ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9008/18 от 06.11.2019 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 ноября 2019 года

Дело №

А26-9008/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Кустова А.А.,

судей Бобарыкиной О.А., Михайловской Е.А.,

при участии от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Берштейн К.А. (доверенность от 27.05.2019 № 10), от акционерного общества «ТНС энерго Карелия» Федоровой Н.Г. (доверенность от 01.01.2019 № 30), от общества с ограниченной ответственностью «Сигма РЦ» Спиридоновой Л.О. (доверенность от 01.09.2019),

рассмотрев 31.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2019 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу № А26-9008/2018,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада», место нахождения: 196247,  Санкт-Петербург,  площадь  Конституции,  дом  3,  литера А, помещение 16Н, ОГРН1047855175785, ИНН7802312751 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «ТНС энерго Карелия», адрес: 185016, Республика Карелия, город Петрозаводск, бульвар Интернационалистов, дом 17А,ОГРН 1051000000050,  ИНН 1001012875 (далее - Общество), о взыскании          1 525 159 руб. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в июне 2018 года на основании договора от 30.12.2014 № 02-КЭ-ТСО-2015 (далее - Договор), 33 172 руб. 21 коп. законной неустойки с последующим ее начислением до даты фактического исполнения обязательства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сигма РЦ» (далее - ООО «Сигма РЦ»).

Решением от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2019, иск удовлетворен частично. С Общества в пользу Компании взыскано 57 410 руб. 26 коп. законной неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.

Как полагает податель жалобы, суды ошибочно не приняли во внимание его доводы о том, что потребитель был вправе выбрать вариант тарифа в течение месяца со дня опубликования постановления регулирующего органа, то есть не позднее 29.01.2018, однако в нарушение норм действующего законодательства он это сделал за пределами указанного срока (12.03.2018). По мнению подателя жалобы, принятое впоследствии регулирующим органом постановление от 06.03.2018 № 16 (далее - Постановление № 16) не предоставляет потребителю право на изменение варианта тарифа в порядке, установленном пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. ООО «Сигма РЦ» поддержало доводы Общества.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания (исполнитель) и правопредшественник Общества (заказчик) заключен Договор (в редакции протокола согласования разногласий от 25.03.2015), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска, указанных в приложении № 1, до точек поставки, указанных в приложении № 2, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим Договором.

Расчетным периодом по Договору является один календарный месяц (пункт 3.3 Договора). В соответствии с пунктом 7.4 Договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.03.2015) исполнитель в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет заказчику счет-фактуру и акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц.

Во исполнение условий Договора в июне 2018 года Компания оказала Обществу услуги по передаче электроэнергии ответчику, стоимость которых определена исходя из двухставочного тарифа (четвертой ценовой категории), установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017 № 221 (далее – Постановление № 221).

Поскольку в добровольном порядке Общество стоимость услуг в полном объеме не оплатило, Компания начислила законную неустойку и обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения иска, Общество указало на то, что потребитель 12.03.2018 просил применять в расчетах одноставочный тариф (третья ценовая категория), поэтому стоимость услуг подлежала определению с применением этого варианта тарифа.

Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика и, сделав вывод о том, что обязательства последнего по оплате услуг по передаче электроэнергии зависят от волеизъявления потребителя по выбору варианта цены (тарифа) на эти услуги, а установленный порядок изменения варианта тарифа соблюден, поскольку регулирующим органом принято решение о пересмотре с 01.04.2018 тарифов на услуги по передаче электрической энергии, удовлетворил иск частично. Установив, что расчёты за оказанные услуги осуществлены ответчиком с нарушением установленных сроков, суд взыскал с него 57 410 руб. 26 коп. законной неустойки.

Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) и пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 779, статья 781 ГК РФ).

 Как установлено пунктом 12 Правил № 861, в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

В силу пункта 4 Правил № 861 гарантирующий поставщик является потребителем услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии.

При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункта 15 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 15(1) Правил № 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с названным пунктом. Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего пункта в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), соответствующих энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. При этом изменение варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, по истечении 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов) допускается только при согласовании потребителем услуг указанного изменения с сетевой организацией. Сетевая организация не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

В данном случае между сторонами возникли разногласия по цене (тарифу), подлежащей применению в расчетах стоимости услуг, оказанных в отношении принадлежащего ООО «Сигма РЦ» объекта - ТРЦ «Лотос Плаза». В рассматриваемом случае Компания рассчитала стоимость услуг по передаче электрической энергии в спорный период по двухставочному тарифу, а Общество -  по одноставочному тарифу.

