СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-20062/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., ФИО3 Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Администрации города Кемерово (№07АП-1794/2022) на решение от 11.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-20062/2021 (судья Власов В.В.), по заявлению Администрации города Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>) об оспаривании решения по делу № 042/01/16-1535/2020.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: – общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская Медиа Группа», <...> (ОГРН <***>; ИНН <***>); – общество с ограниченной ответственностью «Медиа-агентство», <...>, (ОГРН <***>; ИНН <***>); – общество с ограниченной ответственностью «Стар Лайт», <...> (ОГРН <***>; ИНН <***>),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: ФИО1 по дов. от 30.12.2021, диплом,
От заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 01.04.2022, диплом,
От третьих лиц: без участия,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Кемерово (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС КО, Управление) об оспаривании решения по делу № 042/01/16- 1535/2020.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская Медиа Группа» (далее – ООО «КМГ»), общество с ограниченной ответственностью «Медиа-агентство» (далее – ООО «Медиа-агентство»), общество с ограниченной ответственностью «Стар Лайт» (далее – ООО «Стар Лайт»).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом не учтены доводы Администрации об отсутствии доказательств обращения ООО «Стар Лайт» с вопросом о необходимости предоставления доступа к распределительному щитку для подключения к электрическим сетям; в связи с указанными обстоятельствами суд пришел к неверной оценке того, что рассматриваемая ситуация свидетельствует о предоставлении преференции ООО «Медиа-агентство»; кроме того, судом не принято во внимание, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Администрацией вызвано неисполнением ООО «Стар Лайт» обязательств по договору.
В порядке статьи 262 АПК РФ антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления поддержал доводы отзыва.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя и антимонопольного органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, 07.06.2020 на сайте закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru. на электронной торговой площадке «РТС-Тендер» по адресу: http://www.rts-tender.ru УГР г. Кемерово размещено извещение о проведении электронного аукциона №0339300070820000060 на оказание услуг по установке светодинамической композиции.
Заказчик: Управление городского развития администрации г. Кемерово (далее – УГР г. Кемерово), начальная (максимальная) цена контракта: 6 721 000,00 руб. (далее – НМЦК). Срок окончания подачи заявок: 15.06.2020, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 15.06.2020, дата проведения электронного аукциона: 16.06.2020.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0339300070820000060 к участникам установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ); к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (п. 3.2 аукционной документации); установлены сроки поставки товара – исполнитель обязуется приступить к оказанию услуг со дня, следующего за днем заключения контракта и выполнить в течение 7 дней (п. 4.4.5 аукционной документации).
Согласно сведениям, представленным оператором электронной торговой площадки «РТС-Тендер» (далее – ЭТП «РТС-Тендер»), и протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0339300070820000060 на участие в закупке было подано три заявки, а именно: ООО «Медиа Холдинг» (ИНН <***>), ООО «Стар Лайт» (ИНН <***>), ООО «Медиа-агентство» (ИНН <***>). Все участники были допущены к участию в аукционе.
Победителем аукциона признано ООО «Стар Лайт» с ценовым предложением 3 228 985,00 руб. (снижение НМЦК на 51,95 %).
30.06.2020 между УГР г. Кемерово и ООО «Стар Лайт» был заключен контракт № Ф.2020.0060 на оказание услуг по установке светодинамической композиции на сумму
3 228 985,00 руб. (далее – муниципальный контракт № Ф.2020.0060).
В соответствии с п. 1.2 Технического задания (Приложение № 1 к муниципальному контракту № Ф.2020.0060 от 30.06.2020) в перечень услуг, оказываемых исполнителем
(ООО «Стар Лайт») в рамках муниципального контракта № Ф.2020.0060, входит в том числе демонтаж существующего лайт-бокса (размером 18x1x1 м) вместе с металлическим каркасом, возвышающим лайт-бокс над землей на 1 м., транспортировка и утилизация.
