ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-14997/2023 от 14.02.2024 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А27-14997/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.,

судей Зайцевой О. О.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (№07АП-95/2024) на решение от 20 ноября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-14997/2023 (судья Сарафанникова М. А.) по заявлению акционерного общества «Региональные электрические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск, к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово, о признании незаконным оставления без рассмотрения заявления о прекращении существования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, об обязании устранить допущенное нарушение, третьи лица: Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск, общество с ограниченной ответственностью «Брусника». Специализированный застройщик» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область-Кузбасс, город Прокопьевск, Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Электросеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск,

В судебном заседании принимают участие:

От заявителя: ФИО1 по дов. от 16.11.2022, диплом,

От заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 31.12.2023, диплом,

От третьего лица МУП г. Новосибирска «Электросеть»: ФИО3 по дов. от 29.12.2023, диплом,

От иных третьих лиц: без участия,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным оставление Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) письмом №341-2244 от 14.07.2023 заявления АО «РЭС» исх. №53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения существования охранной зоны с реестровым номером 54:35-6.7963 объекта электросетевого хозяйства «Каб.линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне»; об обязании в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «РЭС» путем рассмотрения по существу заявления АО «РЭС» исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения существования охранной зоны с реестровым номером 54:35-6.7963 объекта электросетевого хозяйства «Каб.линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью «Брусника». Специализированный застройщик» (далее – ООО «Брусника». Специализированный застройщик»), Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Электросеть» (далее – МУП г. Новосибирска «Электросеть»).

Решением от 20.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным оставление без рассмотрения Управлением письмом № 341-2244 от 14.07.2023 заявления АО «РЭС» исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с реестровым номером 54:35- 6.7963 «Каб. линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне». Суд обязал Управление в течение 15 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления АО «РЭС» исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с реестровым номером 54:35-6.7963 «Каб. линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне».

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что положение в отношении охранных зон объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), в котором определен порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, в настоящее время не утверждено. Ни порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9, ни Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 не предусматривают порядка по принятию решения о прекращении существования охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также направлению в Ростсхнадзор документов для согласования прекращения таких зон. Законодательством не определены полномочия Ростехнадзора по принятию решений о прекращении охранных зон объектов электросетевого хозяйства, оставление оспариваемого заявления АО «РЭС» без рассмотрения является обоснованным, поскольку процедура согласования прекращения существования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства Ростехиадзором не предусмотрена действующим законодательством.

АО «РЭС» в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с доводами жалобы не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании в режиме веб-конференции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представитель МУП г. Новосибирска «Электросеть» согласился с решением суда.

В порядке части 1 статьи 266, части 1, 5 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и ООО «Брусника». Специализированный застройщик».

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и МУП г. Новосибирска «Электросеть», проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, АО «РЭС» является территориальной сетевой организацией, основными видами деятельности которой являются передача электроэнергии и технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Указанную деятельность АО «РЭС» осуществляет посредством эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

АО «РЭС» направило с сопроводительным письмом № 53-03-2890 от 03.07.2023 в адрес Сибирского управления Ростехнадзора заявление исх. № 53-03- 2814 от 28.06.2023 о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, в котором просило согласовать прекращение существования охранной зоны с реестровым номером 54:35-6.7963 объекта электросетевого хозяйства «Каб.линии 0.4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне».

В ответ на указанное заявление письмом № 341-2244 от 14.07.2023 Сибирское управление Ростехнадзора сообщило об оставлении заявления без рассмотрения, сославшись на то, что Правила № 160 и Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 г. № 9) (далее - Порядок № 9) регламентируют возможность и процедуру согласования Ростехнадзором только установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, но не регламентируют возможность и процедуру согласования им прекращения существования или изменения таких охранных зон.

Заявитель, считая оставление без рассмотрения Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмом № 341-2244 от 14.07.2023 заявления акционерного общества «Региональные электрические сети» исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с реестровым номером 54:35-6.7963 «Каб. линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне» незаконным, обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оставление Управлением без рассмотрения заявления о прекращении существования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства нарушает права и законные интересы АО «РЭС» в сфере предпринимательской деятельности, нарушает права и законные интересы в связи с невозможностью/ограниченностью использования земельных участков в границах установленных охранных зон электросетевых объектов, выведенных из эксплуатации, Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оставление без рассмотрения заявления о прекращении существования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства соответствует Правилам № 160 и Порядка № 9, ЗК РФ, равно как и не указано иных правовых оснований, в связи с чем заявление АО «РЭС» было остановлено без рассмотрения по существу.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 и статья 201 АПК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта1 статьи 104, подпункту 3 статьи 105 Земельного кодекса РФ в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики устанавливается зона с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) - охранная зона объектов электроэнергетики.

АО «РЭС» направило с сопроводительным письмом №53-03-2890 от 03.07.2023 в адрес Сибирского управления Ростехнадзора заявление исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, в котором просило согласовать прекращение существования охранной зоны с реестровым номером 54:35-6.7963 объекта электросетевого хозяйства «Каб.линии 0.4 кВ от ТП3417 до опоры на жилзоне».