Материалами дела подтверждается, что письмом от 19.02.2018 № 221-13-14023-7839 Общество сообщило Компании о поступившем от ООО «Сигма РЦ» обращении о согласовании третьей ценовой категории (одноставочный тариф) при расчетах за электрическую энергию по заключенному между Обществом и ООО «Сигма РЦ» договору энергоснабжения от 27.08.2014 № 14023 с 01.02.2018 по объекту ТРК «Лотос Плаза».

Компания в письме от 02.03.2018 № МР2/3/132-13/1747 отказалась согласовать изменение варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении.

  Общество (гарантирующий поставщик) и ООО «Сигма РЦ» (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 12.03.2018 № 14074 (далее - Договор энергоснабжения), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется  осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В письме от 13.03.2018 № 221-13-14074/10915 Общество уведомило Компанию о заключении Договора энергоснабжения и применении в расчетах за электрическую энергию третьей ценовой категории.

Компания в письме от 20.03.2018 № МР2/3/130-05/220Ц сообщила Обществу о неакцепте уведомления Общества от 13.03.2018 в части применения третьей ценовой категории.

Несмотря на возражения Компании, Общество согласовало с ООО «Сигма РЦ» применение в расчетах за электрическую энергию третьей ценовой категории.

Компания же настаивает на применении в отношении ООО «Сигма РЦ» четвертой ценовой категории при расчетах за электрическую энергию (по двухставочному тарифу).

Разница в расчетах составляет сумму долга.

Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 1 525 159 руб. задолженности, суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией Общества.

Суды исходили из того, что стоимость услуг подлежит расчету по тому варианту тарифа, который выбрал потребитель Общества. Суды установили, что экономическая целесообразность изменения ценовой категории ООО «Сигма РЦ» (потребитель) с четвертой на третью обусловлена изменением уровня напряжения с СН2 на ВН вследствие передачи от акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (далее - АО «ПСК») в аренду ООО «Сигма РЦ» по договору от 01.02.2018 № 91-18 объектов электросетевого хозяйства -  кабельных линий электропередач 10 кВ от КРУН 10 кВ ПС-71 до РП/ТП- 570. Владение на праве аренды объектами электросетевого хозяйства привело к изменению границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств со смежной сетевой организацией - АО «ПСК» и к изменению условий технологического присоединения.

 Вместе с тем суды не учли следующее.

Услуги по передаче электрической энергии являются деятельностью, подлежащей ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования.

В абзаце 18 пункта 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), дано понятие периода регулирования это период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования) цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие этого пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения), на решения об установлении цен на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме, на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, на решения об установлении цен на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии и мощности по регулируемым договорам, в отношении генерирующих объектов, мощность которых не была учтена при проведении конкурентного отбора мощности на календарный год, в котором предполагается поставка по регулируемым договорам, как подлежащая оплате по договорам, указанным в подпункте 11 пункта 4 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», и поставка мощности которых по таким договорам началась в текущем году не позднее 1 апреля, в случае их установления (пересмотра) на основании уведомления организации коммерческой инфраструктуры, предусмотренного пунктом 14 этих Правил, на решения об установлении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, и генерирующих объектов, отнесенных на 01.01.2010 и (или) на 01.01.2008 к группам точек поставки, в отношении которых торговля электрической энергией либо электрической энергией и мощностью осуществлялась участником оптового рынка (за исключением оптовой генерирующей компании, созданной в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций), в отношении которого в перечень генерирующих объектов, определяемый распоряжением Правительства Российской Федерации для заключения договоров о предоставлении мощности, был включен генерирующий объект, для которого действует договор о предоставлении мощности и предельный объем поставки мощности которого равен нулю в течение 12 месяцев, а также на решения об установлении индикативных цен, принимаемые в соответствии с абзацем третьим пункта 61 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 97 Основных положений, потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать, в том числе: третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии; четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.

Из данных правовых норм буквально следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбрать вариант тарифа на очередной период регулирования, и для реализации данного права должен письменно уведомить сетевую организацию о своем решении в течении одного месяца с даты принятия тарифа.  

Постановление № 221, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год, официально опубликовано 29.12.2017, следовательно, является обоснованным довод Компании о том, что уведомление о выборе варианта тарифа при расчетах за услуги по передаче электрической энергии ответчику следовало направить в адрес истца в срок до 29.01.2018.

Из системного толкования указанных положений Основ ценообразования и Правил государственного регулирования с учетом приведенного в пункте        2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как периода не менее 12 месяцев, следует, что Постановление № 16 не уменьшает период тарифного регулирования, не меняет даты его начала и не может являться основанием для обращения потребителя с заявлением о выборе иного варианта тарифа.

