ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-6596/19 от 04.02.2020 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-6596/2019

05 февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2020 года . 

Полный текст постановления изготовлен февраля 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседании представителей:

истца – ФИО2, по доверенности от 14.01.2020,

ответчика –  ФИО3, по доверенности от  09.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – акционерного общества «Красный якорь», ИНН <***>, ОГРН <***>

на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 по делу №А28-6596/2019

по иску акционерного общества «Красный якорь» (ИНН <***> ОГРН <***>)

к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07.09.2009, дополнительные соглашения от 27.11.2013 № 3, от 03.03.2017 №4, о признании недействительным абзаца 4 пункта 5 договора,

установил:

акционерное общество «Красный якорь» (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее – Министерство, ответчик) о признании недействительным как ничтожной сделки положения абзаца 4 пункта 5 договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07.09.2009 (далее – Договор); о внесении изменений в Договор, а также о внесении изменений в дополнительные соглашения от 27.11.2013 № 3, от 03.03.2017 №4 к Договору.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что, отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным абзаца 4 пункта 5 Договора в связи с пропуском истцом срока исковой давности, суд неверно установил начало течения данного срока, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта. Министерство фактически приступило к исполнению условия о начислении арендной платы с учетом 50% дисконта в октябре 2016 года, в связи с чем трехлетний срок исковой давности истекает только в октябре 2019 года. Поскольку до октября 2018 года стороны единогласно исходили из того, что срок окупаемости истекает 07.10.2016 в соответствии с Уведомлением Министерства от 29.11.2016 №5082-58-01-27, соответственно, фактическое исполнение спорного договорного условия было инициировано ответчиком именно с указанной даты. Заявитель полагает, что при рассмотрении вопроса о наличии/отсутствии существенных условий, которые изменились с момента заключения Договора, суд первой инстанции ограничился анализом всего одного довода истца и пришел к ошибочному выводу об отсутствии существенности изменения рассматриваемых обстоятельств. При заключении Договора и до конца 2018 года стороны исходили из того, что срок окупаемости равен 7 годам в соответствии с положениями Договора, заявки на инвестиционный проект и концепции инвестиционного проекта. Договорное условие о том, что срок окупаемости установлен семь лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта содержит в себе 2 положения, действующих одновременно: положение о том, что срок окупаемости равен семи годам и что он установлен в соответствии с концепцией инвестиционного проекта. При заключении Договора, а также ранее при подаче заявки на реализацию инвестиционного проекта, как инвестор, так и уполномоченный орган допустили ошибки, которые были незаметны весь период до 2018 года, когда позиция министерства резко поменялась и все негативные последствия были переложены на инвестора. По мнению заявителя, вывод суда о том, что злоупотребление со стороны Министерства не имеет правового значения, несостоятелен. Именно ответчик выступал контролирующим органом за исполнением инвестиционного проекта, выставлял счета, указывал на размер арендной платы в год, консультировал инвестора по вопросу расчетов показателей, а также, с какого момента необходимо рассчитывать финансовые показатели для выявления срока окупаемости. Истец не мог предположить, что допускается какое-то нарушение, что через 10 лет позиция Министерства изменится, а инвестор, по мнению суда, лишится права на судебную защиту своих интересов. Такие действия как безосновательное доначисление арендной платы нельзя оценивать иначе, чем злоупотребление правом, что в рамках настоящего дела означает признание изменившихся обстоятельств существенными. Заявитель также отмечает, что в период с 2007 по 2014 год законодательное регулирование момента начала применения понижающего коэффициента к ставкам платы отсутствовало, а участниками инвестиционных правоотношений в области освоения лесов в каждом конкретном случае этот момент определялся произвольно: с даты вступления в законную силу приказа Министерства промышленности и торговли о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных, с даты вступления в законную силу распоряжения заинтересованного органа о предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины для целей реализации инвестиционного проекта, с даты государственной регистрации договора аренды. В 2010 году, заключая Договор, стороны не могли предвидеть, что в 2018 году изменятся обстоятельства начала применения срока окупаемости. На момент заключения Договоров ни законом, ни Договором не был закреплен момент начала применения срока окупаемости в рамках договора аренды. Общество полагает, что в случае, если в Договор не будут внесены изменения, будет создана негативная практика поощрения недобросовестного поведения более сильной стороны правоотношений.

