СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А27-10547/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., ФИО4 Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Министерства экономического развития Кузбасса (№07АП-10325/2023) на решение от 30 октября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10547/2023 (судья Кормилина Ю. Ю.) по заявлению Министерства экономического развития Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления от 28.04.2023 № 39-23-27/11-4136,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 20.11.2023, диплом,
От заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 15.06.2020, диплом; ФИО3 по дов. от 15.06.2020, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экономического развития Кузбасса (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее – заинтересованное лицо, УФК по Кемеровской области - Кузбассу) от 28.04.2023 № 39-23-27/11-4136.
Решением от 30.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Министерством не оспаривается тот факт, что показатели результативности использования субсидии не достигнуты; недостижение показателей результативности использования субсидии носило непредотвратимый при данных условиях характер и явилось следствием, в том числе вводимых ограничительных мер; ссылается на Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 377 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер, которым в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» предоставлены субсидии», статью 401 ГК РФ.
Управление в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 01.02.2023 по 15.03.2023 на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу от 27.01.2023 № 46 «О назначении плановой выездной проверки Министерства экономического развития Кузбасса» (в редакции приказа от 27.02.2023 №107) в Министерстве проведена плановая выездная проверка по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации».
В ходе контрольного мероприятия УФК по Кемеровской области-Кузбассу выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте выездной проверки от 15.03.2023.
По итогам проверки Министерству экономического развития Кузбасса выдано представление от 28.04.2023 №39-23-27/11-4136. Согласно представлению, Казначейство пришло к выводу о нарушении Министерством пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта 6(1) пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила №999), выразившегося в недостижении показателя результативности использования субсидий по соглашениям №139-09-2019-234 от 14.02.2019, №139-09-2019-105 от 14.02.2019, №139-09-2021-130 от 25.12.2020, №139- 09-2021-059 от 25.12.2020.
Представление содержит требование о принятии Министерством мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.12.2023, предоставлении в Казначейство информации о результатах его исполнения не позднее 04.12.2023.
Не согласившись с представлением УФК по Кемеровской области - Кузбасса от 28.04.2023 №39-23-27/11-4136, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, в том числе эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Судом установлено, что в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204) утвержден национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», национальный проект).
Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» определены Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (Приложение № 10), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе по оказанию в 2020 году неотложных мер в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой 5 коронавирусной инфекции, при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 № 413 утверждена Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса «Развитие 6 субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области – Кузбасса» на 2014 - 2024 годы» (в редакции, действовавшей в спорный период).
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 999).
В подпункте «б» пункта 10 Правил № 999 установлено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать значения показателей результативности использования субсидии.
Из материалов дела следует, что Коллегией Администрации Кемеровской области и Министерством экономического развития Российской Федерации были заключены следующие соглашения.
1) Соглашение от 14.02.2019 №139-09-2019-234 на предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316.
2) Соглашение от 14.02.2019 №139-09-2019-105 на предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316.
3) Соглашение от 25.12.2020 №139-09-2021-130 на предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Кемеровской области - Кузбасса субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
4) Соглашение от 25.12.2020 №139-09-2021-059 на предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету Кемеровской области-Кузбасса субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в целях достижения результатов регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316.
Как следует из акта проверки и не оспаривается Министерством, показатели результативности использования субсидии не достигнуты.
По соглашению №139-09-2019-234 в 2019 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ» на 0,020 тысяч единиц (69%) (0,009-0,029) (при плановом значении 0,029 тысяч единиц фактически достигнутое значение 0,009 тысяч единиц); в 2020 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ» на 0,016 тысяч единиц (25%) (0,049-0,065) (при плановом значении 0,065 тысяч единиц фактически достигнутое значение 0,049 тысяч единиц).
По соглашению №139-09-2019-105 в 2020 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Объем финансовой поддержки, оказанный субъекта малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями» на - 327 737,0 тысяч рублей (49%) (338310,0-666047,0) (при плановом значении 666 047,0 тысяч рублей фактически достигнутое значение 338 310,0 тысяч рублей).
По соглашению №139-09-2021-130 в 2021 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, включенных в реестр социальных предпринимателей» на 2 единицы (1,7%) (113115) (при плановом значении 115 единиц фактически достигнутое значение 113 единиц).