Органом федерального государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401).

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила № 160).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны Ростехнадзор направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

В силу пункта 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно пункту 24 статьи 106 ЗК РФ ЗОУИТ считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о ЗОУИТ из ЕГРН.

Оставляя заявление общества без рассмотрения, Управление сослалось на то, что Правила № 160 и Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9) (далее - Порядок № 9) регламентируют возможность и процедуру согласования Ростехнадзором только установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, но не регламентируют возможность и процедуру согласования им прекращения существования или изменения таких охранных зон.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1033, решение об установлении границ охранной зоны объектов по производству электрической энергии принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее – Ростехнадзор). Полномочиями по установлению зон с особыми условиями использования территорий в отношении объектов электроэнергетики на территории Новосибирской области наделено Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Сибирское управление Ростехнадзора).

Проанализировав положения Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9, суд первой инстанции, указал, что основания для оставления заявления о согласовании границ охранных зон без рассмотрения Порядком не предусмотрены, что свидетельствует о незаконности вынесения оспариваемого акта, как не соответствующего пункту 6 Правил № 160 и пунктам 2, 4, 8,15 Порядка № 9, устанавливающим компетенцию территориального органа Ростехнадзора по принятию решений о прекращении существования охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

С целью недопущения возникновения общественной напряженности, вызванной невозможностью использования земельных участков в границах установленных охранных зон электросетевых объектов, выведенных из эксплуатации, заявителем правомерно был направлен пакет документов с целью согласования границ охранных зон, подлежащих исключению из ЕГРН в связи с выводом из эксплуатации электроустановок.

В соответствии с разъяснениями Росреестра, изложенными в письме от 22.03.2019 № 19- 02866-ВС/19, которые были поддержаны Управлением Росреестра по Новосибирской области (от 16.02.2023 № 01-01-54-1333/23), - до утверждения Правительством Российской Федерации Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики исключение из ЕГРН сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (независимо от того, каким образом кем были направлены такие сведения - Ростехнадзором или электросетевой организацией) возможно на основании соответствующего решения суда, а также, по мнению Росреестра, на основании решения Ростехнадзора о прекращении существования ЗОУИТ и действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

Таким образом, внесение изменений в сведения об охранной зоне объекта электросетевого хозяйства, содержащиеся в ЕГРН, а также исключение таких сведений из ЕГРН производится органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующего решения Сибирского управления Ростехнадзора или по решению суда.

В адрес Сибирского управления Ростехнадзора заявитель обратился именно за согласованием границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, в связи с прекращением ее существования, что соответствует пунктам 2, 4 Порядка № 9.

Такое заявление могло быть рассмотрено в соответствии с Порядком № 9 и Правилами № 1033 по аналогии с рассмотрением заявления об установлении охранной зоны объектов по производству электрической энергии.

Пункт 15 Порядка № 9 указывает, что в течение 5 рабочих дней после регистрации решения территориального органа о согласовании границ охранной зоны в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии направляется, в частности, XML-документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в Решении о согласовании (составляется в форме XMLдокумента, воспроизводящего сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, согласованием территориальным органом Ростехнадзора границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства является принятие им как компетентным органом решения как об установлении, так и об изменении и прекращении существования такой зоны, что следует из толкования положений Порядка в совокупности как с нормами пункта 6 статьи 106 ЗК РФ, так и с пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Оставление Сибирским управлением Ростехнадзора без рассмотрения заявления о прекращении существования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства нарушает права и законные интересы АО «РЭС» в сфере предпринимательской деятельности, нарушает права и законные интересы третьих лиц в связи с невозможностью/ограниченностью использования земельных участков в границах установленных охранных зон электросетевых объектов, выведенных из эксплуатации.

В качестве способа восстановления права, суд счел возможным обязать Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в течение 15 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления акционерного общества «Региональные электрические сети» исх. № 53-03-2814 от 28.06.2023 о согласовании прекращения охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с реестровым номером 54:35- 6.7963 «Каб. линии 0,4 кВ от ТП-3417 до опоры на жилзоне».

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.

Управление указывает на то, что при проведении судебного онлайн-заседания 13.11.2023 по неизвестным техническим причинам представитель Ростехнадзора при подключении не видел и не слышал ни судью, ни стороны по делу.

Специфика онлайн-заседания заключается в том, что техническая сторона участия в нем находится в сфере контроля лица, участвующего в деле, которое должно обеспечить наличие оборудования, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, достаточную скорость передачи данных и устойчивость соединения. Соответственно, невозможность участия в судебном заседании подобным образом относится к рискам лица, участвующего в деле, избравшего данный способ.

Согласно видеозаписи судебного заседания установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля. При этом представитель заявителя принимал участие в заседании в режиме веб-конференции (протокол судебного заседания от 13.11.2023).

Следовательно, отсутствуют основания для отмены судебного акта по безусловным основаниям (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 20 ноября 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-14997/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий С. В. Кривошеина

Судьи О. О. Зайцева

С. Н. Хайкина