ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-25194/17 от 18.10.2018 АС Западно-Сибирского округа

304/2018-42990(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-25194/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Севастьяновой М.А.
 ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел  в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного  общества «Российские железные дороги» на решение от 23.04.2018  Арбитражного суда Кемеровской области (судья Плискина Е.А.)  и постановление от 11.07.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда  (судьи Стасюк Т.Е., Кайгородова М.Ю., Назаров А.В.) по делу   № А27-25194/2017 по иску открытого акционерного общества «Российские  железные дороги» (107174, <...> нов., д. 2,  ОГРН <***>, ИНН <***>) к открытому акционерному  обществу «Шахта «Заречная» (652562, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании  денежных средств. 

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.)  в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества  «Российские железные дороги» ФИО2 по доверенности  от 22.05.2018. 


Суд установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее –  ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области  с иском к открытому акционерному обществу «Шахта «Заречная» (далее –  АО «Шахта «Заречная», ответчик) о взыскании 285 025 руб. неустойки  за перегруз вагона сверх грузоподъемности. 

Решением от 23.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области,  оставленным без изменения постановлением от 11.07.2018 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, в иске отказано. 

ОАО «РЖД» обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь  на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые  судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт  об удовлетворении исковых требований. 

В обоснование жалобы приведены следующие доводы: судом ошибочно  применены положения «Масса грузов, перевозимых железнодорожным  транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между  грузоотправителем и грузополучателем. Рекомендация. МИ 3115-2008»,  утвержденная ФГУП «ВНИИМС» Ростехрегулирования 30.05.2008 (далее –  Рекомендации МИ 3115-2008) о порядке взвешивания вагона, поскольку  в данном случае с учетом различия в характеристиках путевого и вагонного  хозяйства Российской Федерации и КНР отношения сторон следует  рассматривать с точки зрения специальных норм «Соглашению  о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)»; судом  неверно произведен расчет излишка массы груза; предельная погрешность  измерений массы груза по вагону № 62089776 – 1 036,5 кг, превышение  массы груза против указанной в накладной составило 1 410 кг,  следовательно, выявленное расхождение превысило допустимую  погрешность, что в свою очередь подтверждает наличие перегруза. 

В отзыве на кассационную жалобу АО «Шахта «Заречная» просит  обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными  и обоснованными. 

В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной  жалобы поддержал. 


Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя,  проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения  судами первой и апелляционной инстанций норм материального права  и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых  судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные  решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи  со следующим. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно  транспортной железнодорожной накладной № 23374550 ОАО «Шахта  «Заречная» со станции Проектная Западно-Сибирской железной дороги  до станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги отправлен уголь массой  нетто 69 100 кг насыпью в вагоне № 62089776 грузоподъемностью 69,5 т.  Масса груза нетто определена грузоотправителем на вагонных весах «Веста- 100» в статике без расцепки. В накладной погрешность весов не указана. 

С учетом пункта 35.4 Приложения № 1 (далее – Правила перевозки  грузов) к СМГС перевозчиком определены перегруз в вагоне против  документа на 719 кг и перегруз вагона сверх грузоподъемности  с учетом допустимых норм на 319 кг, а также произведен расчет штрафа  за перегруз вагона сверх его грузоподъемности в размере 285 025 руб.  (57 005 руб. × 5). 

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 14.08.2017   № исх-51/222б с требованием оплатить штраф за превышение  грузоподъемности вагона в размере 285 025 руб. 


Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что  послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд  с иском по настоящему делу. 

Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 5, 16, 19, 23, 31 СМГС,  статьями 27, 41 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав  железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав  железнодорожного транспорта), пунктами 4.9, 35.4, 38.3 Правил перевозки  грузов, пунктами 1.4, 1.5, 1.6, 3.1, 6.3.1, 6.3.4.3, 7.2.1, 7.2.3.1, 7.2.3.3, 8.1.1.1,  8.2.4 Рекомендации МИ 3115-2008, пунктами 11, 25 статьи 2 Федерального  закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»,  правовыми позициями, сформированными в определениях Верховного Суда  Российской Федерации от 08.06.2017 № 303-ЭС16-20490, № 303-ЭС16-20750,   № 303-ЭС16-20825, № 303-ЭС16-20758, № 303-ЭС16-20749,   № 303-ЭС16-20671, № 303-ЭС16-20665, в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013   № 16398/12, установив, что излишек массы груза с учетом предельного  расхождения массы груза нетто в вагоне № 62089776 составляет 373,5 кг,  поскольку этот излишек груза не превышает 1%, пришел к выводу  об отсутствии оснований для привлечения грузоотправителя  к ответственности в виде штрафа за превышение грузоподъемности вагона,  в связи с чем в иске отказал. 