Согласно пояснениям УГР г. Кемерово (исх. № 06-01-09/3287 от 28.08.2020) лайтбокс – световой короб «открытка» (конструкция с двумя подсвечивающимися изнутри сменными информационными полями, каждое из которых 18x1 м., металлическими опорами основания, возвышающими лайт-бокс над землей), был размещен на площади Советов г. Кемерово на основании муниципального контракта № 0708/59 от 25.07.2008, заключенного между управлением городского дизайна и наружной рекламы администрации г. Кемерово и ООО «Неон-Студия». Предметом муниципального контракта № 0708/59 от 25.07.2008 является выполнение работ по изготовлению светового короба «открытка», цена муниципального контракта составляет 230 797,58 руб.
Как следует из пояснений УГР г. Кемерово (исх. № 06-01-09/2850 от 31.08.2020), в связи с принятием решения о временной установке светодиодного экрана УГР г. Кемерово направило ООО «Медиа-Агентство» заявку (исх. № 06-01-09/б/н от 08.06.2020) о демонтаже светового короба (лайт-бокса), расположенного на площади Советов, в рамках муниципального контракта № Ф.2020.0022 от 27.04.2020 на оказание услуг по оформлению г. Кемерово флаговыми композициями и праздничными конструкциями.
13.06.2020 работы по демонтажу светового короба (лайт-бокса) были выполнены ООО «Медиа-Агентство» в рамках исполнения муниципального контракта № Ф.2020.0022 от 27.04.2020, а именно: в соответствии с пп. 11 п. 1.2 технического задания (приложение № 1 к муниципальному контракту № Ф.2020.0022 от 27.04.2020).
15.06.2020 УГР г. Кемерово был составлен акт приемки оказанных услуг по демонтажу светового короба (лайт-бокса), в котором указано, что стоимость оказанных услуг будет определена в соответствии с пп. 2.2, 2.3, 2.5, 2.7 муниципального контракта № Ф.2020.0022 от 27.04.2020 после подписания отчетных документов, оформленных надлежащим образом (формы № КС-2, № КС-3), по состоянию на 10.09.2020 оплата за демонтаж светового короба (лайт-бокса) не производилась (письмо УГР г. Кемерово исх. № 06-01-09/3476 от 10.09.2020).
03.07.2020 ООО «Стар Лайт» проинформировало заказчика о начале 04.07.2020 в 09-00 выполнения работ по демонтажу существующего лайт-бокса, на месте которого должна быть установлена светодинамическая конструкция (исх. № 262 от 03.07.2020).
04.07.2020 по приезде на демонтаж сотрудниками ООО «Стар Лайт» было обнаружено отсутствие указанного выше «лайт-бокса» (письмо от 05.07.2020).
06.07.2020 УГР г. Кемерово направило в адрес ООО «Стар Лайт» письмо (исх. № 06-01- 09/2501) о том, что существующий «лайт-бокс» (размером 18x1x1 м) демонтирован вместе с металлическим каркасом, транспортировку и утилизацию выполнять не нужно.
Установлено, что муниципальный контракт № Ф.2020.022 от 27.04.2020 на оказание услуг для муниципальных нужд заключен между УГР г. Кемерово и ООО «Медиа-агентство» по результатам электронного аукциона № 0339300070820000022.
Предметом муниципального контракта № Ф.2020.022 от 27.04.2020 является оказание услуг по оформлению г. Кемерово флаговыми композициями и праздничными конструкциями (Код ОКВЭД 74,10.19.000 – услуги по специализированному дизайну и прочее).
Техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту) установлен перечень оказываемых услуг, а также описание объекта закупки.
В перечень оказываемых услуг входят услуги по: оформлению фасада здания, оформлению трибуны, оформлению опор освещения, оформлению светового короба, праздничной композиции, флаговой композиции, праздничной композиции с флагами, объемной декоративной композиции, стендов, объемной конструкции, праздничных стел.
В соответствии с описанием указанных выше услуг предусмотрены следующие мероприятия: разработка эскиза объекта, разработка эскизов для печати, печать изображения, изготовление каркаса, монтаж и демонтаж объекта.
