ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-11907/19 от 29.06.2020 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-11907/2019

29 июня 2020 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Енисей»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.11.2019 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020

по делу № А29-11907/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Енисей»

(ИНН: 5254022399, ОГРН: 1025202195941)

о признании незаконным и об отмене постановления Северо-Западного

межрегионального территориального управления Федерального агентства

по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела государственного

контроля и надзора в Республике Коми

о привлечении к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Енисей» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми (далее – Управление) от 20.08.2019 № 3/24.2-14.43-19.

Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Решением суда от 05.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного суда от 20.03.2020 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что у него отсутствует обязанность соблюдать требования Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 (далее – Технический регламент), ГОСТ Р 55971-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования, утвержденный приказом Росстандарта от 06.03.2014 № 103-ст (далее – ГОСТ Р 55971-2014), ГОСТ Р 51858-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия, принятого постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 № 2-ст (далее – ГОСТ Р 51858-2002). Общество указывает, что оформляло паспорта качества на нефть в соответствии с Р 50.2.040-2004. Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов. Основные положения, принятыми приказом Ростехрегулирования от 23.12.2004 № 125-ст (далее – Р 50.2.040-2004). Следовательно, при отсутствии обязанности соблюдать Технический регламент и государственные стандарты Общество не может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43.КоАП РФ.

Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет добычу и выпуск в обращение нефти.

ПАО «Транснефть» и Общество (грузоотправитель) заключили договор об оказании услуг по транспортировке нефти на 2019 год от 03.12.2018 № 0019098. По условиям договора (пункт 1.1) ПАО «Транснефть» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 оказать грузоотправителю услуги по транспортировке нефти, принадлежащей грузоотправителю, в том числе в смеси с нефтью других грузоотправителей, по системе магистральных нефтепроводов.

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора прием нефти грузоотправителя в пункте отправления осуществляется ПАО «Транснефть» с оформлением актов приема-сдачи нефти и паспортов качества нефти.

Согласно пункту 3.2.1 договора показатели качества нефти при приеме в пункте отправления и сдаче в пункте назначения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002.

Управление в периоды с 25.07.2019 по 07.08.2019 и с 05.08.2019 по 30.08.2019 провело проверки Общества на предмет соблюдения обязательных требований в сфере федерального государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В ходе проверок установлено нарушение пункта 4 ГОСТ Р 51858-2002, пункта 4.2 ГОСТ Р 55971-2014, пункта 6 Технического регламента, что выразилось в непринятии мер по приведению в соответствие с установленными требованиями паспортов качества нефти.

В паспортах условное обозначение нефти по фактическим результатам испытаний не соответствовало нормативным показателям по виду. В паспортах на партию нефти, оформленных с января 2019 года, отсутствуют информация о юридическом адресе предприятия-изготовителя и адресе места производства, код ОКП, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу, размер (масса) партии, значение показателей по нормативному документу, заключения о соответствии нефти требованиям нормативного или технического документа на основании результатов испытаний.

В паспортах, оформленных с июля 2019 года, не указаны сведения о месте нахождения (адресе) юридического лица, являющегося изготовителем (производителем); единый знак обращения продукции на рынке Союза; сведения о нормативных значениях показателей нефти, установленных в требованиях к показателям нефти; о номере партии; заключения о соответствии нефти требованиям технического регламента.

Результаты проверок отражены в актах от 25.07.2019 № 3/78(623В) и от 05.08.2019 № 3/82(598).

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 12.08.2019 № 35 и приняло постановление от 20.08.2019 № 3/24.2-14.43-19 о назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Общество оспорило постановление в судебном порядке.

Руководствуясь статьей 2.9, частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, положениями Закона № 184-ФЗ, Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ), Технического регламента, ГОСТ 51585-2002, ГОСТ Р 55971-2014, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (далее – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 36), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного кодекса.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

В пункте 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Закон № 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

С 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент, объектом технического регулирования которого является нефть, подготовленная к транспортировке и (или) использованию, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза.

