610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
15 июля 2022 года | Дело № А28-13980/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б. ,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Пенсионного фонда – ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.03.2022,
представителя третьего лица – ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.06.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.04.2022 по делу №А28-13980/2021,
по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией № 153» города Кирова (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений города Кирова» (ИНН: 4345307424, ОГРН: 1114345019084)
о взыскании финансовых санкций ,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией № 153» города Кирова (далее – Учреждение, ответчик) о взыскании 19 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за декабрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.04.2022 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу Пенсионного фонда штраф в размере 1 000 рублей, уменьшив его размер с учетом установленных судом смягчающих ответственность обстоятельств.
Пенсионный фонд с принятым решениемсуда не согласился, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 28.04.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно снижен размер штрафа с учетом смягчающих вину обстоятельств, поскольку положениями Закона № 27-ФЗ снижение штрафных санкций не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в представленном отзыве на жалобу представитель МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений города Кирова» указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года, в которых отражена информация в отношении 38 застрахованных лиц (л.д. 22-23).
Пенсионный фонд провел проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений в отношении 38 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в акте от 08.02.2021.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Пенсионного фонда 23.03.2021 принял решения о привлечении Учреждения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений в отношении 38 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года, в виде штрафа в сумме 19 000 рублей.
22.04.2021 в адрес Учреждения было выставлено требования об уплате финансовых санкций, которым ему установлен срок до 17.05.2021 в добровольном порядке уплатить финансовые санкции.
В добровольном порядке штраф Учреждением не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Кировской области признал правомерным привлечение Учреждения к ответственности и с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств снизил размер штрафных санкций.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Пенсионного фонда и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Учреждением с нарушением установленного срока представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года (при сроке представления не позднее 15.01.2021) фактически представлены 18.01.2021.
Таким образом, Учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции.
Вместе с тем, при определении размера штрафных санкций, судом первой инстанции правомерно учтены смягчающие вину обстоятельства, заявленные Учреждением, а именно: совершение правонарушения впервые, неумышленно, отсутствие ущерба для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от совершенного правонарушения, добросовестность страхователя, самостоятельное обнаружение факта непредставления сведений за спорный период, незначительный период просрочки предоставления сведений.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Действительно положениями Закона № 27-ФЗ не предусмотрено снижение штрафных санкций.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 № 2-П признал подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Кроме того, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, а также с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, степени общественной опасности допущенного нарушения суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на Учреждение штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 1 000 рублей.
Признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 1 000 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит, в связи с чем, признается несостоятельной ссылка Пенсионного фонда на несоразмерное допущенному Учреждением нарушению снижение размера штрафа до 1 000 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с Учреждения в пользу Пенсионного фонда 1 000 рублей штрафа.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.04.2022 по делу №А28-13980/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.В. Немчанинова |
Судьи | ФИО4 ФИО1 |