СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-18951/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 декабря 2017 года по делу №А27-18951/2017 (судья Конкина И.В.)
по заявлению Администрации города Кемерово, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными решения и предписания от 24.05.2017 по делу № 315/З-2017, решения и предписания от 24.05.2017 по делу № 314/З-2017, решения и предписания от
26.05.2017 по делу № 321/З-2017, решения и предписания от 26.05.2017 по делу № 322/З-2017, решения и предписания от 01.06.2017 по делу № 348/з-2017, решения и предписания от 01.06.2017 по делу № 349/З-2017
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «А Строй», г. Новосибирск,
общество с ограниченной ответственностью «Строительные технологии», г. Новосибирск
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Кемерово (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решений и предписаний, с привлечением к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «А Строй» (далее - ООО «А Строй»), общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» (далее - ООО «Строительные технологии»).
Решением от 27.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение от 24.05.2017, предписание от 24.05.2017 по делу №315/З-2017, решение от 24.05.2017, предписание от 24.05.2017 по делу №314/З-2017, решение от 26.05.2017, предписание от 26.05.2017 по делу №321/З-2017, решение от 26.05.2017, предписание от 26.05.2017 по делу № 322/З-2017, решение от 01.06.2017, предписание от 01.06.2017 по делу №348/З-2017, решение от 01.06.2017, предписание от 01.06.2017 по делу №49/З-2017, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской от 12.12.2017 в отношении Управления городского развития Администрации города Кемерово.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кемеровское УФАС в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, заказчиком извещения о проведении электронного аукциона №033930070817000026, №0339300070817000027, №033930007081000032, №033930007081000024, №033930007081
7000036; №0339300070817000038 были размещены в единой системе в сфере закупок 02.05.2017, 04.05.2017, 10.05.2017, 11.05.2017, то есть, после вступления в силу Федерального Закона от 01.05.2017 №83-ФЗ, которым введены в действие положения части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ, Управлением городского развития администрации города Кемерово нарушены требования части 13.1 статьи 34 Закона №44-ФЗ, просит решение отменить и принять новый судебный акт.
Администрация возражает относительно доводов апелляционной жалобы, согласно представленному отзыву.
Третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по
имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступившего на нее отзыва от Администрации города Кемерово.
Как следует из материалов дела, в адрес Кемеровского УФАС поступили жалобы ООО «А Строй» на действия заказчика - Управления городского развития администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона от 16.05.2017 (вх. № 1971Э, №19701 от 16.05.2017г.) №0339300070817000026 «Выполнение работ по изготовлению и установке 9 теневых навесов на территории МБДОУ № 66 «Детский сад комбинированного вида», ул. Волгоградская, 30а», № 0339300070817000027 «Выполнение работ по капитальному ремонту отмостки здания МБОУ «Гимназия № 41», просп. Ленина, 626»; 18.05.2017г. (вх. № 2018Э, № 2017Э от 18.05.2017г.) № 0339300070817000032 «Выполнение работ по изготовлению и установке 4 теневых навесов на территории МБДОУ №141 «Детский сад комбинированного вида», ул. Мичурина, 27», №0339300070817000024 «Выполнение работ по капитальному ремонту актового зала МБОУ «Лицей № 23». <...>».
25.05.2017г. и 26.05.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «А Строй» (вх. № 21513. №2152Э от 25.05.2017г.), ООО «Строительные технологии» (вх. № 2157Э. № 2156Э от 26.05.2017г.) на действия заказчика -Управления городского развития администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона № 0339300070817000036 «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 51» по адресу: <...>. 28», №0339300070817000038 «Выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» <...>».
В поданных жалобах ООО «А Строй» и ООО «Строительные технологии», ссылались на несоответствие аукционной документации требованиям Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: заказчиком в документации установлен срок оплаты с нарушением требований пункта 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ.
Кемеровское УФАС, установив, что заказчиком извещения о проведении электронных аукционов №0339300070817000026, №0339300070817000027, №033930007081700032,
№0339300070817000024, №0339300070817000036, №0339300070817000038 были размещены в единой информационной системе в сфере закупок 02.05.2017г., 04.05.2017г., 10.05.2017г., 11.05.2017г., то есть, после вступления в силу Федерального закона от 01.05.2017 №83-ФЗ, которым введены в действие положения части 13.1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ), пришло к выводам о наличии в действиях заказчика- Управления городского развития администрации города Кемерово нарушений требований части 13.1 статьи 34 Закона №44-ФЗ.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Признавая недействительными решения и предписания антимонопольного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отношения, связанные с размещением закупки (утверждение плана закупок и плана-графика), возникли до 01.05.2017, аукционная документация была утверждена также до 01.05.2017, в связи с чем, положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 01.05.2017 №83-ФЗ) не могут применяться.
Закупочная деятельность заказчиков регламентируется положениями Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» статья 34 Закона дополнена частью 13.1 о сроках оплаты работ - не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемки, указанный закон вступил в силу с 01.05.2017.
