ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-315/16 от 26.09.2016 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-315/2016

27 сентября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.           

Полный текст постановления изготовлен сентября 2016 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоКобелевой О.П.,

судейДьяконовой Т.М., Сандалова В.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Целищевой А.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Черменина Е.П., действующего на основании доверенности от 20.05.2016,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения «Кировская областная пожарно-спасательная служба»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2016 по делу № А28-315/2016, принятое судом в составе судьи Фадеевой С.В.,

по иску Кировского областного государственного казенного учреждения «Кировская областная пожарно-спасательная служба» (ОГРН 1084345144025, ИНН 4345248458)

к публичному акционерному обществу «Т Плюс»­ (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью аварийно-спасательное формирование «Альфа»

о признании действий и протокола закупочной комиссии незаконными

установил:

Кировское областное государственное казенное учреждение «Кировская областная пожарно-спасательная служба» (далее – истец, КОГКУ «КОПСС», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к публичному акционерному обществу «Т Плюс»­ (далее – ответчик, ПАО «Т Плюс») о признании незаконным решения закупочной комиссии и недействительным протокола от 15.01.2016 № 50300-18-08/29.

В порядке статьи 51 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью аварийно-спасательное формирование «Альфа» (далее – ООО АСФ «Альфа»).

В дополнительных пояснениях к исковым требованиям истец просил признать незаконным протокол закупочной комиссии Филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» № 50300-18-08/29 от 15.01.2016.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2016 в удовлетворении требований отказано.

Истец, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, при отсутствии собственных аварийно-спасательных формирований организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее – ОПО), обязана заключить договор на обслуживание с любым профессиональным аварийно-спасательным формированием, вне зависимости от порядка аттестации такого формирования. В соответствии с письмом МЧС России от 26.11.2914 аттестационная комиссия Кировской области может проводить аттестацию аварийно-спасательных служб и формирований вне зависимости от перечня обслуживаемых ими объектов. Выводы суда первой инстанции об установлении специальных требований для аттестации аварийно-спасательных формирований, обслуживающих опасные производственные объекты, находящихся в ведении Минэнерго России, не подтверждаются нормами законодательства и имеющимися в деле доказательствами.

Ответчик в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заявитель, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель просил рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в собственности ПАО «Т Плюс» находится энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ТЭС), расположенный по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, пер. Рабочий, 4 (ТЭЦ-3); энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ТЭЦ-4); ТЭЦ-5, единый энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 02.10.2015. В соответствии со свидетельством о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 серии АВ № 056631 объекты Кировской ТЭЦ-3, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком, включены в реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Указанные объекты внесены в реестр объектов топливно-энергетического комплекса Департаментом энергетики и газификации Кировской области, что подтверждается письмом указанного департамента от 01.04.2013 № 168-55-0303

Протоколом от 07.04.2015 № 26/236 решением Совета директоров ОАО «Волжская ТГК» (правопредшественник ПАО «Т Плюс») утверждено положение о закупках (далее – Положение о закупках), размещенное в установленном порядке на официальном сайте ПАО «Т Плюс» и ресурсе http://zakupki.gov.ru/223. Решением единственного акционера ЗАО «Кировская ТЭЦ-1» от 20.01.2015 принято решение о проведении закупок для его нужд в соответствии с Положением о закупках.

18.11.2015 закупочной комиссией ПАО «Т Плюс» утверждена Документация по открытому запросу предложений на право заключения договора на оказание услуг по лоту: «Услуги аварийно-спасательных формирований» для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2016 году» (далее – Документация по открытому запросу предложений). Документация опубликована в установленном порядке на ресурсе http://zakupki.gov.ru/223.

Техническим заданием, являющемся приложением к Документации, установлены требования к исполнителю услуги: профессиональное аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, приказу МЧС России от 20.02.2013 № 102 и иметь действительное свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (абзац 2 пункта 1.4.6). Также установлен перечень опасных производственных объектов, подлежащих обслуживанию: Кировская ТЭЦ-3, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-5 (пункт 2.1).

19.11.2015 размещено извещение о проведении открытого запроса предложений № 50300-18-08/684 на право заключения договора на оказание услуг по лоту: «Услуги аварийно-спасательных формирований» для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2016 году», в котором также указано, что извещение не является публичной офертой (пункт 15).

30.12.2015 закупочной комиссией филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» составлен протокол № 50300-18-08/1100, в соответствии с которым победителем открытого запроса предложений, проведенного в соответствии с извещением от 19.11.2015 № 50300-18-08/684, на право заключения договора на оказание услуг по лоту «Услуги аварийно-спасательных формирований» для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2016 году» признан истец (пункт 2). Этим же протоколом заказчику предложено заключить договор с истцом (пункт 3).