Министерство в отзыве считает обжалуемое решение правомерным и обоснованным, указывает, что в соответствии с концепцией Общества «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 г.г.» простой срок окупаемости проекта составляет 6,02 года (6 лет 7 дней), дисконтированный срок - 6,93 года. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, включая инвестиционный проект Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (приказ от 26.01.2009 № 16), согласовало действия инвестора по реализации инвестиционного проекта с учетом финансово-экономических расчетов, объемов расходов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, поэтапного плана реализации проекта, именно в сроки, указанные в концепции. Вышеуказанное опровергает довод заявителя о том, что документы, которые содержали указание на срок окупаемости и на порядок его определения, содержат различные числовые показатели, которые не следуют из содержащихся там же расчетов. Согласно действующему законодательству срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций в проект и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (со дня начала финансирования). Началом срока окупаемости и началом реализации инвестиционного проекта является дата начала вложения средств (день начала финансирования). Согласно документам, представленным Обществом в качестве подтверждения вложения инвестиций при реализации инвестиционного проекта «Модернизации действующего производства», началом срока окупаемости является 15.05.2007 - дата первого вложения средств (платежное поручение от 15.05.2007 № 002080 на сумму 3 941 573 рубля 63 копейки, в том числе НДС 18 % 601 256 рублей 99 копеек; оплата по сч. 86 от 14.05.2007 за линию ребросклеивания. Договор № 12/1/2007 от 09.04.2007). Концепцией инвестиционного проекта «Модернизация производства «Красный якорь» 2008-2014 гг.», включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 № 16, срок окупаемости начинает исчисляться с 15.05.2007 (со дня начала финансирования инвестиционного проекта) и истекает (при применении простого срока окупаемости 6 лет 7 дней согласно концепции инвестиционного проекта) 21.05.2013. Кроме того, необходимо учитывать, что расчет срока окупаемости для принятия решения о включении инвестиционного проекта осуществляется на стадии подготовки концепции, а не после принятия решения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о завершении проекта. Перерасчет Министерством размера арендной платы по всем договорам аренды, заключенным с Обществом, и направление в суд исковых заявлений о взыскании задолженности по арендной плате основано исключительно на положениях действующего законодательства и не является односторонним изменением ставок арендной платы со стороны Министерства в произвольном порядке. Более подробно позиция изложена письменно.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Распоряжением Правительства Кировской области от 17.10.2008 № 438 (далее - Распоряжение № 438) утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 гг.» (далее - инвестиционный проект 2008 года); принято решение о направлении заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Правительством Кировской области дано распоряжение в случае внесения проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в целях реализации проекта и обязательств Общества по модернизации действующего производства предприятия с целью увеличения объемов производства фанеры в 2008-2014 годах и создания к 2014 году современного производства фанеры в объеме 120 тыс.куб.м в год предоставить в аренду без проведения аукциона лесные участки с ежегодным объемом использования лесов по главному пользованию - 451,62 тыс.куб.м, а с учетом рубок промежуточного пользования -  не менее 600 тыс.куб.м в год.

На основании распоряжения Правительства Кировской области от 21.11.2008 № 484 подпункт 4.1 пункта 4 Распоряжения № 438 дополнен условием о порядке определения размера арендной платы в течение срока окупаемости инвестиционного проекта 2008 года, в силу которого с учетом подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310) в указанный период срока окупаемости к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5. Сумма арендных платежей за выделенный объем лесных ресурсов составит 8288 тыс. рублей ежегодно в течение срока окупаемости проекта.

