Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-15093/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 08 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Усевича Геннадия Николаевича (заявителя) на решение от 15.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) и постановление от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлёва В.А., Усанина Н.А.) по делу № А27-15093/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Усевича Геннадия Николаевича (423827 Республика Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Хасана Туфана, 39, 49, ИНН 166300081972, ОГРНИП 310165025300111) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Кемеровской области (650066 г. Кемерово, просп. Октябрьский, 3г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (101000 г. Москва, пер. Гусятников, 11, стр. 1, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208) о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка и об обязании исключить из государственного земельного кадастра данные сведения.
Другие лица, участвующие в деле: коллегия администрации Кемеровской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Усевич Геннадий Николаевич (далее – предприниматель Усевич Г.Н.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее – ФГУП «ФКЦ «Земля») о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:270 площадью 4 414,98 м?, расположенного по адресу: г. Кемерово, пер. Коксовый, 10, в сумме 16 820 401 руб. 25 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 786 руб. 09 коп. за 1 м?, незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка и обязании исключить эти сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка и оспариваемых действий нормам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила № 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, (далее – Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания № 39).
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечена коллегия администрации Кемеровской области (далее – коллегия).
Решением от 15.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Усевич Г.Н. просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, кадастровая оценка стоимости земельного участка определена без учёта статистического анализа рыночных цен.
Считая отсутствующим акт проверки отчёта об определении кадастровой стоимости, заявитель указывает на утверждение коллегией недостоверных результатов кадастровой оценки.
Полагает, что избрал правильный способ защиты.
В представленном отзыве ФГУП «ФКЦ «Земля» просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Предприниматель Усевич Г.Н., Управление Росреестра, ФГУП «ФКЦ «Земля», коллегия о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что предприниматель Усевич Г.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:270 площадью 4 414,98 м?, находящегося по вышеуказанному адресу (свидетельство о государственной регистрации права от 18.09.2008 № 42АВ841499).
Согласно кадастровому паспорту от 12.05.2010 № 4200/001/10-163239 кадастровая стоимость земельного участка, составляющая 16 820 401 руб. 25 коп., определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 786 руб. 69 коп. за 1 м?.
18.06.2010 предприниматель Усевич Г.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением о предоставлении отчёта об определении кадастровой стоимости и разъяснении ему порядка определения кадастровой стоимости.
В письме от 14.07.2010 № 21/07480 орган кадастрового учёта сообщил, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, (далее – Методические указания № 222) путём умножения удельного показателя кадастровой стоимости квартала, в который он входит, утверждённого постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», на площадь земельного участка.
Ссылаясь на неточность оценки и неправомерность действий Управления Росреестра по формированию кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушены права предпринимателя Усевича Г.Н. как налогоплательщика, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что нарушение Управлением Росреестра законодательства, регламентирующего процедуру проведения работ по государственной оценке земельного участка, и ненадлежащее исполнение им обязанности по проведению предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка не подтверждено материалами дела.
Кассационная инстанция находит верными, соответствующими нормам материального права и обстоятельствам дела выводы судов первой и апелляционной инстанций.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил № 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Росреестр (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчёта уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учёта рыночной стоимости земельного участка, определённой конкретным независимым оценщиком.
Из пункта 10 Правил № 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10, под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр.
Как установили суды, расчёт кадастровой стоимости земельных участков населённых пунктов Кемеровской области, в том числе упомянутого земельного участка, составленный ФГУП «ФКЦ «Земля» (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, правопредшественника Управления Росреестра, государственного контракта от 29.06.2007 № 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, что подтверждается протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям № 39.
Поэтому обоснован вывод судов о надлежащем исполнении Управлением Росреестра функций по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утверждённых сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Представленные Управлением Росреестром средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), в а также средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:24:0101018, в который входит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:270, в размере 3 786 руб. 69 коп. за 1 м? по 9-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519, не отменённым и не признанным недействующим либо недействительным в указанной части.
В связи с тем, что спорный земельный участок не включён в Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов, сформированный по состоянию на 01.01.2007, то значение его кадастровой стоимости Управление Россрестра верно определило на основании Методических указаний № 222.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка, которые расходятся со сведениями, ранее представленными на утверждение, отсутствуют.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка соответствуют нормам законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Усевича Г.Н., суды первой и апелляционной инстанций правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости.
Утверждение заявителя о неполном учёте факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков противоречат установленным судами обстоятельствам дела.
Довод об учёте рыночной стоимости земельных участков не может быть принят во внимание как несоответствующий существу отношений, возникающих при государственной кадастровой оценке земель.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведённым в кассационной жалобе аргументам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15093/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья С.И. Шуйская
Судьи Л.В. Бушмелева
С.Н. Тамашакин