Как следует из представленных сторонами документов, первоначально Общество обратилось к Компании с заявлением от 19.02.2018 о согласовании третьей  ценовой категории в расчетах с ООО «Сигма РЦ» с 01.02.2018, а затем повторно 13.03.2018. Таким образом, вопреки доводам ответчика и третьего лица обращение Общества об изменении двухставочного тарифа на одноставочный не связано с принятием Постановления № 16, а вызвано «экономической целесообразностью расчетов между Обществом и его потребителем ООО «Сигма РЦ», изменением состава электросетевого хозяйства, условий технологического присоединения объектов потребителя и изменением уровня напряжения, на котором потребитель присоединен к сетям сетевой организации».

При этом кассационная инстанция также учитывает, что разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа. Закон не запрещает сетевым организациям передавать в аренду сетевые объекты в течение периода регулирования, однако как профессиональные участники рынка электроэнергетики они должны соотносить экономические последствия своих действий с установленной моделью взаиморасчетов и целями государственного регулирования.

Вместе с тем в данном случае не представлено доказательств возникновения объективных экономических обстоятельств изменения состава электросетевого хозяйства, условий технологического присоединения объектов потребителя и изменением уровня напряжения с 01.02.2018, то есть спустя месяц после принятия тарифного решения на 2018 год.

Учитывая изложенные обстоятельства, Компания правомерно исходила из того, что Обществом пропущен срок, предусмотренный абзацем 15 пункта    81 Основ ценообразования, для извещения ее о смене варианта тарифа в периоде регулирования и обоснованно отказала в изменении применяемого в расчетах тарифа с двухставочного на одноставочный.

Вопреки позиции ответчика, Постановление № 16 принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» (далее – Постановление № 29), в пункте 2 которого Федеральной антимонопольной службе России предписано установить индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для субъектов оптового рынка - покупателей электрической энергии (мощности) (за исключением населения), функционирующих на территории Республики Карелия, и ввести их в действие с 01.04.2018, пересмотреть предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Республике Карелия на 2018 год.

Индикативная цена на электрическую энергию и мощность для населения и приравненным к нему категориям потребителей рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и дифференцируется по субъектам Российской Федерации (пункт 68 Основ ценообразования).

Таким образом, кассационная инстанция считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству выводы Общества, ООО «Сигма РЦ» и судов о том, что ООО «Сигма РЦ» вправе выбрать ценовую категорию в течение месяца с даты опубликования Постановления № 16 (с 06.03.2018), поскольку решение регулирующего органа о пересмотре с 01.04.2018 тарифов на услуги по передаче электрической энергии принято во исполнение Постановления № 29 и направлено на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает выводы судов в части отказа в иске о взыскании 1 525 159 руб. задолженности ошибочными.

Принятый судом контррасчет неустойки на сумму 57 410 руб. 26 коп., осуществленный Обществом с применением тарифа, не подлежащего применению, также нельзя признать верным. Кроме того, как следует из текста обжалуемого решения, суд принял и рассмотрел требование Компании о взыскании неустойки только в сумме 33 172 руб. 21 коп. Однако удовлетворение иска в этой части в большем размере, чем заявлено истцом, противоречит положениям статей 49, 168 АПК РФ, суд не вправе выходить за пределы требований истца.

При этом в отношении заявленного на основании пункта 2 статьи            26 Закона № 35-ФЗ Компанией требования о взыскании законной неустойки, а также требования о присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункт 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»), кассационная инстанция учитывает следующее.

Как видно из материалов дела, до принятия судебного акта по существу спора Компания представила расчет неустойки на сумму 284 717 руб. 61 коп. (том дела 3, лист 63). Однако из протокола от 03.04.2019 и текста решения суда первой инстанции от 10.04.2019 не следует, что в порядке статьи 49 АПК РФ суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, принял и рассмотрел данное требование в указанном размере.

В просительной части кассационной жалобы и в заседании суда кассационной инстанции представитель Компании настаивал на взыскании с Общества 291 082 руб. 21 коп. неустойки за период с 21.07.2018 по 03.04.2019 (дата оглашения резолютивной части решения)  с последующим ее начислением с 04.04.2019.

Вместе с тем, так как суды согласились с позицией ответчика, то они не проверяли произведенный истцом расчет неустойки (ни на сумму 284 717 руб. 61 коп., ни на 291 082 руб. 21 коп.).

В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, равно как и не вправе оценивать доказательства, не исследованные судом первой или апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку требованиям Компании исходя из установленного срока наступления исполнения обязательства ответчика по оплате услуг, и с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении, принять законное и обоснованное решение, а также разрешить вопрос о распределении государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2019 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу № А26-9008/2018 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий

А.А. Кустов

Судьи

О.А. Бобарыкина

 Е.А. Михайловская