Доводы истца об одинаковом способе и средствах измерения массы  груза в вагоне № 62089776, и, как следствие, о том, что для определения  массы перегруза следует руководствоваться только Правилами перевозки  грузов либо пунктом 6.3.4.2 Рекомендации МИ 3115-2008 суд отклонил,  поскольку грузоотправителем взвешивание производилось на статических  весах, в то время как перевозчик использовал динамические вагонные весы  и произвел взвешивание в движении, без расцепки (тара по трафарету), что  следует из акта проверки динамических вагонных весов, коммерческого акта   № 01049593. 

Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами  согласился, отклонив довод ОАО «РЖД» о неправомерном применении 


положений Рекомендаций МИ 3115-2008, так как в данном случае железной  дорогой отправления является Российская железная дорога, в связи с чем  Рекомендация МИ 3115-2008 подлежит применению при решении вопроса  о наличии факта искажения сведений о массе груза, если не доказано, что  использование методики, изложенной в этом документе, приводит  к ошибочному или недостоверному результату. 

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы,  исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права. 

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров  и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия  перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными  законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия  перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта,  а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются  соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами  и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними  правилами не установлено иное. 

В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик  обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения  и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю),  а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.  Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением  и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или  иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным  уставом или кодексом). 

Статьей 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо  ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут  ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами  и кодексами, а также соглашением сторон. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995   № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее –  Закон № 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации  заключаются с иностранными организациями, а также с международными 


организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные  договоры), от имени Правительства Российской Федерации  (межправительственные договоры), от имени федеральных органов  исполнительной власти (договоры межведомственного характера). 

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 101-ФЗ международные  договоры межведомственного характера опубликовываются по решению  федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены  договоры, в официальных изданиях этих органов. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ГК РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона   № 101-ФЗ если международным договором установлены правила,  отличающиеся от установленных норм национального законодательства,  то применяются правила международного договора. 

СМГС устанавливается прямое международное железнодорожное  сообщение для перевозок грузов между железными дорогами,  перечисленными в статье 1 Соглашения. 

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов  в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями,  которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран –  участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог –  участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для  железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС). 

Нормативные положения относительно определения количества мест  и массы груза при приеме грузов к перевозке установлены в главе 9 Правил  перевозки грузов, являющихся приложением к СМГС. 

В частности, как указано в пункте 4.3 и пункте 4.7 Правил перевозок  грузов, если иное не предусмотрено национальным законодательством,  действующим в стране отправления груза, отправитель определяет массу  груза в вагоне; общую массу груза определяют в зависимости от рода груза  и технической возможности взвешиванием или расчетным путем. Расчетным  путем массу груза определяют, в том числе по обмеру, то есть умножением  вычисленного на основании измерений объема погруженного груза на его  объемную массу. 


В силу пункта 4.4 Правил перевозки грузов отправитель указывает  в накладной количество мест груза, за исключением: грузов, перевозимых  в вагоне навалом, насыпью, наливом; груза в таре, упаковке или штучного  груза, перевозимых на открытом подвижном составе или в контейнерах  открытого типа, если общее количество мест превышает 100. 

В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта при  предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить  перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии  с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную  железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими  нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная  железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком  грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение  договора перевозки груза. 

Согласно статье 26 Устава железнодорожного транспорта при  предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать  в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении  тарных и штучных грузов – также количество грузовых мест. 

В соответствии с параграфом 1 статьи 23 СМГС, перевозчик имеет  право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки  и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем  в накладной. Проверка производится в порядке, установленном  национальным законодательством. Согласно пункту 38 Правил перевозок  грузов перевозчик проверяет общую массу груза для грузов, перевозимых  наливом, навалом или насыпью. 

Таким образом, отправитель имеет право определить массу груза  расчетным путем в зависимости от рода груза и технической возможности.  Перевозчик имеет право проверить сведения о массе груза, указанные  отправителем в накладной. 

Из статьи 27 Устава железнодорожного транспорта также следует, что  перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа  и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) 


в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку  грузобагажа). 

В силу статьи 29 СМГС перевозчик составляет коммерческий акт, если  при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует:  несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям,  указанным в накладной. 

В силу параграфа 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает  правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет  ответственность за все последствия от неправильного, неточного или  неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения  в не соответствующую графу накладной. 

Согласно пункту 3 параграфа 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает  перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки  перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту  указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом  устанавливает, что в результате этого при погрузке груза отправителем был  допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности. Неустойка в данном  случае взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 СМГС  в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику,  обнаружившему такое нарушение. 