Приказом Минпромторга РФ от 26.01.2009 № 16 инвестиционный проект Общества «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 № 16 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», распоряжения Правительства Кировской области от 17.10.2008 № 438 «Об утверждении заявки ЗАО «Красный якорь» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 гг.», распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 10.03.2010 № 361 «О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки в целях реализации инвестиционного проекта» между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить для реализации проекта, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 18 773 га, местоположение: Кировская область, Белохолуницкий район, Дубовское лесничество, Троицкое участковое лесничество<...>, 8, 11, 12, 14-19, 21, 23, 27, 29, 30, 40, 41, 61, 87, 101, 121, 131; Иванцевское участковое лесничество, кварталы 1, 4-15, 2, 3, 5, 8-12, 16-31; условный номер № 43-43-01/228/2009-021, учетная запись в государственном лесном реестре № 6.18-2009-02.

29.06.2015 департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

Согласно пункту 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях № 1 и № 2 к Договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью Договора).

Лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению № 3 к Договору (пункт 4 Договора).

Арендная плата по Договору составляет 1 538 152 руб. в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 Договора (пункт 5 Договора).

На основании постановления Правительства РФ № 310 при определении  платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по Договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.

В силу абзаца 4 пункта 5 Договора срок окупаемости проекта по Договору установлен 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.

Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря – 15% (пункт 6 Договора).

В соответствии с пунктом 7 Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекту освоения лесов на арендуемом лесном участке.

Срок действия Договора устанавливается 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 Договора).

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.

Дополнительными соглашениями от 27.11.2013 № 3, от 03.03.2017 №4 стороны изменили, в том числе, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке, а также ежегодный размер арендной платы.

Из письма Министерства от 17.10.2012 следует, что на дату обращения Общества с заявлением о предоставлении лесных участков (16.10.2012) на территории Кировской области отсутствовали свободные расчетные лесосеки (общей площадью 338 тыс.куб.метров), возможные к передаче в аренду для реализации инвестиционного проекта.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Министерство с заявкой на внесение изменений в инвестиционный проект и концепцию 2008 года, согласно которой суммарный объем годовой расчетной лесосеки арендованных лесных участков после получения положительного заключения государственной экспертизы на новые проекты освоения лесов составит 262 тыс.куб.м (концепция 2012 года).

Письмом от 27.01.2014 Рослесхоз согласовал заявку Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 гг.» в части увеличения общего объема инвестиций, сокращения перечня лесных участков, выделенных для реализации проекта, и уменьшения ежегодного допустимого объема изъятия древесины на данных лесных участках до 231,7 тыс. куб.м.

С учетом согласования данных изменений Рослесхозом РФ, в распоряжение Правительства Кировской области от 17.10.2008 № 438 внесены соответствующие изменения, что отражено в распоряжении Правительства Кировской области от 03.07.2015 № 256.

Однако, как следует из письма Минпромторга РФ от 31.01.2019 № 5623/08, решение об утверждении заявки Общества на внесение изменений в инвестиционный проект концепции 2008 года в Минпромторг РФ не поступало.

Истец приступил к реализации инвестиционного проекта в измененном виде в отсутствие соответствующего решения Минпромторга РФ.

Приказом Минпромторга РФ от 05.11.2015 № 3456 приоритетный инвестиционный проект Общества, включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга РФ от 26.01.2009 № 16, признан завершенным.

Изменение позиции Министерства о сроке окупаемости инвестиционного проекта (порядка его расчета для целей применения льготного коэффициента к ставкам платы) и, как следствие, отсутствие правовой определенности в условиях Договора, касающихся определения числового показателя срока окупаемости инвестиционного проекта, что в свою очередь (в силу пункта 5 Договора) повлияло на размер арендной платы по Договору и возможность применения коэффициента 0,5 к утвержденным Постановлением № 310 ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, послужило основанием для обращения истца в суд.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

 По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей использования лесов (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения Договора, определено, что в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.