В подпункте «а» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 36 установлено, что документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза, или законодательством государства – члена Союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2021. Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается.

Таким образом, документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, выданные в отношении продукции, являющейся объектом регулирования Технического регламента, до дня вступления его в силу действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2021. Со дня вступления в силу Технического регламента выдача документов об оценке соответствия продукции допускается только в соответствии с требованиями Технического регламента.

Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (часть 3 статьи 26 Закона № 162-ФЗ).

Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество на добываемую им продукцию выдавало паспорта качества, в которых указывало на обозначение нефти по ГОСТ Р 51858-2002.

В пункте 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 установлено, что нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510-84.

В пункте 1 ГОСТ Р 55971-2014 предусмотрено, что данный стандарт распространяется на нефть и нефтепродукты и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты. Стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510-84 сопровождается паспортом.

ГОСТ Р 51858-2002, а также ГОСТ Р 55971-2014 отсылают к ГОСТ 1510-84, поэтому во взаимосвязи с обозначенным Обществом в паспортах качества стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510-84 также подлежат исполнению в целях, указанных в пункте 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ.

В пункте 4 предисловия ГОСТ Р 55971-2014 определено, что правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).

На основании пункта 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании: организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.

С учетом приведенных норм, приняв во внимание, что в паспортах качества нефти Общество указало на обозначение нефти по ГОСТ Р 51858-2002, суды правомерно посчитали, что применение положений ГОСТ Р 55971-2014 в рассматриваемом случае является обязательным для заявителя, рекомендательный характер носят только требования Р 50.2.040-2004.

При этом суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что указание на ГОСТ Р 51858-2002 в паспортах качества нефти, составляемых в рамках договорных отношений с ПАО «Транснефть», не является публичным заявлением о соответствии продукции национальному стандарту, как не соответствующий части 3 статьи 26 Закона № 162-ФЗ.

Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 ГОСТ Р 51858-2002 при оценке качества нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды. В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на классы 1 – 4. По плотности, а при поставке на экспорт – дополнительно по выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на пять типов. По степени подготовки нефть подразделяют на группы 1 – 3. По массовой доле сероводорода и легких меркаптанов нефть подразделяют на 2 вида. Условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 определяет требования к содержанию паспорта.

Паспорт должен содержать: логотип компании и(или) предприятия (при наличии); наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства; наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии); номер паспорта; наименование продукта, его марку и условное обозначение (при наличии); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; код ОКП; дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости); дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); уровень наполнения (при необходимости); размер (массу) партии; дату проведения испытаний; дату оформления паспорта; номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия; данные о сертификации системы менеджмента качества предприятияизготовителя на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); табличную часть; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; дополнительную информацию для потребителей (при необходимости). Табличная часть паспорта должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому регламенту (при наличии); фактические значения показателей.

В силу пункта 5 раздела III Технического регламента нефть, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.

В пункте 6 раздела III Технического регламента предусмотрено, что каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке, должна сопровождаться паспортом. Паспорт должен содержать следующие сведения: а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт; б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии); в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом; г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее – Единый реестр); д) номер партии; е) единый знак обращения продукции на рынке Союза; ж) номер и дата выдачи паспорта; з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.

Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что паспорта качества нефти, составленные до 01.07.2019, не соответствовали требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 55971-2014, а паспорта качества нефти, составленные с 01.07.2019, не соответствовали требованиям, предъявляемым Техническим регламентом.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Довод заявителя со ссылкой на подпункт «б» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 36 об отсутствии у него до 01.01.2021 обязанности выпускать в обращение нефть с паспортом качества, предусмотренным пунктом 14 Технического регламента, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен.

В указанном решении предусмотрено, что до 01.01.2021 допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств – членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

Однако Общество добровольно составляло паспорта качества нефти, следовательно, было обязано соблюдать обязательные требования ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014 и Технического регламента.

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу № А29-11907/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Енисей» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

Н.Ю. Башева