ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-13463/2021 от 19.05.2022 АС Кировской области


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 мая 2022 года

Дело № А28-13463/2021

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.

при участии представителей:

от заявителя – Чуфарова А.Н., действующего на основании доверенности от 20.08.2020,

от ответчика – Печкиной Д.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2021 по делу №А28-13463/2021, принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» (ОГРН 1024301307690; ИНН 4346012790)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
(ОГРН 1044316882301; ИНН 4345001066)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» (далее – заявитель, ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – Инспекция, административный орган) от 13.04.2021 №43452108600115100002, в соответствии с которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 915,00 руб.

Решением Арбитражного суда Кировской области в виде резолютивной части от 13.12.2021 (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.

28.12.2021 по ходатайству сторон судом изготовлено мотивированное решение по делу.

Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В жалобе Учреждение указывает, что в деле отсутствует информация о наличии (отсутствии) у иностранного гражданина статуса резидента или нерезидента, поскольку в предпроверочный период административный орган сделал один запрос исключительно в адрес заявителя, в период проверки Инспекцией запросы в целях установлении виновности заявителя не направлялись. Согласно позиции Учреждения законодательством Российской Федерации, соглашением сторон (договором об образовании) не установлена обязанность иностранного гражданина – нерезидента в целях получения стипендии или материальной помощи открывать счет в уполномоченном банке, тогда как Учреждение имеет обязанность по выплате стипендий и иных выплат учащимся в установленный законом срок.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Учитывая характер и сложность рассматриваемого в рамках настоящего дела вопроса, а также доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции посчитал необходимым определением от 24.03.2022 назначить рассмотрение дела к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции и вызвать представителей сторон в судебное заседание.

Определением от 25.03.2022 об обложении судебного разбирательства апелляционный суд предложил ответчику представить письменные пояснения относительно доводов заявителя о статусе иностранных граждан как нерезидентов.

Во исполнение определения суда Инспекция представила письменные пояснения, в которых указала на электронный формат сведений о наличии у физического лица статуса нерезидента. Административный орган со ссылкой на положения пунктов 18-20 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@, пояснил, что проверке предшествовал предпроверочный анализ субъекта проверки, заключающийся в получении из внутренних и (или) внешних источников документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства. Также Инспекцией заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела запроса от 07.12.2021 № 35-25/047025 в УМВД России по г.Кирову о предоставлении сведений о выдаче вида на жительства в отношении лиц, указанных в списке запроса, и ответа на него от 16.12.2021 № 24/5603, которым подтвержден статус нерезидента у иностранных лиц на момент нарушения Учреждением требований валютного законодательства.

В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с частью 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса апелляционный суд рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в силу указанной нормы отсутствуют основания принятия дополнительных документов ответчика. Вместе с тем, поскольку дополнительные документы представлены в электронном виде через систему подачи документов «Мой арбитр», они не подлежат возврату ответчику.

Определением от 21.04.2022 судебное разбирательство по делу отложено.

ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ представило возражения на пояснения ответчика, от Инспекции поступили дополнительные пояснения.

В судебном заседании представители сторон настаивали на занятых по делу позициях.

Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1024301307690.

Инспекцией на основании поручения от 15.03.2021 № 434520200063004 проведена проверка соблюдения Учреждением требований валютного законодательства за период с 01.04.2019 по 31.10.2019.

При проверке установлено, что 25.06.2019 Учреждение произвело выплату материальной помощи студенту Очилдиеву Л.Р., являющемуся гражданином Республики Таджикистан, и не имеющему вида на жительство в Российской Федерации, на сумму 5220,00 руб. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу учреждения, что подтверждается платежной ведомостью от 25.06.2019 № 2019-28.

Установив указанные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о нарушении Учреждением требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ). Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 23.04.2021 № 434520200063006.

30.03.2021 по указанному факту должностным лицом административного органа в отношении ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ составлен протокол №43452108600115100001 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Университета Чуфарова А.Н., действующего на основании доверенности от 12.02.2019.

13.04.2021 заместитель начальника Инспекции вынес постановление №43452108600115100002 о признании Учреждения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 3 195,00 руб. (л.д.9-12).

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось с жалобой в УФНС России по Кировской области.

Решением УФНС России по Кировской области от 27.09.2021 № 06-15/15305@ постановление Инспекции оставлено без изменения, а жалоба Учреждения – без удовлетворения (л.д.13-23).

Полагая, что вынесенное Инспекцией постановление является незаконным и подлежит отмене, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, среди прочего, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации определены Законом № 173-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям.

Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Соответственно, отчуждение юридическим лицом – резидентом иностранному гражданину – нерезидентом валюты Российской Федерации является валютной операцией.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций регламентированы статьей 14 Закона № 173-ФЗ.

Согласно названной норме, если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ. Так, российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими лицами – нерезидентами, а также с физическими лицами – резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, по заключаемым между указанными лицами договорам об образовании, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории Российской Федерации.

Возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту), получающему по договору образовательные услуги на территории Российской Федерации, стипендии или иной выплаты (материальной помощи) наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченном банке, валютным законодательством не предусмотрена, в перечень установленных Законом № 173-ФЗ исключений не входит.

Предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями.

В силу статьи 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего спора выдача юридическим лицом (резидентом) иностранному гражданину (нерезиденту) стипендии, единовременной выплаты (материальной помощи) формально является валютной операцией и ее осуществление, минуя счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 рассматриваемое правонарушение считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке. Каждая из произведенных не через счет в уполномоченном банке выплат является самостоятельной незаконной валютной операцией. 