Пунктом 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС предусмотрено, что  отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения  договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность  или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений  и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей. 

Предусмотренные данным параграфом неустойки перевозчик вправе  взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других  неустоек, уплачиваемых отправителем или получателем в соответствии  с условиями настоящего Соглашения. 

В соответствии с параграфом 5 статьи 31 СМГС провозные платежи  и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, предусмотренном  национальным законодательством государства, в котором производится  оплата. 


Согласно параграфу 1 статьи 30 СМГС провозные платежи исчисляются  по тарифам, применяемым перевозчиками, осуществляющими перевозку. 

Плата за перевозку груза определяется на основании постановления  Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003   № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта 10-01 «Тарифы на перевозку грузов  и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами»  (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)». 

Неустойка по пункту 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС является мерой  ответственности за указание в накладной неправильных, неточных или  неполных сведений о массе груза. 

По смыслу данных норм законодатель установил ответственность  за указание недостоверных сведений о массе груза с целью обеспечения  полной оплаты за перевозку и безопасности движения и эксплуатации  железнодорожного транспорта, в том числе при превышении  грузоподъемности вагона. 

Законодательство не устанавливает общего запрета на определение  грузоотправителем массы груза расчетным способом, а закрепляет правило,  в соответствии с которым только путем взвешивания (применительно  к грузам, перевозимым навалом и насыпью, только путем взвешивания  на вагонных весах) должна быть определена масса груза, если его погрузка  до полной вместимости вагонов, контейнеров повлечет за собой превышение  их допустимой грузоподъемности. 

Согласно пункту 1 статьи 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной  деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения,  независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. 

С учетом изложенного при определении показателя предельной  погрешности подлежит применению Рекомендация МИ 3115-2008. 

В методических рекомендациях МИ 3115-2008 указаны порядок  определения массы груза, значения предельных допускаемых погрешностей  измерений массы груза, порядок расчета предельных допускаемых  расхождений в результатах измерений массы груза на станциях отправления  и назначения, порядок определения наличия и расчета размера недостачи 


(излишка) массы груза на станциях и в пути следования, процедура контроля  точности измерений – проведения контрольных перевесок. 

Из пункта 1.9 Рекомендаций МИ 3115-2008 следует, что излишек массы  груза представляет собой разность между результатами измерения массы  груза на станции назначения и на станции отправления, превышающую  значение предельного отклонения результатов измерений массы на станции  назначения. 

В соответствии с положениями пункта 3.1 Рекомендаций МИ 3115-2008,  пределы допускаемых погрешностей измерений массы груза на станциях  отправления и назначения, определяются исходя из метрологических  характеристик используемых средств и методов измерений. Значения  предельных погрешностей определения массы груза нетто приведены  в приложении А. 

Из названных пунктов Рекомендации МИ 3115-2008 следует, что  понятие предельного расхождения в результатах определения массы груза  не совпадает с понятием погрешности весоизмерительных приборов, что  относится к метрологическим характеристикам используемых средств  измерений. 

Согласно пунктам 6.3 и 4.3 Рекомендации МИ 3115-2008 при  определении недостачи (излишка) массы разными способами и средствами  измерений массы на станциях отправления и назначения и отсутствии  в накладной сведений о предельной погрешности измерений массы груза  на станции отправления значение предельной погрешности дельта 1 при  определении тары вагона на весах принимают +/- 0,2%, без проверки тары  вагона принимают при массе груза нетто, указанной в накладной:  до 64 т: +/- 2%; свыше 64 т: +/- 1,5%. 

Применив Рекомендации МИ 3115-2008, суд первой инстанции  правильно установил, что излишек массы груза с учетом предельного  расхождения массы груза нетто в вагоне № 62089776 составляет 373,5 кг. 

Далее в соответствии с параграфом 5 статьи 19 СМГС определение  массы груза производится в соответствии с Правилами перевозок грузов. 

Согласно пункту 35.4 Правил перевозок грузов, если при проверке  массы груза констатируют несоответствие массы груза данным, указанным 


в накладной, коммерческий акт составляют только в том случае, когда  излишек массы груза, перевозимого насыпью или навалом, превышает 1%. 

Поскольку в данном случае излишек не превышает 1%, суды первой  и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии  оснований для привлечения грузоотправителя к ответственности в виде  штрафа за превышение грузоподъемности и об отказе в удовлетворении  исковых требований ОАО «РЖД». 

Таким образом, доводы истца не опровергают выводы судов,  основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку  и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии  со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения  судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 23.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области  и постановление от 11.07.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда  по делу № А27-25194/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий В.В. Сирина

Судьи М.А. Севастьянова

 ФИО1