Согласно пп. 11 п. 1.2 технического задания объектом оказания услуг является разработка эскиза общей концепции объекта (объемной конструкции) высотой не более 4 м., шириной не более 2 м., длиной не более 4 м. (возможно с использованием флагов); разработка эскиза для печати элементов композиции (для печати изображений на самоклеящейся пленке); изготовление металлического каркаса согласно эскизу, огрунтовка и покраска каркаса, монтаж каркаса в месте, согласованном с муниципальным заказчиком; контурный раскрой, изготовление облицовочных деталей из алюминиевых композитных панелей толщиной не менее 5мм. (общая площадь не более 60 кв.м.); печать изображений на самоклеящейся пленке (общая площадь не более 60 кв.м.), резка и наклейка пленки на облицовочные детали, нанесение ламинирующего покрытия поверх наклеенной пленки; облицовка металлических каркасов изготовленными деталями из алюминиевых композитных панелей; изготовление или приобретение флагов согласно эскизу (общая площадь не более 20 кв.м.); монтаж флагов на металлокаркас; установка бетонных блоков внутри каркаса конструкции для обеспечения ее устойчивости; демонтаж конструкции.
18.06.2021 по делу № 042/01/16-1535/2020 вынесено решение о признании Управления городского развития г. Кемерово, общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская Медиа Группа», общества с ограниченной ответственностью «Медиа-агентство» нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрация обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства и отсутствии оснований для признания его незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Федерального закона № 135-ФЗ.
Согласно 3 Закона о защите конкуренции он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 14.1 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела, 13.06.2020 работы по демонтажу светового короба (лайт-бокса) были выполнены ООО «Медиа-Агентство» в рамках исполнения муниципального контракта № Ф.2020.0022 от 27.04.2020, а именно: в соответствии с п. 11 п. 1.2 технического задания (приложение № 1 к муниципальному контракту № Ф.2020.0022 от 27.04.2020).
Вместе с тем, оказание услуг по демонтажу лайт-бокса – светового короба «открытка» вместе с металлическим каркасом, его транспортировка и утилизация 9 предусмотрены муниципальным контрактом № Ф.2020.0060 от 30.06.2020, заключенным с ООО «Стар Лайт» по результатам электронного аукциона № 0339300070820000060.
Как верно отметил суд первой инстанции, УГР г. Кемерово, поручив ООО «Медиа-агентство» совершить действия по демонтажу лайт-бокса – светового короба «открытка» в рамках оказания услуг по муниципальному контракту № Ф.2020.0022 от 27.04.2020, создало условия, позволившие ООО «Медиа-агентство» получить объемы работ/услуг и бюджетное финансирование, не предусмотренные данным контрактом, то есть без применения положений Закона о защите конкуренции, а самому УГР г. Кемерово была предоставлена возможность организовать получение результатов работ/услуг для муниципальных нужд и осуществление бюджетных расходов в нарушение порядка, установленного данным законом. УГР г. Кемерово, поручив ООО «Медиа-агентство» исполнение муниципального заказа по демонтажу светового короба (лайт-бокса), ограничило право конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Стар Лайт» на выполнение указанных работ/услуг, предусмотренных муниципальным контрактом № Ф.2020.0060 от 30.06.2020, создав преимущественные условия осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта.
Отклоняя довод администрации г. Кемерово о правомерности установления срока исполнения контракта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 4.4.5 аукционной документации, а также п. 3.2 муниципального контракта № Ф.2020.0060 от 30.06.2020 установлена обязанность оказания исполнителем услуг в течение 7 дней со дня, следующего за днем заключения контракта.
В соответствии с п. 1.2 технического задания к муниципальному контракту № Ф.2020.0060 от 30.06.2020 в перечень оказываемых ООО «Стар Лайт» услуг входит подключение светодинамической композиции к точке присоединения к электросетям согласно схеме, согласованной с муниципальным заказчиком, в т.ч.:
- укладка силового кабеля ВВГ 4x50 (общая длина не менее 360 м) под землей на глубине не менее 0,7 м, в т.ч.: рытье траншеи и укладка в трубе ПНД (из полиэтилена низкого давления) в грунте длиной не менее 210 м., а также вскрытие асфальтного покрытия и укладка в металлической трубе длиной не менее 150 м.;
- монтаж двух распределительных щитков (корпус металлический из стали толщиной не менее 1 мм с закрывающейся крышкой, имеющий антикоррозийное покрытие, степень защиты не менее 54 IP по ГОСТ 14254-2015, габаритные размеры не более 50x400x220 мм);
- подключение (присоединение) к точке электроснабжения.
