Администрация не может обеспечить грамотную эксплуатацию спорного имущества, отсутствуют бюджетные средства на обследование и надлежащее содержание имущества, а ответчик отказался безвозмездно принимать имущество в собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 стати 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 3 части 1 статьи 8 Устава Муниципального образования «Калевальский национальный район», принятого решением Совета местного самоуправления Калевальского национального района от 30.06.2005 № XXIV-III-347 (далее - Устав).
Согласно части 4 статьи 56 Устава особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.
Статьей 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу части 4 статьи 57 Устава Администрация вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Карелия и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждается наличие зарегистрированного права собственности на комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты в пгт Калевала за муниципальным образованием «Калевальский национальный район».
Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст.217 ГК РФ).
В силу статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизациигосударственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 178-ФЗ муниципальное имущество отчуждается в собственность юридических лиц исключительно на возмездной основе.
Статьями 13 и 14 Закона № 178-ФЗ определены способы приватизации государственного и муниципального имущества и порядок принятия решения об условиях такой приватизации.
При этом безвозмездная передача муниципального имущества в собственность юридического лица не определена в числе способов приватизации, предусмотренных законом.
Доводы Администрации о строительстве Юшкозерской ГЭС носят предположительный характер и не имеют правового значения для настоящего спора.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, признав, что спорные гидротехнические сооружения построены, в том числе, в целях защиты территории пгт. Калевала от наводнений и подтоплений, то есть предназначены для решения вопросов местного значения, а именно по обеспечению реализации полномочий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, таким образом, спорное имущество может находиться в муниципальной собственности района.
Ссылка подателя жалобы на подпункт 10 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации" несостоятельна, основана на неверном токовании норм материального права, отклонена апелляционным судом.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2022 по делу № А26-8380/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.С. Полубехина | |
Судьи | К.В. Галенкина С.М. Кротов |