ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-2343/2021 от 01.06.2022 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-2343/2021

03 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .      

Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседании представителей:

истца – ФИО2, по доверенности от 01.01.2022,

ответчика – ФИО3, по доверенности от 11.12.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – министерства лесного хозяйства Кировской области, ИНН <***>, ОГРН <***>

на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2022 по делу №А28-2343/2021

по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Транснефть – Верхняя Волга» (ИНН <***> ОГРН <***>)

о взыскании задолженности по арендной плате,

установил:

министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к акционерному обществу «Транснефть – Верхняя Волга» (далее – Общество, ответчик) о взыскании 3 283 руб. 66 коп. задолженности в виде недополученной арендной платы по договору аренды лесного участка для реконструкции линейного объекта от 28.01.2019 №36-68 (далее – Договор) по срокам уплаты с 15.02.2013 по 15.12.2018.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2022 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства, изложенной в отзыве на исковое заявление, письме от 20.11.2017, перечень лесных участков, при использовании которых применяется коэффициент 0,5, является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.Арендная плата за участки лесного фонда является регулируемой и стороны не вправе применять иной размер платы, независимо от согласованных ими условий конкретного договора.Согласно таксационным описаниям к проектам освоения лесов для осуществления заготовки древесины ООО «Лесохозяйственная управляющая компания» «Кировлес» по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 №36-49 (квартал № 35ч, выдел № 14ч, предоставлен по договору аренды) и ООО «Экоснаб» по договору аренды лесного участка от 18.12.2014 №36-41 (квартал № 34ч, выдел № 29ч, предоставлен по договору аренды) значится нефтепровод, а не просека. В сведениях о распределении площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного участка согласно проекту освоения лесов Общества, приложению №2 к Договору также не содержится данных о просеках. При отказе в удовлетворении иска суд руководствовался ч. 5 ст. 45 ЛК РФ, Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 №223, наличием границ охранных зон, устанавливаемых вдоль воздушных линий электропередач, и пришел к выводу о правомерности применения коэффициента 0,5 при определении размера арендной платы. Министерство считает, что наличие охранной зоны вдоль воздушных линий электропередач не может быть поставлено в зависимость при определении размера арендной платы, поскольку данное регулирование не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310.        Истец в отзыве считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

28.01.2019 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения министерства лесного хозяйства Кировской области от 15.01.2019 № 49 «О предоставлении лесных участков в аренду» обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 1.2 Договора.

Согласно пункту 1.2 Договора лесные участки общей площадью 1,4689 га, предоставляемые в аренду, имеют следующие характеристики:

1.2.1. Площадь 0,6299 га; местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество. Каракшинское участковое лесничество, квартал № 34ч, выдел № 29ч, является частью лесного участка с кадастровым номером 43:39:000000:914; номер учетной записи в государственном лесном реестре 36.51-2011-10/3; категория защитности: эксплуатационные; вид разрешенного использования: реконструкция линейного объекта;

1.2.2. Площадь 0,8390 га; местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Каракшинское участковое лесничество, квартал № 35ч, выдел № 14ч, является частью лесного участка с кадастровым номером 43:00:000000:1367; номер учетной записи в государственном лесном реестре 36.50-2011-09/6; категория защитности: эксплуатационные; вид разрешенного использования: реконструкция линейного объекта.

В силу пункта 1.3 Договора арендатору передаются лесные участки с целью использования лесов для реконструкции линейного объекта (проведение ремонтных работ на ВЛ-10 кВ по объекту: «МН «Сургут-Полоцк», км 1805-1811 км. ВЛ-10 кВ НПС «Прудки»-«Санчурский тракт» Техническое перевооружение»).

Арендная плата по Договору составляет 3 283 руб. 66 коп. (пункт 2.1 Договора).

Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для соответствующего года (пункт 2.2 Договора).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3.4 Договора ответчик обязан вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», и сроки, предусмотренные Договором, согласно пунктам 2.1, 2.2 и приложению № 4.

Срок действия Договора установлен с 19.05.2019 по 01.11.2019 (пункт 6.1 Договора).

По итогам проверки, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства, о правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, выявлено неверное применение истцом коэффициента, установленного пунктом 8 примечания к таблицам 14-16 Постановления №310.

По результатам проверки составлен акт от 24.07.2020 №8/2020.

Договором установлен коэффициент 0,5.

Согласно пункту 8 примечания к таблицам 14-16 Постановления № 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.

При этом реконструкция линейного объекта не подпадает под действие указанного пункта (не является просекой).

Во исполнение пункта 9 предписания Рослесхоза от 29.09.2020 №СА-07-27/18908 истцом произведен перерасчет арендной платы по Договору без применения коэффициента 0,5, выявлен недополученный доход в размере 3 283 руб. 66 коп.

Требованием от 29.01.2021 истец обязал ответчика погасить указанную сумму недополученного дохода в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения требования.

Требование оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В силу Постановления №310 при использовании лесного участка в целях, несвязанных с изъятием лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка зависят от вида его использования.

Следовательно, установление цели использования лесного участка является юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора по существу.

Из Договора следует, что лесные участки общей площадью 1,4689 га предоставлены в аренду для реконструкции линейного объекта (проведение ремонтных работ на ВЛ-10 кВ по объекту «МН «Сургут-Полоцк», км 1805-1811. ВЛ-10 кВ НПС «Прудки-Санчурский тракт». Техническое перевооружение»).

В соответствии с приложением №2 к Договору оба участка относятся к нелесным землям площадью 0,6299 и 0,8390, на которых находится нефтепровод.

Нефтепровод и ВЛ-10 КВ эксплуатируются ответчиком с 1981 года.

Частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

На основании части 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 №223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно которым в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее по тексту – постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160);

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты (пункт 8 Правил).

В пункте 16 Правил установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

В силу пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Таким образом, на собственников линейных объектов возложена обязанность по содержанию просеки в надлежащем состоянии в целях соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих правил.

Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются, в том числе, вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров для линий электропередачи класса напряжения 1-20 кВ (данный класс напряжения соответствует построенной на спорном лесном участке ВЛ).

При этом охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе.

Расстояние охранной зоны составляет 10 м по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов для класса напряжения 10 кВ.

На основании пункта 23 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.

На организацию, эксплуатирующую ВЛ, возложена обязанность по содержанию просеки в пожароопасном состоянии в границах охранных зон.

Из примечания к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства следует, что ширина просеки должна соответствовать охранной зоне линейного объекта.

В силу пункта 1.3 договора аренды и прилагаемой схемы месторасположение арендованных частей лесных участков – вдоль высоковольтных линий электропередач по границе охранных зон, относящихся к просекам в силу вышеназванных нормативных документов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для исключения понижающего коэффициента 0,5 и отказал в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2022 по делу №А28-2343/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Чернигина

                          ФИО4

ФИО1