АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 июня 2019 года | Дело № | А26-8864/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., при участии от товарищество собственников жилья «Чкалова, 45» ФИО1 (доверенность от 09.09.2018), рассмотрев 19.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Чкалова, 45» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2018 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу № А26-8864/2018, установил: Товарищество собственников жилья «Чкалова, 45», место нахождения: 185002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Товарищество, ТСЖ «Чкалова, 45»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными пунктов 1 и 3 предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), от 16.07.2018 № 035/2145 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявления Товариществу отказано. В кассационной жалобе ТСЖ «Чкалова, 45», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 3 предписания Комитета от 16.07.2018 № 035/2145 и принять в указанной части новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, пункт 3 предписания Комитета не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы. В частности Товарищество считает, что расчет платы, выполненный в ноябре, декабре 2017 года и январе 2018 года за услугу водоотведение, оказанную при содержании общего имущества, исходя из расчета суммы показаний горячего и холодного водоснабжения общедомового прибора учета, в полной мере соответствует части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и решению общего собрания собственников МКД от 19.03.2017. В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы. Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 18.06.2018 № 035/14-08/Р/1967 Комитет провел внеплановую документарную проверку в отношении Товарищества, осуществляющего управление общим имуществом многоквартирного дома № 45 по улице Чкалова в городе Петрозаводске (далее – МКД) по вопросу правильности начисления платы за жилищные услуги и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в данном МКД. В ходе проверки Комитетом установлено, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и холодного водоснабжения, горячее водоснабжение - централизованное (закрытая схема); при этом общедомовой прибор учета водоотведения отсутствует. Пунктом 4 протокола общего собрания собственников МКД от 06.07.2018 принято решение об определении размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомовых приборов учета. В связи с отсутствием в МКД общедомового прибора учета сточных вод, Товарищество начислило плату за услугу водоотведения при использовании и содержании общего имущества МКД в ноябре, декабре 2017 года и январе 2018 года, рассчитав ее не по нормативу потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества дома, а иным способом (исходя из расчета суммы показаний горячего и холодного водоснабжения общедомового прибора учета), что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ. По результатам проверки Комитетом составлен акт от 16.07.2018 № 035/14-08/А/1967 и выдано предписание от 16.07.2018 № 035/2145 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения, согласно которому ТСЖ «Чкалова, 45» в срок до 15.09.2018 необходимо (в том числе) произвести корректировку платы за коммунальные ресурсы по отведению сточных вод, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в ноябре, декабре 2017 года, январе 2018 года, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса (пункт 3). Не согласившись с предписанием Комитета в указанной части, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанции исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у Комитета правовых и фактических оснований для выдачи оспоренного предписания, в связи с чем отказали Товариществу в удовлетворении заявления. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ТСЖ «Чкалова, 45» не подлежащей удовлетворению в силу следующего. В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ). Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Суды, констатировав отсутствие общедомового прибора учета водоотведения, верно указали, что применительно к рассматриваемому периоду положения пункта 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ не могут быть применены при расчете платежей по данному виду коммунальной услуги. Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма, регламентирующая расчет по нормативу потребления коммунального ресурса, закреплена в пункте 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498; далее – Правила № 354) и пункте 17 приложения № 2 к этим Правилам. Согласно пунктам 10 и 17 приложения 2 к Правилам № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определялся как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывался как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). Абзацем 3 пункта 29 Правил № 306 установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 02.10.2017 № 280 «О внесении изменений в Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31.05.2017 № 156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия» утверждены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества; его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2017 года. Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также установив, что в спорном МКД отсутствует общедомовой прибор учета сточных вод, суды обоснованно согласились с позицией Комитета о том, что в ноябре, декабре 2017 года и январе 2018 года плата по отведению сточных вод при использовании и содержании общего имущества в МКД подлежала расчету по утвержденному нормативу потребления - 0,056 куб. м в месяц на кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (для 6 - 9-этажных многоквартирных домов с централизованным горячим и холодным водоснабжением и водоотведением). Суды мотивированно отклонили довод Товарищества о возможности расчета платы за отведение сточных вод за спорный период на основании подпункта в(4) пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124. Названные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, в том числе водоотведения, заключенных исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, и не регулируют правила начисления платы за коммунальную услугу, оказанную собственникам МКД. Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что оспоренное предписание (пункт 3) выдано Комитетом в рамках предоставленных ему полномочий и при наличии фактических оснований, не возлагает на Товарищество дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом, прав и законных интересов не нарушает, направлено на устранение нарушений действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 АПК РФ недопустимо в суде кассационной инстанции. Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Учреждения. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу № А26-8864/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Чкалова, 45» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||