ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-924/17 от 23.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 января 2018 года

Дело №А26-924/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.

при участии:

от заявителя: Седнева Н.А. – доверенность от 28.12.2017

от ответчика: Караульных Е.В. – доверенность от 29.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32432/2017) Управления Федерального казначейства по Республика Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2017 по делу № А26-924/2017 (судья Бугп Н.Г.), принятое

по заявлению ФГБУ культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи",

к Управлению Федерального казначейства по Республика Карелия

об оспаривании постановления

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник «Кижи» (ОГРН: 1021000528031, ИНН: 1001041107, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Неглинская набережная, дом 23, далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН: 1031000029257, ИНН: 1001041918, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Куйбышева, дом 2, далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 06-20-27/5 от 27.01.2017 года о назначении административного наказания на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 42 833 руб. 15 коп.

Решением суда от 30.10.2017 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Учреждения просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 14.07.2016 № 180 административным органом проведена выездная проверка Учреждения по вопросу соблюдения в 2015 году условий предоставления и использования средств субсидии из федерального бюджета, выделенных в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения Учреждением Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30.12.2014, Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, выразившиеся в нецелевом использовании средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в общей сумме 3 488 844 рублей (по оспариваемому эпизоду 856 663 руб.).

По результатам проверки Управлением составлен акт от 05.09.2016 года.

Так же Учреждению выданы предписание от 19.10.2016 № 06-18-19/12-23692, которым на него возложена обязанность возместить ущерб, нанесенный федеральному бюджету, обеспечить до 01.12.2016 возврат денежных средств в сумме 3 488 844 руб. в доход федерального бюджета, и представление от 19.10.2016 № 06-18-19/12-23693 о возложении на Учреждение обязанности до 01.12.2016 принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, недопущению совершения их в дальнейшем и принятию мер к исполнению требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета (т.1 л.д.23-45).

Усмотрев по данному факту признаки правонарушения, 12.01.2017 должностным лицом органа финансового контроля в отношении Учреждения в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.

27.01.2017 с участием представителя Учреждения вынесено Постановление о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко - архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 42 833 руб. 15 коп. (856 663 руб. 00 коп. х 5 % от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении не подтверждены состав инкриминируемого правонарушения и вина Учреждения в его совершении.

Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва к ней, не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является одним из видов бюджетных нарушений.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Как установлено судом, Учреждению вменяется нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, пункта 3 раздела 1 «Общие положения» Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 № 1122, подпункта 2.1.1 пункта 2.1, подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014, выразившееся в нецелевом использовании средств субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, предоставленной Учреждению в 2015 году, на уплату налога на имущество, переданное в аренду сторонним организациям.

В соответствии с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, действовавшего в рассматриваемый период, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Согласно пункту 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного или автономного учреждения рассчитываются с учетом затрат: - на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей; - на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей; - на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

В пункте 3 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 № 1122, предусмотрен аналогичный порядок расчета размера субсидии на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка Министерство культуры Российской Федерации утверждает значения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, определенные в соответствии с настоящим Порядком, в срок не позднее 25 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

Для утверждения нормативных затрат федеральные государственные учреждения представляют в Министерство культуры Российской Федерации проекты расчетов нормативных затрат в соответствии с приложениями № 1 - 7 к настоящему Порядку в срок до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году.

В случае если объем субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), определенный на основе представленных федеральными государственными учреждениями проектов расчетов нормативных затрат, отличается от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на очередной финансовый год и плановый период, представленные проекты расчетов нормативных затрат подлежат соответствующей корректировке (пункт 9 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 года № 1122).

Подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 года, на нарушение которого указывает административный орган, предусматривает обязанность учредителя – Министерства культуры Российской Федерации определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), и расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

При таких обстоятельствах, судом правомерно сделан вывод о том, что Учреждение не может являться субъектом нарушения указанного пункта Соглашения.

Согласно расчету суммы субсидии на 2015 год (Приложение 1 к Дополнительному соглашению от 01.10.2015 к Соглашению № 6852-01-41/04- 14 от 30.12.2014) и Графику перечисления субсидии (Приложение 2 к Дополнительному соглашению от 01.10.2015 года к Соглашению) сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания составляет 182 291 270 руб., в том числе на содержание имущества 8 847 265 руб. 65 коп.

Как установлено судом, Министерством культуры России в соответствии с пунктом 9 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 № 1122, утвержден Расчет нормативных затрат на содержание имущества, из которого следует, что на уплату налога на имущество в 2015 году предусмотрено 7 121 460 руб.

В указанную сумму включен налог на недвижимое имущество (причалы), переданное в аренду.

Передача в аренду причалов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для организации швартовки судов, согласована приказами Министерства культуры Российской Федерации и данный факт ответчиком не оспаривается.

Данная сумма включена в расчет суммы субсидии на 2015 год, предоставленной Учреждению в рамках Соглашения.

Как следует из материалов дела, в 2015 году за счет средств субсидии Учреждением в бюджет был перечислен налог на имущество в сумме 6 129 297 руб., в том числе платежным поручением № 305758 от 28.10.2015 на сумму 1 524 311 руб.

Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что налог на имущество перечислен Учреждением в пределах суммы, предусмотренной на указанные цели расчетом нормативных затрат на содержание имущества, утвержденным Министерством культуры России, на основании которого рассчитана сумма субсидии на 2015 год.

В подпункте 2.3.1 пункта 2.3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014 предусмотрена обязанность Учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

Отчет об исполнении государственного задания за 2015 год принят Министерством культуры Российской Федерации без замечаний.

Все показатели государственного задания Учреждением в 2015 году выполнены.

Кроме того, как усматривается из пункта 1.4 договора аренды объектов недвижимого имущества (причалов), заключенного между Учреждением и ООО «Конт» для оказания услуг по швартовке судов, указанные причалы использовались Учреждением в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями, определенными в государственном задании.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Исходя из положений подпункта 2.3.1 пункта 2.3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 6852-01-41/04-14 от 30.12.2014, а также представленных в дело доказательств, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования средств субсидии в сумме 856 663 руб., перечисленных Учреждением на уплату налога на имущество (причалы), закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления.

Вывод Управления о нарушении указанными действиями Учреждения пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, пункта 3 Порядка определения нормативных затрат на оказание музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2011 № 1122, суд правомерно счел необоснованным.

Суд первой инстанции так же обоснованно сослался на аналогичную правовую позицию, изложенной в решении Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-10526/2016 от 10.03.2017, оставленном без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 и Постановлением Арбитражного суда Северо–Западного округа от 10.10.2017. Указанными судебными актами где признаны недействительными пункты 1, 3 представления от 19.10.2016 №06-18-19/12-23693, пункты 1, 3 предписания от 19.10.2016 №06-18-19/12-23692, а также содержащееся в предписании требование об обеспечении возврата в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 3441,144 тыс. руб.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд, проанализировав материалы дела об административном правонарушении, правомерно пришел к выводу о том, что необходимыми доказательствами не подтверждены состав правонарушения и вина Учреждения в его совершении.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, ее доводы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 октября 2017 года по делу № А26-924/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

И.Б. Лопато

В.М. Толкунов