Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-15161/2014
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета
по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение от 27.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области
(судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 16.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Киреева О.Ю., Полосин А.Л.) по делу № А27-15161/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (650000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в рассмотрении по существу обращения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области
с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным изложенного в письме от 19.06.2014 № 10-6-06/1286 отказа
в рассмотрении по существу обращения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 59 по пр. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения;
об обязании комитета устранить нарушение прав и законных интересов общества путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 59 по пр. Ленина, ориентировочной площадью 1 600 кв. м для строительства комплекса социального обслуживания населения, в порядке, предусмотренном
статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Решением от 27.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 16.02.3015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены
в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился
с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами неверно применены положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поскольку правоотношения между сторонами
не возникли в связи с тем, что процедура предоставления земельного участка не была начата.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить
оспариваемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального
и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 27.03.2014 общество в порядке
пункта 1 статьи 31 ЗК РФ обратилось в комитет с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1 600 кв. м
и предварительном согласовании места размещения комплекса социального обслуживания по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 59 по пр. Ленина, приложив схему примерного месторасположения земельного участка.
Комитет 19.06.2014 направил в адрес общества письмо № 10-6-06/1286
в котором, ссылаясь на постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192 «О предоставлении земельных участков для строительства» в редакции постановления от 29.04.2014
(далее – постановление от 25.04.2011 № 192), отказал в рассмотрении обращения по существу, в связи с тем, что предоставление земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляется исключительно с торгов.
Общество, полагая, что отказ комитета является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что правоотношения по предоставлению земельного участка
с предварительным согласованием места размещения объекта возникли
до вступления в силу постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29.04.2014 № 168 «О внесении изменений в постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192», в связи с чем заинтересованное лицо должно было завершить процедуру предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми
в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Положениями пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 ЗК РФ регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
– обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
– информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
– оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
– принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка
в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка,
или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
– в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, указанная процедура состоит из последовательно совершаемых действий уполномоченных органов, которые должны руководствоваться действующими на момент их совершения законами
и иными нормативно-правовыми актами. Также из содержания обозначенных норм следует, что только указанное решение, утверждающее акт выбора испрашиваемого участка, является основанием для его предоставления.
В соответствии с пунктом 1.5 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 № 496 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области – города Кемерово» (далее – постановление
от 16.12.2009 № 496) комитет осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена,
на территории города Кемерово с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами.
Согласно пункту 3.3.2 постановления от 16.12.2009 № 496 в случае поступления заявления, указанного в пункте 3.3.1 комитет направляет
в орган местного самоуправления обращение об обеспечении выбора земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
По завершении процедуры обеспечения выбора земельного участка орган местного самоуправления предоставляет в комитет в отношении каждого земельного участка следующие документы: документы, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц на земельный участок; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; муниципальный правовой акт
об утверждении схемы расположения земельного участка; технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения с указанием платы за подключение; документы, подтверждающие информирование населения о возможном предоставлении земельного участка и сведения о высказанном мнении населения
о возможном строительстве в случае поступления такового по результатам публикации информационного сообщения; иные необходимые документы (пункт 3.3.4 постановления от 16.12.2009 № 496).
После получения из администрации города Кемерово результатов выбора земельного участка, комитет в течение 14 рабочих дней принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним
из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 3.3.9 Постановления от 16.12.2009 № 496).
Распоряжением заинтересованного лица от 24.07.2012 № 7-2/2933-р утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Кемеровской области» (далее – Регламент).
В соответствии с разделом 3.3.5 Регламента установлены сроки выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 3.3.5.2 Регламента срок от момента подготовки обращения в орган местного самоуправления о выборе земельного участка
до отправки такого обращения составляет 12 дней.
После получения документов, необходимых для изготовления акта
о выборе земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с момента изготовления акта
о выборе до подписания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, акта о выборе земельного участка или об отказе
в размещении объекта уполномоченным должностным лицом составляет
17 дней (пункт 3.3.5.4 Регламента).
Срок для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка составляет не менее 20 дней в соответствии с пунктом 2.2 постановления администрации города Кемерово от 15.08.2011 № 110
«Об утверждении административного регламента утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность
по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав
и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Судами установлено, что в нарушение указанных положений комитет
не представил в дело доказательств того, что им в установленные сроки предпринимались какие-либо меры по осуществлению необходимых процедур для принятия решения по заявлению общества о предоставлении земельного участка.
Так из текста оспариваемого заявителем отказа следует, что заинтересованное лицо отказало обществу в рассмотрении его заявления
по существу, то есть с момента получения заявления в марте 2014 года,
не предпринимая никаких действий по проведению процедуры предварительного согласования, 19.06.2014 комитет отказал в рассмотрении заявления по существу.
При этом доказательств того, что у комитета на момент получения заявления общества имелись какие-либо препятствия по его рассмотрению, суду не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов правомерны, поскольку заинтересованное лицо не доказало соответствие оспариваемого отказа закону.
Кроме того, согласно пункту 3 постановления от 25.04.2011 № 192 предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства в административном центре города Кемерово, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта
и заготовок, складских помещений; для строительства офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных
и административных зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, складских помещений.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области
от 29.04.2014 № 168 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 № 192» в пункт 3 постановления от 25.04.2011 № 192 внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
в административном центре города Кемерово, для строительства, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях: предоставления земельных участков для строительства зданий делового, коммерческого и (или) административного назначения, за исключением зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти
и местного самоуправления либо организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.
Судами установлено и следует из представленных в дело доказательств, что заявление подано обществом 27.03.2014, изменения в названные нормативные акты приняты 29.04.2014, опубликованы 05.05.2014, следовательно, заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта подано ранее, чем внесены соответствующие изменения в постановление от 25.04.2011 № 192.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения
их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его
в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы
на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли
до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № 7-О, от 01.12.2009 № 1549-О-П, от 13.05.2010 № 828-О-О).
Кроме того, в соответствии правовой позицией, изложенной
в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 20.07.2011 № 20-П, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, часть 1 статьи 17, 18, 19, часть 1 статьи 54 и частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие – подача заявления о выборе земельного участка
и предварительном согласовании места размещения объекта.
Арбитражные суды, установив, что фактически заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное обществом в адрес комитета 27.03.2014 осталось без разрешения в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, принимая во внимание,
что отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка
в соответствующий уполномоченный орган, правомерно признали отказ комитета в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта незаконным и обязали осуществить в отношении общества процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства комплекса социального обслуживания в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.11.2014 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 16.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15161/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Орлова
Судьи С.Н. Тамашакин
В.В. Тихомиров