По соглашению №139-09-2021-059 в 2021 году не достигнут показатель результативности использования субсидии «Количество субъектов МСП, - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг ЦПЭ» на 13 единиц (29,5%) (31-44) (при плановом значении 44 единицы фактически достигнутое значение 31 единица); в 2022 году не достигнуты показатели результативности использования субсидии: «Количество субъектов МСП, которые стали резидентами созданных промышленных парков, технопарков по всей территории страны, накопленным итогом» на 1 единицу (16,7%) (5-6) (при плановом значении 6 единиц фактически достигнутое значение 5 единиц); «Количество субъектов МСП - экспортеров, заключивших 8 экспортные контракты по результатам услуг ЦПЭ» на 20 единиц (51,3%) (19-39) (при плановом значении 39 единиц фактически достигнутое значение 19 единиц).
В 2021 году Министерством была направлена информация (письмо от 19.04.2021 №12102-ТИ/Д13и) о нарушении субъектами Российской Федерации обязательств в 2020 году, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, однако штрафные санкции к региону не применялись в связи с тем, что в 2020-2022 годах Правительством Российской Федерации установлены ограничения на применение пунктов 16-20(1) Правил №999.
В 2022, 2023 годах в адрес Правительства Кемеровской области - Кузбасса направлены требования о возврате субсидии в связи с недостижением показателей (письма от 14.04.2022 №13682-ТИ/Д13и «О применении мер финансовой ответственности при нарушении субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, по итогам 2021 года», от 22.02.2023 № 6083- ТИ/Д13и «О нарушении субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий по итогам 2022 года»). Требования исполнены.
Недостижение показателей результативности расценено Казначейством как нарушение требований пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта б(1) пункта 10 Правил №999, пункта 4.3.3 соглашений: - №139-09-2019-234 в 2019 и 2020 гг. (пункты 1 и 2 представления); - №139-09-2019-105 в 2020 году (пункт 3 представления); - №139-09-2021-130 в 2021 году (пункт 4 представления); - №139-09-2021-059 в 2021 и 2022 гг. (пункты 5 и 6 представления).
Не оспаривая тот факт, что показатели результативности использования субсидии не достигнуты, Министерство в апелляционной жалобе указывает, что недостижение показателей результативности использования субсидии носило непредотвратимый при данных условиях характер и явилось следствием, в том числе, вводимых ограничительных мер как:
- со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части подготовки предложений о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322);
- со стороны недружественных иностранных государств и (или) Российской Федерации в отношении иностранных государств и (или) отдельной продукции, что в свою очередь является общеизвестным фактом (статья 69 АПК РФ).
Отклоняя доводы заявителя, суд апелляционной инстанции руководствуется нижеследующим.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» в вопросе 7 разъяснил, в том числе со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Так, в Обзоре приведен пункт 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 7, согласно которому не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Суд разъяснил, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Как верно указано судом первой инстанции, документальное обоснование доводов о невозможности достижения показателей Министерством не представлено. Также заявителем не приведено доказательств того, что с учетом изменившихся рыночных условий им были предприняты конкретные действия, направленные на достижение показателей результативности использования субсидии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что введение на территории субъекта режима повышенной готовности, а также закрытие европейских международных электронных торговых площадок, не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Министерством не представлено доказательств того, что с учетом изменившихся рыночных условий им были предприняты конкретные действия, направленные на достижение показателей результативности использования субсидии.
Судом установлено, что согласно пункта 7.4 соглашений установлено, что внесение в соглашения изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений результатов регионального проекта, а также продление сроков реализации предусмотренных соглашением результатов, не допускается в течение всего срока действия соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов результатов федерального проекта и дат их достижения, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
Вместе с тем, Министерством не реализован установленный соглашениями порядок уменьшения показателей результативности, соответствующие дополнительные соглашения, не заключены.
Доводы Министерства о том, что оно обращалось в Минэкономразвитие России (письмо от 08.12.2020 №И16-8/9934) с просьбой о перерасчете результатов показателей субсидии, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку не может свидетельствовать о совершении заявителем всех действий, направленных на изменение условий соглашений №139-09-2019-234, №139-09-2019-105, №139-09-2021-130, №139- 09-2021-059.
Оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию, изложенную Министерством в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 30 октября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-10547/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства экономического развития Кузбасса – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи Т. В. Павлюк
ФИО4