При размещении закупки предусмотрен порядок, обязательный для исполнения всеми заказчиками.
В соответствии со статьей 16 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения обязаны осуществлять планирование закупок исходя из определенных с учетом положений статьи 13 названного Закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок.
Согласно положениям части 4 статьи 17 Закона №44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ; муниципального правового акта представительного органа муниципального
образования о местном бюджете.
Требования к содержанию планов закупок и их составлению определены статьями 17-21 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Так, согласно части 1 статьи 15 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
Планирование закупок осуществляется, исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (часть 1 статьи 16 Закона №44-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что в планы закупок включается, в том числе, обоснование закупки в соответствии со статьей 18 названного Федерального закона.
При этом, частью 3 статьи 18 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона.
На основании части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Как следует из материалов дела и установлено судом, все закупки запланированы заказчиком к оплате до конца 2018 года, соответствующие лимиты бюджетного финансирования предусмотрены бюджетом города Кемерово на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23.12.2016 №28 «О бюджете города Кемерово на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»).
В целях осуществления закупок Администрации города Кемерово, проводимых в качестве заказчика управлением городского развития, лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика постановлениями администрации города Кемерово:
1) от 11.04.2017 № 796 «О перечислении средств на выполнение работ по капитальному ремонту отмостки здания МБОУ «Гимназия №41», расположенного по адресу: <...>;
2) от 11.04.2017 № 800 «О перечислении средств на выполнение работ по изготовлению и установке теневых навесов на территориях 7 дошкольных учреждений»;
3) от 12.04.2017 № 821 «О перечислении средств на выполнение работ по капитальному ремонту актового зала МБОУ «Лицей№23», расположенного по адресу: <...>;
4) от 26.04.2017 №981 «О перечислении средств на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБОУ «Основаная общеобразовательная школа №51» по адресу: <...>;
5) от 28.04.2017 №1024 «О перечислении средств на выполнение работ по капительному ремонту мягкой кровли здания МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района» расположенного по адресу: <...> по следующей схеме: 50% денежных средств оплачиваются в 2017 году, 50% -в 2018 году.
На основании указанных Постановлений в план-график Управления городского развития включены закупки со сроком исполнения контракта - декабрь 2018 год (срок оплаты по контракту).
Соответствующие позиции определены пунктом 2.4. проекта контракта, являющего приложением к аукционной документации (раздел 14 аукционной документации), заказчиком установлен следующий срок оплаты: «Расчет за выполненные работы по настоящему Контракту производится после подписания сторонами актов выполненных работ (формы КС-2 и КС-3), оформленных надлежащим образом, в срок до 31 декабря 2018 года по безналичному расчету путем перечисления Муниципальным заказчиком денежных средств на банковский счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте».
Планы закупок, планы-графики закупок, документация о закупки должны между
собой соответствовать.
До вступления с 01.05.2017 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального Закона от 01.05.2017 №83-ФЗ) действовало положение, предусмотренное частью 13 статьи 34 - в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядка и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, порядок и сроки оплаты по контракту определялись заказчиком самостоятельно.
Установив, что документация по закупкам утверждена Администрацией города Кемерово 26.04.2017, 27.04.2017, 28.04.2017, планы-графики закупок утверждены и размещены на сайте госзакупок в апреля 2017, вывод суда о том, что отношения, связанные с размещением закупки (утверждение плана закупок и плана-графика), возникли до 01.05.2017, в связи с чем, положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в редакции Федерального Закона от 01.05.2017 №83-Ф3 не могут применяться к отношениям, возникшим до вступления в силу указанного закона, являются обоснованными.
В этой связи, ссылка Кемеровского УФАС на размещение заказчиком извещений о проведении электронного аукциона в единой информационной системе закупок после вступления в силу Федерального Закона от 01.05.2017 №83-ФЗ подлежит отклонению, за необоснованностью.
Отклоняя доводы Кемеровского УФАС о необходимости заказчику внести корректировки в план закупок, суд первой инстанции правомерно указал, что из положений пункта 3 части 6 статьи 17 Закона о контрактной системе, не следует внесения изменений в планы закупок при принятии федеральных законов, которые приводят к изменению объема финансирования закупки.
При этом, суд принял во внимание положения подпункта «б» пункта 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках, исходя из которого, правильно указал, что финансовое управление города Кемерово, осуществляющее финансовый контроль, при размещении Администрацией города Кемерово документации о закупке проверяет ее соответствие информации, содержащейся в плане-графике закупок, в противном случае имеются основания для дачи заключения о несоответствии документации плану-графику и закупка не может быть реализована.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 5, 71, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ; основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Иное толкование Кемеровским УФАС положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
С учетом изложенного решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 декабря 2017 года по делу №А27-18951/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий Н.А.Усанина
Судьи И.И.Бородулина
Л.А. Колупаева