АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 июля 2019 года | Дело № | А26-8484/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., при участии от акционерного общества «Прионежская сетевая компания» ФИО1 (доверенность от 04.12.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия ФИО2 (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев 26.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2018 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу № А26-8484/2018, установил: Акционерное общество «Прионежская сетевая компания», место нахождения: 185013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, место нахождения: 185031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление, УФАС), от 02.08.2018 о наложении штрафа по делу № 03-17/70-2018 об административном правонарушении, представления от 02.08.2018 № 03-17/70-2018/3079 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Решением суда первой инстанции от 28.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2019, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.11.2018 и постановление от 28.02.2019, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество полагает, что судами двух инстанций неправомерно не принято во внимание истечение срока давности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). По мнению подателя кассационной жалобы, этот срок должен исчисляться с 22.03.2017 – с момента окончания срока выполнения третьего этапа технологического присоединения в соответствии с условиями договора о таком присоединении. Как указывает Общество, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), сроки осуществления технологического присоединения являются предельными. Общество считает, что срок действия технических условий и срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не являются тождественными; в соответствии с пунктом 19 Правил № 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, однако данные обстоятельства в рассматриваемом случае не наступили, в связи с чем в действиях Общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. В отзыве на кассационную жалобу Управление, признавая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель УФАС возражал против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (сетевая организация) и ФИО3 (заявитель) 18.08.2016 заключили договор № МД0088-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (далее – Договор), по условиям которого сетевая организация обязалась за плату осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя (воздушный (кабельный) ввод, щит учета, вводной автоматический включатель, измерительный комплекс, а также обеспечить готовность объектов электросетевого хозяйства (включая проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств. Договор заключен в целях обеспечения электроэнергией жилой дом, располагающийся по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, дер. Челмужи, на земельном участке с кадастровым номером 10:13:0100108:29. Согласно пункту 1.5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составил 6 месяцев со дня его заключения, что соответствует пункту 16 Правил № 861. Судами двух инстанций установлено и следует из материалов дела, что в связи с обращением 18.06.2018 ФИО3 в Управление о невыполнении Обществом обязанности по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с условиями Договора УФАС в отношении Общества 22.06.2018 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Управление 18.07.2018 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 03-17/70-2018 применительно к части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, согласно которому Общество нарушило требования пункта 7 Правил № 861. Постановлением Управления от 02.08.2018 по делу об административном правонарушении № 03-17/70-2018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде 650 000 руб. штрафа. Кроме того, 02.08.2018 УФАС выдало Обществу представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, которым УФАС обязало Общество принять меры по исполнению принятых на себя обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта, принадлежащего ФИО3, путем фактического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств указанного лица с соблюдением предусмотренных Правилами № 861 требований. Общество оспорило постановление и представление Управления в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что Общество в установленный Правилами № 861 срок не осуществило мероприятия по технологическому и фактическому присоединению энергопринимающих устройств ФИО3 к электрическим сетям, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований. Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Правилами № 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил). В пункте 7 Правил № 861 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, регламентирована процедура технологического присоединения, которая включает в себя следующие этапы: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее – заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей Правил № 861 под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»); е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил № 861). Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 в договоре должен быть указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 указанных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Как указано в подпунктах «г» и «д» пункта 18 Правил № 861, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя в том числе выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил № 861 «Порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий». В соответствии с пунктами 81, 85 и 87 Правил № 861 проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям; для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, поименованных в пункте 85 Правил № 861, после чего сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы и осуществляет осмотр электроустановок заявителя. Срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний (пункт 90 Правил № 861). Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по результатам рассмотрения заявки ФИО3 от 27.07.2016 № 20858 Общество письмом от 12.09.2016 № 14395 направило указанному лицу Договор и технические условия для присоединения к электрическим сетям Общества. В соответствии с пунктом 10 данных технических условий сетевая организация обязалась выполнить реконструкцию ВЛ-0,23 кВ от опоры № 12 до опоры № 12-3 ф. ТП-3 (Челмужи), А-2, ВЛ-0,4 кВ (Набережная), построить ВЛИ-0,4 кВ от опоры № 12-3 ф. ТП-3 (Челмужи), А-2, ВЛ-0,4 кВ (Набережная) до земельного участка. В пунктах 11.2 – 11.4 технических условий указаны необходимые требования к схеме приема электрической энергии, к электроустановке и к схеме расчетного учета электрической энергии, которые необходимо выполнить заявителю для осуществления технологического присоединения. Подписанные ФИО3 Договор и технические условия поступили Обществу 21.09.2016. ФИО3 17.09.2016 внесла плату за технологическое присоединение. Заявитель 14.06.2017 направил Обществу уведомление о выполнении технических условий, в ответ на которое Общество письмом от 17.08.2017 ФИО3 21.09.2017 повторно направила Обществу уведомление о выполнении технических условий, в ответ на которое Общество письмом от 22.09.2017 № 16117 направило акт от 21.09.2017 о выполнении технических условий. Из материалов дела усматривается, что стороны Договора в установленный срок (до 22.03.2017) мероприятия по технологическому присоединению не выполнили. Однако ФИО3 за пределами данного срока, но в пределах действия выданных заявителю технических условий, уведомила 21.09.2017 Общество о выполнении с ее стороны мероприятий для технологического присоединения. Судами двух инстанций установлено, что по состоянию на 18.06.2018 (обращение заявителя с жалобой в УФАС) и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Общества так и не было выполнено, что не оспаривается Обществом. С учетом изложенных обстоятельств суды обоснованно констатировали нарушение Обществом Правил № 861, а также законность оспариваемых постановления и представления УФАС. Суды двух инстанций обоснованно отклонили довод Общества об истечении предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, определив начало течения срока – 21.09.2017. Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в кассационной жалобе заявителем повторность деяния не оспаривается. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В деле отсутствуют доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А26-8484/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||