АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-8730/2021 |
21 июля 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л. ,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н. ,
при участии представителя
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области: ФИО1 (доверенность от 29.03.2022 № 24),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022
по делу № А28-8730/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монолит»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области и об отмене распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета
спора, – общество с ограниченной ответственностью «Лесснаб 43» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «Резерв» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 29.03.2021 № 043/10/18.1-188/2021, распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее – Министерство) от 05.04.2021 № 208 «Об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Лесснаб 43» (далее – ООО «Лесснаб 43»), общество с ограниченной ответственностью «Резерв».
Решением суда от 27.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 80.1 и 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 (далее – Правила № 241), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, отложение сроков оценки конкурсных предложений не является существенным нарушением и не влияет на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Кассатор поясняет, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу достижения предложенных участниками конкурса критериев.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили; отзывы на кассационную жалобу не представили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместило извещение от 26.12.2020 № 261220/0811744/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины. Лот № 1: право аренды лесного участка с кадастровым номером 43:22:350201:78 площадью 9819 гектар; местоположение: Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, лесные кварталы № 1 – 4, 7 – 9, 23 – 25, 45 – 48. Начальная цена предмета торгов: 2 426 987 рублей. Дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 28.12.2020. Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе: 26.02.2021. Дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: 02.03.2021. Дата рассмотрения конкурсных предложений, проведения голосования и определения победителя: 05.03.2021.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 01.03.2021 № 1 по результатам оценки соответствия заявок установленным требованиям ООО «Лесснаб 43» допущено к участию в конкурсе.
Процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями состоялась 02.03.2021 (протокол от 02.03.2021 № 2).
Процедура определения победителя конкурса состоялась 05.03.2021 (протокол от 05.03.2021 № 3). В протоколе указано, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев.
Организатор торгов 03.03.2021 направил обращение в Союз «Вятская торгово-промышленная палата» с просьбой оказать содействие в проведении экспертной оценки о возможности выполнения показателя «Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении, рублей на 1 гектар».
В связи с непоступлением ответа от Союза «Вятская торгово-промышленная палата» конкурсная комиссия Министерства приняла решение об отложении процедуры определения победителя конкурса до получения разъяснений, но не более чем на 20 календарных дней с момента проведения заседания (с 05.03.2021).
Для объективной оценки организатор торгов направил запрос о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении в Приволжское таможенное управление и АНО «Центр поддержки экспорта».
Не согласившись с решением Министерства об отложении процедуры определения победителя конкурса, ООО «Лесснаб 43» обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Решением Управления от 29.03.2021 № 043/10/18.1-188/2021 жалоба ООО «Лесснаб 43» признана обоснованной (пункт 1). На основании пункта 2 организатору торгов выдано предписание, в котором указано на необходимость аннулировать открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение № 261220/0811744/01), лот № 1.
Министерство приняло распоряжение от 05.04.2021 № 208 «Об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка» (далее – распоряжение от 05.04.2021) об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение № 261220/0811744/01, лот № 1).
Общество оспорило решение, предписание и распоряжение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), ЛК РФ, Правилами № 241, суд первой инстанции признал решение, предписание и распоряжение законными и обоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, в обжалуемой части, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями определены Законом № 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе, организатора торгов, при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно части 20 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона.
В подпункте «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Подготовка и организация открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины установлена в статье 80.1 ЛК РФ.
Организатором конкурса выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ (часть 12 статьи 80.1 ЛК РФ).
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины (часть 2 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 15 статьи 80.1 ЛК РФ информация о проведении конкурса, включающая в себя извещение о проведении конкурса и подготовленную организатором конкурса документацию о конкурсе, размещается на официальном сайте торгов не менее чем за шестьдесят пять дней до дня проведения конкурса.
Извещение о проведении конкурса должно содержать, среди прочего, сведения о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и об объеме подлежащей заготовке древесины; о порядке, месте, дате и времени заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссией; о форме заявки на участие в конкурсе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе. Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее шестидесяти дней; о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию (пункты 4, 6, 8, 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ).
На основании части 2 статьи 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.
В части 3 статьи 80.2 ЛК РФ предусмотрено, что при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии.
В силу части 4 статьи 80.2 ЛК РФ при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
В соответствии с частью 5 статьи 80.2 ЛК РФ оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение. При прочих равных условиях нескольких конкурсных предложений критерием определения лучшего конкурсного предложения является наибольшая предложенная цена предмета конкурса (часть 6 статьи 80.2 ЛК РФ).
Правила № 241 определяют порядок оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
Согласно пункту 3 Правил № 241, оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с критериями, в следующем порядке: а) в соответствии с формулами и требованиями, указанных в пунктах 7, 11, 12 данных правил, определяется количество баллов, присуждаемых по каждому из критериев, содержащихся в конкурсном предложении; б) в соответствии с формулой, указанной в пункте 6, для каждого конкурсного предложения количество баллов, присужденное по каждому критерию, суммируется; в) для определения победителя конкурса к лучшим конкурсным предложениям относятся конкурсные предложения, которые по результатам оценки в сумме набрали наибольшее количество баллов, рассчитанное и присужденное по каждому критерию.
При оценке конкурсных предложений использование критериев, не предусмотренных критериями оценки, не допускается (пункт 4 Правил № 241).
К критериям, подлежащим оценке, относятся планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении; планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ.
Из указанных норм следует, что на этапе рассмотрения конкурсных предложений устанавливается соответствие таких предложений требованиям конкурсной документации, проверяются оформление и комплектность необходимых документов. Оценка предложенных условий проводится на основании критериев, определенных в Правилах № 241, которые подлежат обязательной оценке.
Суды установили и Министерством не оспаривается, что при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев.
В связи с непоступлением ответа от Союза «Вятская торгово-промышленная палата» конкурсная комиссия приняла решение отложить процедуру определения победителя конкурса до получения разъяснений, но не более чем на 20 календарных дней с момента проведения заседания (с 05.03.2021).
Для объективной оценки организатор торгов направил запрос о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении в Приволжское таможенное управление и АНО «Центр поддержки экспорта».
Вместе с тем ни положения ЛК РФ, ни положения Правил № 241 не предусматривают возможность отложения процедуры определения победителя конкурса, до получения каких-либо разъяснений.
Министерство также не представило доказательств подтверждающих привлечение организатором торгов экспертов (экспертной организации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях экспертной оценки конкурсных предложений.
Кроме того, отложив процедуру определения победителя конкурса до получения разъяснений, конкурсная комиссия нарушила требования статьи 80.2 ЛК РФ. Действующий порядок проведения конкурса не предусматривает возможность отложения комиссией указанной процедуры.
На момент вынесения оспариваемого решения и предписания срок рассмотрения конкурсных предложений и определения победителя торгов истек.
При таких обстоятельствах Управление правомерно вынесло решение и предписание, которые отвечают целям Закона № 135-ФЗ, критериям законности, обоснованности и исполнимости и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, по существу эти доводы сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Кодекса.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу № А28-8730/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | И.Л. Забурдаева | |
Судьи | Н.Ю. Башева Н.Н. Домрачева |