ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-12719/14 от 14.04.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А27-12719/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Орловой Н.В.

судей                                                    Бушмелевой Л.В.

                                                              ФИО1

 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А.,
ФИО2) по делу № А27-12719/2014 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Азимут» (650000, г. Кемерово,
ул. Красная, 4, 89,  ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету
по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области
с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского,
б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью 2 000 кв. м
для строительства комплекса социального обслуживания, выраженного
в письме от 19.06.2014 № 10-6-06/1286.

Устранение допущенного нарушения прав и законных интересов, общество считает возможным в виде обязания комитета осуществить
в отношении общества процедуру предоставления земельного участка
с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Решением от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комитета в предоставлении
с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка и обязал осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.

Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился
с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами неверно применены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поскольку правоотношения между сторонами
не возникли в связи с тем, что процедура предоставления земельного участка не была начата.

В отзыве на кассационную жалобу ЩЩЩ «Азимут» просит оставить
оспариваемые судебные акты без изменения.

Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального
и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.

Из материалов дела следует, что 27.03.2014 общество в порядке пункта 1 статьи 31 ЗК РФ обратилось в Комитет с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,
с предполагаемым местом размещения: г. Кемерово, в границах пр. Ленина, пр. Ленинградского, б-р. Строителей, пр. Химиков, примерной площадью
2 000 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания.

Комитет  19.06.2014 направил в адрес общества письмо № 10-6-06/1286 в котором, ссылаясь на постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192 «О предоставлении земельных участков для строительства» в редакции постановления от 29.04.2014, отказал в рассмотрении обращения по существу.

Полагая, что отказ комитета является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что правоотношения по предоставлению земельного участка
с предварительным согласованием места размещения объекта возникли
до вступления в силу постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 № 168 «О внесении изменений в постановление Коллегия администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192», в связи с чем заинтересованное лицо должно было завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ,  введенным Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Согласно пункту 3 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192 предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена,  для строительства в административном центре города Кемерово, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных
и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.

Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области
от 29.04.2014 № 168 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192» в пункт 3 внесены изменения, согласно которым  предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области,
а также земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена, в административном центре города Кемерово, для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения,
за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Судами установлено и следует из представленных в дело доказательств, что заявление подано обществом 27.03.2014, изменения в названные нормативные акты приняты 29.04.2014, опубликованы 05.05.2014, следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление Коллегия Администрации Кемеровской области
от 25.04.2011 № 192.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения
их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его
в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы
на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли
до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № 7-О, от 01.12.2009 № 1549-О-П, от 13.05.2010 № 828-О-О).

Кроме того, в соответствии правовой позицией, изложенной
в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 20.07.2011 № 20-П, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, часть 1 статьи 17, 18, 19, часть 1 статьи 54 и частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие – подача заявления о выборе земельного участка
и предварительном согласовании места размещения объекта.

Арбитражные суды, установив, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес комитета 27.03.2014 осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, принимая во внимание,
что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка
в соответствующий уполномоченный орган, правомерно признали отказ комитета в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка незаконным и обязали осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка
с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 25.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-12719/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     Н.В. Орлова

Судьи                                                                  Л.В. Бушмелева

                                                                            В.В. Сирина