В силу пункта 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.

В пункте 16 Договора предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Из содержания указанной статьи следует, что лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупности перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации условий.

Требования Общества о внесении изменений в Договор и дополнительное соглашение № 1 касаются изменения условий о сроке окупаемости инвестпроекта, об определении размера арендной платы за конкретные периоды с учетом момента истечения срока окупаемости.

Указанные требования обусловлены несогласием истца с изложенными в абзаце 4 пункта 5 Договора положениями, из которых следует, что срок окупаемости проекта по Договору установлен 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта, поскольку с названным условием Договора (в силу абзаца 3 пункта 5 Договора) связан период, в течение которого при определении размера платы за аренду должен применяться коэффициент 0,5.

Истец полагает, что судом неверно определен срок окупаемости инвестиционного проекта, в связи с чем Министерством необоснованно начисляется арендная плата без применения понижающего коэффициента 0,5 к установленным ставкам платы.

В рассматриваемом случае Договор был заключен без проведения аукциона для целей реализации инвестиционного проекта 2008 года, включенного в установленном порядке в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что при реализации приоритетного инвестиционного проекта до его завершения Общество руководствовалось концепцией инвестиционного проекта «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 17.10.2008 № 438 на основании заявки.

Приказом Минпромторга РФ от 26.01.2009 № 16 инвестиционный проект Общества «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008 года включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.

На основании указанного приказа, распоряжения Правительства Кировской области от 17.10.2008 № 438, распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.07.2011 № 361 между сторонами был заключен спорный Договор, в котором стороны предусмотрели, что на основании Постановления Правительства РФ № 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта по настоящему договору, в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.

При этом срок окупаемости проекта в договоре установлен: 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта.

Согласно части 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 39-ФЗ определено, что инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционный проект определен как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Также в статье 1 Закона № 39-ФЗ определено, что сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

Таким образом, срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект (со дня начала финансирования).

При этом действующее законодательство императивным образом устанавливает момент начала течения срока окупаемости, определяя его как день начала финансирования проекта, и не увязывая его с другими фактами, сопутствующими реализации инвестиционного проекта. Произвольное изменение порядка определения момента начала течения такого срока прямо противоречит закону.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (действовавшим в период утверждения инвестиционного проекта 2008 года) утверждено Положение, определяющее порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее – Положение № 419).

Согласно пункту 2 названного Положения разработка приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - инвестиционные проекты) и их подготовка к утверждению осуществляются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и настоящим Положением. Ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 4 Положения).

В силу пункта 5 Положения № 419 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (далее - заявка).

Согласно пункту 8 Положения № 419 заявка включает в себя, в том числе, концепцию инвестиционного проекта, содержащую (помимо прочего) сведения, касающиеся срока окупаемости инвестиционного проекта. Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 9 Положения).

Методические указания по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (в редакции, действовавшей в период согласования инвестиционного проекта 2008 года), утверждены Приказом Минпромэнерго РФ от 10.10.2007 № 422 «Об утверждении методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (далее – Методические указания).

Согласно пункту 2 Методических указаний концепция инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - концепция), разрабатывается исходя из непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения действий коммерческой организации (заявителя), направленных на достижение целей и задач инвестиционного проекта в области освоения лесов. При осуществлении предварительных расчетов финансово-экономических, бюджетных и социальных результатов реализации инвестиционного проекта заявитель должен представить описание финансовой модели инвестиционного проекта, в которой в том числе должен быть указан объем расходов, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, и схема финансирования проекта (пункт 4 Методических указаний).