Кроме того, в рамках оказания услуг по установке светодинамической композиции предусмотрены: разработка эскиза внешнего облика светодинамической композиции, демонтаж существующего лайт-бокса, изготовление нового металлического каркаса, разработка грунта под фундамент металлического каркаса, монтаж светодинамической композиции, восстановление асфальтного покрытия и благоустройство, установка силовой и сигнальной коммутации по элементам конструкции, пуско-наладочные работы.
Как следует из пн. 1.1, 3 муниципального контракта № Ф.2020.0060 от 30.06.2020, предметом электронного аукциона является оказание услуг по установке светодинамической композиции, работы должны выполняться с соблюдением требований нормативных актов, регулирующих вопросы взаимодействия с электроустановками: СП 76.13330.2017 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85; ГОСТ 12.1.038-82 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов; ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление; Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
Указанные выше нормативные акты распространяются на производство работ по монтажу и наладке электротехнических устройств, в том числе; кабельных линий, силового электрооборудования, заземляющих устройств.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в отношении светодинамической конструкции необходимо осуществить мероприятия по технологическому подключению к электрическим сетям.
Руководствуясь Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, приняв во внимание ответ ОАО «СКЭК (от 17.07.2020) и приложенный к нему проекту договора технологического присоединения, суд первой инстанции указал, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению светодинамической композиции составляет 4 месяца со дня заключения договора.
УГР г. Кемерово в Комиссию Кемеровского УФАС России не были представлены документы, подтверждающие возможность оказания услуг по установке светодинамической композиции в срок, установленный аукционной документацией, а именно: в течение 7 дней со дня следующего за днем заключения контракта.
Возможность подключения светодинамической композиции к распределительному щитку, расположенному на площади Советов г. Кемерово, принадлежащему администрации г. Кемерово, муниципальным контрактом № Ф.2020.0060 от 30.06.2020 не предусматривалась.
Ранее установленный на площади Советов г. Кемерово светодиодный экран, состоящий из отдельных светодиодных экранов разных размеров, установленный ООО «Кузбасская Медиа Группа» в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на площади Советов г. Кемерово, был подключен к указанному выше распределительному щитку. С учетом того, что ООО «Кузбасская Медиа Группа» и ООО «Медиа-агентство» входят в одну группу лиц, есть основания полагать что, в случае признания ООО «Медиа-агентство» победителем спорного аукциона осуществить подключение светодиодной композиции (в течение 7 дней) было бы возможно с учетом наличия распределительного щитка, используемого для подключения ранее установленного светодиодного экрана. Вместе с тем, такая возможность ООО «Стар Лайт» не была предоставлена, в том числе с целью временного подключения на период согласования подключения к электрическим сетям.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установленные сроки выполнения работ при описании объекта закупки (п. 4.4.5 аукционной документации, п. 3.2 муниципального контракта №Ф.2020.0060 от 30.06.2020) являются заведомо неисполнимыми, не соответствуют принципу объективности и обоснованности описания объекта закупки и направлены на ограничение количества участников закупки, незаконное ограничение конкуренции при заключении муниципальной контракта, что также подтверждается требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 864. Действия УГР г. Кемерово, выразившиеся в установлении сроков подключения светодинамической композиции, а именно: в течение 7 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, было бы возможно в случае предоставления заказчиком преимуществ (преференций) определенному хозяйствующему субъекту.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что УГР г.Кемерово не было заинтересовано в исполнении ООО «Стар Лайт» условий контракта № Ф.2020.0060 от 30.06.2020, заключенного по результатам электронного аукциона № 0339300070820000060 в части осуществления действий по внесению изменений в аукционную документацию, касающихся объема выполняемых работ (исключения услуг по демонтажу лайт-бокса – светового короба «открытка», а также сроков исполнения работ – 7 дней со дня, следующего за днем заключения контракта), что указывает на наличие антиконкурентного соглашения. Кроме того, УГР г. Кемерово было принято решение об одностороннем отказе от исполнения данного контракта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы антимонопольного органа о том, что между УГР г. Кемерово, ООО «Кузбасская Медиа Группа», ООО «Медиа-агентство» было заключено устное соглашение, которое привело к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания услуг по установке светодинамической композиции и устранению с данного товарного рынка иных хозяйствующих субъектов.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 11.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-20062/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Кемерово – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи Т. В. Павлюк
ФИО3