Из материалов настоящего дела следует, что в нарушение указанных требований законодательства 25.06.2019 ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ, являясь резидентом, произвело единовременную выплату (материальную помощь) студенту Очилдиеву Л.Р., являющемуся гражданином Республики Таджикистан, в размере 5220,00 руб. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу образовательного учреждения. Данный факт подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 30.03.2021, платежной ведомостью от 25.06.2019 № 2019-28, объяснительной студента, что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Счет открыт нерезидентом только в октябре 2019 года.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования также регламентируются другими федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, а значит, и нормами Закона № 173-ФЗ в соответствующей части.

Приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 в соответствии с частями 3, 4, 6 и 14 статьи 36 Закона об образовании утвержден Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной (далее – Порядок № 1663).

В силу пункта 4 названного Порядка обучающимся – иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме обучения, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам на условиях, установленных настоящим Порядком, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, или если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.

Вопреки ошибочным доводам Учреждения, отсутствие в Порядке № 1663 и договорах об оказании образовательных услуг обязанности иностранного гражданина в целях получения стипендии, материальной помощи открывать счет в банке не исключает обязанности заявителя как резидента по соблюдению приведенных выше требований валютного законодательства. Ответственность за осуществление незаконной валютной операции лежит на Учреждении – резиденте, и им должны быть приняты все необходимые меры.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем деле не имеется достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что Учреждение предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований валютного законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание совершения вменяемого правонарушения.Имея статус резидента с вытекающими из этого статуса правовыми последствиями, заявитель, принимая на обучение иностранных граждан, должен был определить порядок осуществления соответствующих выплат с учетом особенностей правового положения последних. Вместе с тем такой порядок Учреждением в спорный период не был разработан. Заявитель со ссылкой на объяснительную студента, оформленную после выявления нарушения налоговым органом, указывает, что им принимались меры к уведомлению иностранных граждан о необходимости открытия счета, однако такое уведомление в дело не представлено. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих нормативных требований в сфере валютного регулирования, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя о нарушении ответчиком порядка истребования документов не нашли подтверждения в материалах дела по следующим основаниям.

Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@утвержден Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 5 Административного регламента предметом контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства является соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом № 86-ФЗ) и нерезидентами (далее - субъекты проверки) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствие проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Исходя из пункта 17 Административного регламента в рамках исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства осуществляются следующие административные процедуры: а) назначение проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки.

В силу пункта 18 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.

Административная процедура по назначению проверки предусматривает административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки в срок, не превышающий тридцати рабочих дней с даты получения документов и (или) информации, указанных в пункте 17 настоящего Административного регламента (пункт 19 Административного регламента)

Административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации (пункт 20 Административного регламента).

Таким образом, началу проверки соблюдения валютного законодательства предшествует процедура предпроверочного анализа, которая представляет собой получение информации из внутренних и внешних источников, направление запросов субъекту проверки о предоставлении документов, а также запросов о наличии или отсутствии документа «вид на жительство» и т.п.

Применительно к обстоятельствам настоящего спора Инспекцией в материалы дела представлена докладная записка, в которой главным государственным налоговым инспектором Ромаховой Ю.Л. предложено провести проверку соблюдения валютного законодательства в отношении ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ. Согласно тексту докладной записки ИФНС России по г. Кирову в рамках предварительного изучения документов резиденту по почте направлен запрос от 12.11.2020 № 35-25/044877, в котором запрошены документы, связанные с осуществлением выплат студентам-нерезидентам.

Следовательно, указанные действия Инспекции по направлению запроса Учреждению осуществлены в соответствии с Административным регламентом.

Довод заявителя об отсутствии у административного органа достоверных сведений относительно наличия у иностранных студентов статуса нерезидента апелляционным судом рассмотрен и подлежит отклонению.

Согласно письменной позиции Инспекции уполномоченным органом была проведена подробная проверка по факту нарушения валютного законодательства, которой предшествовал предпроверочный анализ субъекта проверки, заключавшийся в получении доказательств из внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам получения информации относится АИС «Налог-3». Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») утверждено Приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@. Согласно пункту 2 названного Положения АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

Внешним источником получения информации является межведомственное информационное взаимодействие между уполномоченными органами.

Подпунктом «в» пункта 7 Административного регламента установлена обязанность должностных лиц налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля, органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы.

При этом пунктом 8 Административного регламента прямо предусмотрен запрет требовать от субъекта проверки представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень.

Согласно Межведомственному перечню с 01.01.2017 в порядке межведомственного взаимодействия предоставляются сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства вида на жительство.

Поскольку указанными выше Приказом и Административным регламентом предусмотрен упрощенный порядок получения налоговым органом необходимых достоверных сведений (не требуется направление официальных запросов и т.п.), при этом Инспекция настаивает на получении соответствующих сведений в рамках предпроверочного анализа, оснований не доверять представленным Инспекцией пояснениям у апелляционного суда не имеется. Возражения заявителя относительно представленных ответчиком пояснений от 19.04.2022 не отменяют наличие у Инспекции при производстве по делу об административном правонарушении электронного формата сведений относительно статуса иностранных граждан. Более того, наличие у обучающихся – иностранных граждан установленного Инспекцией статуса нерезидента заявителем не опровергнуто.

Процедура привлечения к административной ответственности ответчиком соблюдена, существенных нарушений не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек

Оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Учреждения малозначительности вмененного ему деяния. Обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения не имеют свойства исключительности, достаточные правовые и фактические основания для применения положений статьи 2.9, а также статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Наказание в виде штрафа назначено заявителю в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительной целью (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

При таких обстоятельствах принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Кировской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2021 (резолютивная часть вынесена 13.12.2021) по делу № А28-13463/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

В.А. Устюжанинов