ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-17414/17 от 11.03.2019 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-17414/2017

18 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2019 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,

при участии представителя заявителя жалобы: Хазиахметова М.Ф. по доверенности от 09.01.2019,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное)

на определение Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 по делу №А28-17414/2017, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное)

(ИНН: 4307019224, ОГРН: 1164350080729)

и по заявлению Федеральной налоговой службы

(ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513)

к Ямашевой Раузалии Равильевне

о включении требований в реестр кредиторов,

установил:

решением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 по делу № А28-17414/2017 Ямашева Раузалия Равильевна (далее – Ямашева Р.Р., должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении Ямашевой Р.Р. введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Дектерев Александр Сергеевич.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) (далее – Фонд, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника Ямашевой Р.Р. 1 279 рублей 69 копеек долга (федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 02.12.2016 по 31.01.2017 на получение которой должник не имел право).

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника Ямашевой Р.Р. 1 279 рублей 69 копеек долга (федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 02.12.2016 по 31.01.2017, на получение которой должник не имел право).

Определением Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2018 названные заявления объединены для совместного рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 требование ФНС России в сумме 1 279 рублей 69 копеек излишне выплаченной федеральной доплаты к пенсии включено в третью очередь кредиторов Ямашевой Р.Р.. В удовлетворении аналогичного требования Фонду отказано.

Фонд с принятым определением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее – Постановление № 257), считает, что для признания ФНС России органом, имеющим право предъявлять требования о включении суммы в реестр кредиторов, должны выполняться требования о том, что задолженность носит характер обязательных платежей, и что денежные обязательства возмещаются в бюджет Российской Федерации. Заявитель жалобы указывает на то, что согласно пункту 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Заявитель жалобы полагает, что средства ПФР являются собственностью ПФР, сформированными для выплаты пенсий, федеральная социальная доплата к пенсии, выплаченная должнику, не является обязательным платежом, а значит, переплата федеральной социальной доплаты к пенсии является ущербом, причиненным именно ПФР.

ФНС России, финансовый управляющий Ямашевой Р.Р. – Дектерев А.С. в отзывах на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласились.

В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал.

ФНС России, Ямашева Р.Р., финансовый управляющий Дектерев А.С. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ямашева Р.Р. являлась получателем страховой пенсии с 11.12.2008.

С 01.01.2016 Ямашевой Р.Р. установлена и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии (далее – доплата к пенсии).

В период с 02.12.2016 по 31.01.2017 Ямашева Р.Р. осуществляла трудовую деятельность.

06.07.2017 Фондом принято решение № 75 о взыскании с Ямашевой Р.Р. излишне выплаченной доплаты к пенсии в сумме 1 281 рубля, которым предусмотрено удерживать по 20% из причитающейся к выплате доплаты к пенсии ежемесячно до полного погашения долга.

Данное решение направлено в ГУ – Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Кировской области для произведения соответствующих удержаний. Удержан 01 рубль 41 копейка.

Распоряжением Фонда от 26.10.2017 выплата доплаты к пенсии приостановлена с 01.11.2017 в связи с достижением общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума в регионе.

Остаток задолженности составляет 1 279 рублей 69 копеек.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 по делу А 28-17414/2017 Ямашева Р.Р. признана несостоятельной (банкротом).

Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника Ямашевой Р.Р. 1 279 рублей 69 копеек долга (доплаты к пенсии, на получение которой должник не имел права).

ФНС России обратилась в арбитражный суд с аналогичным заявлением.

При принятии судебного акта Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, пунктами 4, 15 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 2 Постановления № 257, пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», и исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие задолженности перед Российской Федерации в размере излишне выплаченной должнику суммы доплаты к пенсии, именно ФНС России является уполномоченным органом и вправе предъявлять требование о включении в реестр спорной суммы.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона № 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 11 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В статье 29 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании, в частности, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 15 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, предусмотрено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что спорная сумма федеральной социальной доплаты получена Ямашевой Р.Р. неправомерно, поскольку она осуществляла трудовую деятельность и об этом не сообщила. Следовательно, спорная сумма подлежала взысканию с Ямашевой Р.Р.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральная социальная доплата к пенсии является расходным обязательством Российской Федерации, выплачивается пенсионеру за счет средств федерального бюджета, пенсионер, получивший излишне эту доплату, обязан ее возвратить в собственность Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

С учетом изложенного и, исходя из того, что рассматриваемое обязательство должника Ямашевой Р.Р. подпадает под денежное обязательство перед Российской Федерацией, суд первой инстанции правомерно удовлетворил данное требование ФНС России в сумме 1 279 рублей 69 копеек излишне выплаченной федеральной доплаты к пенсии, и, соответственно, отказал в аналогичном требовании Фонду, поскольку обоснованно признал полномочия на его представление в деле о банкротстве у ФНС России.

Оснований для изменения или отмены судебного акта суд апелляционной инстанции не находит. В том числе суд апелляционной инстанции учитывает, что специальные нормы Закона № 400-ФЗ предусматривают процедуру взыскания с пенсионера излишне полученных сумм пенсии, тогда как в настоящем случае требование представляется в деле о банкротстве. В указанной ситуации также не представлено в материалы дела доказательств о возможном нарушении финансов пенсионного обеспечения. Заявитель апелляционной жалобы таких доказательств не приводит.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу об оставлении определения Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 без изменения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе на рассматриваемое определение не уплачивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 по делу № А28-17414/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий

Судьи

Л.И. Черных

М.В. Немчанинова

Т.В. Хорова