ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
Постановление
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров Дело № А28-14463/2020
08 апреля 2021 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Великоредчанина О.Б.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на принятое в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2021 по делу № А28-14463/2020
по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Академия кавказской кухни» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании финансовых санкций,
у с т а н о в и л :
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее – Управление, Фонд, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области (далее – Суд) с заявлениемо взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Академия кавказской кухни» (далее – Общество, Страхователь) 13 000 руб. финансовых санкций (далее – Финансовые санкции) за непредставление в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон), сведений о застрахованных лицах за январь и май 2019 года (далее – Сведения),за представление Страхователем недостоверных Сведений за май 2019 года, а также за несоблюдение Страхователем предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона порядка представления Сведений за март 2020 года (далее – Заявление).
Решением Суда от 26.01.2021 (далее – Решение) Заявление Фонда признано обоснованным в части взыскания с Общества 11 500 руб. Финансовых санкций, но с учетом смягчающих ответственность Страхователя обстоятельств (далее – Смягчающие обстоятельства) с Общества в пользу Фонда взысканы только 2 300 руб.
Не согласившись с Решением, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее – Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении Заявления Фонда в полном объеме.
В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что дополняющие Сведения за январь 2019 года на 3 застрахованных лиц представлены Страхователем с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона, в связи с чем 1 500 руб. Финансовых санкций начислены Фондом правомерно. Кроме того, Закон не предусматривает возможность учета Смягчающих обстоятельств при привлечении Страхователя к ответственности. При этом снижение Финансовых санкций более чем в 5 раз явно несоразмерно допущенным Обществом правонарушениям и нарушает принцип справедливости, а также создает условия, в которых участники системы обязательного пенсионного страхования игнорируют требования Закона и ставят под угрозу выполнение гарантированных государством социальных обязательств.
Общество отзыв на Жалобу не представило.
В соответствии со статьей 272 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Жалоба рассмотрена без вызова участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьей 272 1 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует и не оспаривается Заявителем, что Страхователь представил исходные Сведения за январь 2019 года 15.02.2019, то есть с соблюдением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона срока.
02.03.2019 Страхователь представил в Фонд дополнительные Сведения еще о 3 застрахованных лицах.
В связи с этим на основании акта от 18.03.2019 № 053S18190003238 (далее – Акт) в отношении Общества вынесено решение Фонда от 30.04.2019 № 053S19190003954 о привлечении Страхователя к предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона ответственности в виде Финансовых санкций в сумме 1 500 руб.
В соответствии со статьей 15 Закона Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В связи с этим, учитывая, что Страхователь 02.03.2019 по собственной инициативе и ещё до составления Акта представил в Управление соответствующие дополнительные Сведения, основания для взыскания с Общества Финансовых санкций в сумме 1 500 руб. отсутствуют, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 и от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23114.
Согласно носящей универсальный характер правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3).
В связи с этим Суд правомерно и обоснованно учел Смягчающие обстоятельства (совершение правонарушения впервые и неумышленно, а также отсутствие значительной общественной опасности, нарушения прав застрахованных лиц и ущерба для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) и снизил размер Финансовых санкций, а доводы Заявителя об обратном не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, изучив доводы Жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272 1 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2021 (мотивированное решение от 19.02.2021) по делу № А28-14463/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Судья О.Б. Великоредчанин