В соответствии с концепцией Общества «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014 г.г.» простой срок окупаемости проекта составляет 6,02 года, дисконтированный срок - 7 лет.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, включая инвестиционный проект АО «Красный якорь» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (приказ от 26.01.2009 № 16), согласовало действия инвестора по реализации инвестиционного проекта с учетом финансово-экономических расчетов, объемов расходов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, поэтапного плана реализации проекта, именно в сроки, указанные в концепции.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, на этапе разработки инвестиционного проекта 2008 года, а также непосредственно при заключении Договора, истцу были известны финансово-экономические показатели, влияющие на расчет срока окупаемости инвестпроекта, поэтому Общество при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру Договора и условиям оборота, могло предвидеть и преодолеть обстоятельства, связанные с неверным, по мнению заявителя, исчислением срока окупаемости в концепции 2008 года.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на момент заключения Договора и дополнительных соглашений истцу были известны сроки окупаемости инвестиционного проекта концепции 2008 года; расчет размера арендной платы и порядок применения льготного коэффициента были отражены в условиях Договора (пункт 5 Договора) и в Постановлении Правительства РФ № 310.

Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.12.2011 № 1755 «О порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов» (действовавший в период направления обществом заявки на внесение изменений в проект).

Вышеуказанным Порядком установлена процедура внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов.

Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Как следует из письма Минпромторга РФ от 31.01.2019 № 5623/08, решение об утверждении заявки Общества на внесение изменений в инвестиционный проект 2008 года в Минпромторг РФ не поступало, следовательно, изменения в инвестиционный проект 2008 года в установленном порядке не вносились. Более того, в 2015 году на основании приказа Минпромторга РФ инвестиционный проект концепции 2008 года признан завершенным (исполненным).

Указанные обстоятельства подтверждают факт отсутствия решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о внесении каких-либо изменений в концепцию Общества «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» 2008-2014г.г.» и опровергает позицию истца о необходимости установления в Договоре срока окупаемости 9,84 лет исходя из представленной Обществом концепции 2012 года и расчета специалиста.

С учетом того, что период окупаемости инвестиционного проекта прямо определен Законом № 39-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419, утвержденной концепцией инвестиционного проекта 2008 года, доводы Общества относительно иных периодов сроков окупаемости инвестиционного проекта несостоятельны.

На основании изложенного, учитывая, что определение срока окупаемости, порядка его исчисления и применения льготного коэффициента при определении размера арендной платы установлено императивными нормами действующего законодательства и связано с объективными данными, обозначенными в заявке и в инвестиционном проекте, а изменение подхода какой-либо из сторон договора к порядку его исполнения и толкованию его условий не является основанием для внесения в договор изменений, в том числе в той его части, содержание которой регламентируется императивными нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств и условий, необходимых для внесения изменений в Договор и дополнительное соглашение к нему в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным абзаца 4 пункта 5 Договора в связи с пропуском истцом срока исковой давности, суд обоснованно отклонил как противоречащие статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации доводы истца о необходимости определения начала течения срока исковой давности с момента, когда Министерство приступило к исчислению арендной платы без учета применения коэффициента 0,5.

Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что исполнение Договора Обществом началось с момента внесения арендной платы согласно условиям Договора в 2010 году.

Следовательно, стороны приступили к исполнению условий Договора в части внесения арендной платы в соответствии с положениями пункта 5 Договора, включая оспариваемое положение абзаца 4 пункта 5 Договора, и принятию такого исполнения в 2010 году.

Учитывая, что моментом начала течения срока исковой давности по требованию о признании недействительным как ничтожной сделки спорного условия Договора в силу прямого указания статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации является дата начала исполнения обязанности арендатора по внесению арендной платы в установленном размере с применением льготного коэффициента (первый платеж) и принятия министерством такой оплаты в качестве надлежащей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату обращения с иском в суд (17.05.2019 - поступление иска в суд; 25.06.2019 - поступление в суд ходатайства об уточнении исковых требований путем включения в предмет иска дополнительного требования о признании недействительным условия договора по тем же основаниям иска), срок исковой давности по требованию о признании недействительным абзаца 4 пункта 5 Договора истек.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 по делу № А28-6596/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Красный якорь» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Чернигина

                         ФИО4

ФИО1