Письмом № 50300-03-02255 от 30.12.2015 Филиал «Кировский» ПАО «Т Плюс» обратился к КОГКУ «КОПСС», в котором сообщил, что договор находится на согласовании, в связи с чем просит с 01.01.2016 начать оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов в 2016 году.

ООО АСФ «Альфа» и Нижегородский центр «ЭКОСПАС» (филиал АО «ЦАСЭО» обжаловали решение закупочной комиссии, оформленное протоколом от 30.12.2015,  в направленных в адрес ответчика письмах указали, что победитель процедуры не имеет необходимой аттестации аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти.

15.01.2016 закупочной комиссией Филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» составлен протокол № 50300-18-08/29, которым предложение истца признано не соответствующим требованиям Технического задания на основании пункта 4.8.2.3 «с» Документации по ОЗП (пункт 2) (несоответствие участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией), отменено решение закупочной комиссии от 30.12.2015 по протоколу № 50300-18-08/1100 (пункт 3), скорректировано проведение закупки на первый квартал 2016 года посредством закупки у единственного источника и открытым запросом предложений на 2-4 кварталы 2016 года.

Причиной отмены послужило то, что 74 пожарно-спасательная часть КОГКУ «КОПСС» имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 14.11.2014 серии 408 № 2345, выданное Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Кировской области, действительное до 14.11.2017. Ответчик при отмене процедуры полагал, что для выполнения работ необходима аттестация исполнителя аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

09.02.2016 заключен договор на обслуживание профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» с ООО АСФ «Альфа» на период с января по 31 марта 2016 года.

 Посчитав, что ответчик необоснованно принял решение об отмене признания истца победителем процедуры открытого запроса предложений, истец обратился в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со свидетельством о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 серии АВ № 056631 объекты Кировской ТЭЦ-3, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком, включены в реестр опасных производственных объектов.

В силу статьи 10 Закона № 116 в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон № 151-ФЗ) предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 введено в действие Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Согласно пункту 5 данного Положения аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;

аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;

аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России, создается Минэнерго России.

В силу пункта 1 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 (далее - Положение № 400), Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что энергетические производственно-технологические комплексы тепловых электрических станций Кировская ТЭЦ-3, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком и являющиеся ОПО, входят в сферу деятельности Минэнерго России.

В соответствии с пунктом 4 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – Положение № 102), утвержденного Приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.

Согласно пункту 6 подпункту 6.1 Положения к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти относятся:

 Аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу:

проведение аттестации:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных в соответствующих федеральных органах исполнительной власти;

б) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) входящих в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

в) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

г) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению аварийно-спасательных работ в организациях (на объектах), находящихся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) входящих в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

д) аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации или их представительства и филиалы, осуществляющие один или несколько видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в указанных организациях собственных аварийно-спасательных служб (формирований), - в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации;

е) спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" настоящего пункта, с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно.

Таким образом, аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты ответчика, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти – Минэнерго России.

Закупки ПАО «Т Плюс» осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией, закупочной комиссии предоставлено право отклонить такие требования (пункт «с» 4.8.2.3 Документации по открытому запросу предложений).

Техническим заданием к Документации установлены требования к исполнителю услуги: профессиональное аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, приказу МЧС России от 20.02.2013 № 102 и иметь действительное свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (абзац 2 пункта 1.4.6).

Учитывая, что аттестация истца произведена аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации, требования технического задания к Документации не соблюдены, в связи с чем отмена решения закупочной комиссии от 30.12.2015 является правомерной.

Доводы истца о том, что для заключения договора аттестации аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти не требовалось, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.

Письма МЧС России от 26.11.2014 № 18-1-4-3775 и от 01.02.2016 № 18-1-4-290, на которые ссылается истец в подтверждение своей позиции, содержат разъяснения о праве ведения аварийно-спасательных работ в соответствии с полученной аттестацией, в том числе указано, что истец вправе оказывать соответствующие услуги по договору любым лицам и независимо от того, в ведение какого органа или министерства они входят.

Вместе с тем, данные разъяснения даны МЧС России без учета того, что объекты ответчика являются ОПО.

Предприятие, где имеются признаки опасности, но вероятность возникновения аварии пренебрежимо мала либо последствия аварии мизерны, не входит в сферу действия Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с чем договор на заключение аварийно-спасательных услуг с подобным предприятием, не имеющим ОПО, при аттестации истца аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации является возможным.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2016 по делу № А28-315/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения «Кировская областная пожарно-спасательная служба» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

О.П. Кобелева

Т.М. Дьяконова

В.Г. Сандалов