ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-10114/2021 от 20.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А27-10114/2021

мая 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на решение от 17.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 02.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу
№ А27-10114/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (654000, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская
область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

Другие лица, участвующие в деле: ФИО1, Администрация Новокузнецкого муниципального района (654216, Кемеровская область – Кузбасс, <...>,                         ОГРН <***>, ИНН <***>).

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – общество,                 ООО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – административный орган, управление) от 26.04.2021 № 042/04/9.21-1505/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (далее – ФИО1) и Администрация Новокузнецкого муниципального района
(далее – администрация).

Решением от 17.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 02.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования
отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Водоканал» просит указанные судебные акты отменить и признать незаконным оспариваемое им постановление антимонопольного органа.

По мнению подателя жалобы, в его действиях (бездействии) отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; судами не учтено, что у общества отсутствует обязанность подключения объекта ФИО1, поскольку данный объект находится за пределами зоны эксплуатационной ответственности общества, вне радиуса эффективного теплоснабжения, не входит в существующие и перспективные зоны действия источника централизованного теплоснабжения.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.

Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 16.07.2020 ФИО1 обратился в                         ООО «Водоканал» с заявкой на подключение к системе теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Новокузнецкий муниципальный район, Центральное сельское поселение, <...> Победы, 3 (далее – объект).

Письмом от 28.07.2020 № ВДК-Исх-5918/2020 общество отказало в заключении договора о подключении объекта к системе теплоснабжения, поскольку в соответствии со Схемой теплоснабжения от 29.11.2019, теплоснабжение в индивидуальном малоэтажном жилом фонде предполагается как индивидуальное теплоснабжение (в частности, печное отопление и теплоснабжение от индивидуальных (квартирных) котлов), строительство и реконструкция тепловых сетей для обеспечения приростов тепловой нагрузки не планируется; радиус эффективного теплоснабжения для котельной Драгунского водозабора села Атаманова в Схеме теплоснабжения Центрального сельского поселения Новокузнецкого муниципального района до 2035 года (актуализация на 2020 год), утвержденной распоряжением администрации от 29.11.2019 № 2964 (далее – Схема теплоснабжения от 29.11.2019), не определен; решение вопроса о подключении объекта возможно после внесения изменений в Схему теплоснабжения от 29.11.2019.

По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 (определение от 21.09.2020) управление пришло к выводу о нарушении обществом требований пунктов 16, 18 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила № 787).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
антимонопольным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.10.2020 № 042/04/9.21-1505/2020 и вынесения постановления
от 26.04.2021 № 042/04/9.21-1505/2021 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа
в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Водоканал» обратилось
в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку сочли доказанным наличие в деянии общества состава вменяемого правонарушения и не усмотрели существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                                      «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 14 Закона № 190-ФЗ).

В силу пунктов 3 и 4 Правил № 787 лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении. Теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Согласно пункту 16 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения: подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке; подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения. В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения. В случае если заявитель выбирает вариант подключения к системам теплоснабжения, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, он в ответном письме исполнителю подтверждает свое согласие на осуществление подключения после выполнения исполнителем мероприятий, указанных в пункте 18 настоящих Правил, независимо от срока их выполнения.

Техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии (пункт 17 Правил № 787).

В соответствии с пунктом 18 Правил № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 16 настоящих Правил, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, суды установили, что ФИО1 обратился в          ООО «Водоканал» с заявкой на подключение к системе теплоснабжения жилого дома 16.07.2020; в соответствии со Схемой теплоснабжения от 29.11.2019 объект
ФИО1 находится в зоне действия котельной общества; радиус эффективного теплоснабжения для котельной Драгунского водозабора не определен; технической возможности подключения указанного объекта к системе теплоснабжения у общества не имелось в связи с дефицитом тепловой мощности; уведомление об отказе в заключении договора о подключении объекта к системе теплоснабжения от 28.07.2020 не содержало предложения о выборе одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил № 787; общество в нарушение пункта 18 Правил № 787 в орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение не обратилось.

Поскольку ООО «Водоканал» не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения требований действующего законодательства, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При этом судами первой и апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что само по себе наличие или отсутствие в Схеме теплоснабжения от 29.11.2019 границ радиуса эффективного теплоснабжения не освобождает общество от обязанности совершить действия, обозначенные в пунктах 16, 18 Правил № 787.

Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учетом изложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 02.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-10114/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Судья                                                                                      Г.А. Шабанова