ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-1218/2021 от 21.12.2021 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 декабря 2021 года                                                                   Дело № А29-1218/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2021 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.09.2021 по делу № А29-1218/2021

по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании задолженности,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – Предприниматель, Ответчик, Заявитель) о взыскании 2 421 102 руб. задолженности за период с 2017 по 2019 годы по договору аренды лесного участка № 24 от 01.08.2007 (далее – Договор).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.09.2021 по делу № А29-1218/2021 исковые требования удовлетворены частично, с Предпринимателя в пользу Министерства взыскано 1 817 842 руб. задолженности, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Предприниматель с указанным решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Министерства отказать в полном объеме.

По мнению Заявителя, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Ответчик указывает на несоблюдение претензионного порядка рассмотрения спора. Также, Предприниматель указывает, что пунктом 3.2 Договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. На основании расчетов арендной платы, первоначально произведенных Истцом, Ответчик своевременно и в полном объеме производил оплату арендных платежей в спорный период, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.Как следует из материалов дела, предъявленная к взысканию сумма представляет собой недоплаченную за период действия договора Ответчиком арендную плату в связи с ошибкой Истца при определении размера арендной платы ввиду изменения разряда такс с 2,8 на 5,9. Из иска следует, что произошло занижение размера арендной платы отаукционной стоимости, что в силу пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается. Вместе с тем, из протокола о результатах лесного конкурса от 17.12.2004 № 28-17 не следует, что цена являлась предметом торгов, соответственно, плата по спорному договору аренды, является регулируемой. Следовательно, пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующий порядок изменения условий аукциона, не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку в данном случае спорный договор изначально заключался на основании торгов в форме конкурса, а потому цена должна определяться с учетом действующих правовых актов.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы ответчика отклонил, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.11.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.11.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Предпринимателем и Комитетом лесов Республики Коми по результатам лесного конкурса по передаче в аренду лесных участков № 28-17 от 17.12.2004 заключен Договор на аренду участков лесного фонда № 24 от 28.12.2004.

Протоколом от 17.12.2004 № 28-17 установлено, что расчет размера арендной платы производится исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины по арендному участку. Размер отпуска установить раздельно по хозяйствам: начиная с 2005 года и далее - в размере 100% расчетной лесосеки и утвержденного проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.

01 августа 2007 года, в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, между Предпринимателем и Комитетом лесов Республики Коми заключен договор аренды лесного участка № 24.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2. Договора Комитет лесов Республики Коми (арендодатель) передает в долгосрочное, временное пользование (аренду), а Предприниматель (арендатор) принимает лесной участок площадью 9445 га, имеющий расположение - Республика Коми, Корткеросский район, ГУ «Сторожевский лесхоз», Нившерское лесничество<...>, 28, 97-98 (за исключением выделов, входящих в заказник «Лымва»), 114-117, сроком на 17 лет.

Пунктом 1.6. Договора установлено, что арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации (Приложение № 4).

В соответствии с пунктами 3.2., 3.3., 3.4. Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь ежегодный расчетный объем древесины. Арендная плата вносится по 12-ти срокам на 15 число в 1/12 части арендной платы (15.01.;15.02.; 15.03.; 15.04.; 15.05.; 15.06.; 15.07.; 15.08.; 15.09.; 15.10.; 15.11.; 15.12.).

Приложением № 4 к Договору согласована арендная плата и сроки её внесения. До 2012 года в графе средневзвешенный лесотаксовый разряд отражен показатель 2,80.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 20.09.2019 № 1176 «О проведении плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Республики Коми и должностных лиц органа государственной власти Республики Коми» в отношении Минприроды Республики Коми была проведена плановая выездная проверка исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за период 2017-2018 годы, 1 полугодие 2019 года.

В ходе проверки были выявлены нарушения в расчётах арендной платы по договорам аренды для заготовки древесины, заключённым по результатам аукциона (конкурса), в части необоснованного уменьшения размера арендной платы от аукционной стоимости.

В акте проверки Рослесхоза от 18.10.2019 № 31/2018 отмечено, что исчисление арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов в меньшем размере от установленного на торгах, в том числе в результате заключения по соглашению сторон дополнительных соглашений в части изменения объемов заготавливаемой древесины и размера арендной платы, привело к изменению условий торгов, что противоречит прямому запрету установленному частями 2, 2.1 статьи 74, частью 2 статьи 73.1, статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствующих редакциях.

20.02.2020 Министерство направило в адрес Предпринимателя претензионное письмо № 02-10-1349 с требованием об уплате задолженности в сумму 2 421 102 рублей, образовавшейся в связи с неправильным расчетом арендных платежей.

По расчету Истца размер арендной платы: в 2017 году в соответствии с изменением разряда такс с 2,8 на 5,9 равен 1 128 680 рублей,  в 2018 году – 1 621 991 рублей,  в 2019 году - 1 779 061 рублей. В связи с чем, сумма недоимки составляет, соответственно, в 2017 году - 603 260 рублей (1 128 680,00 – 525 420,00), в 2018 году – 866 943 рублей (1 621 991,00 – 755 048,00), и в 2019 году – 950 899 рублей (1 779 061,00 – 828 162,00).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается.

В настоящее время данное правило изложено в пункте 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Необходимо учесть, что законодательство, действовавшее до вступления в силу с Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривало заключение договора аренды лесного фонда по результатам лесных конкурсов (статьи 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлена обязанность участников договора аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствии Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01.01.2019.

В рассматриваемом случае договор заключен в порядке переоформления договорааренды участков лесного фонда без проведения аукциона на основании лесного конкурса. Более того, из протокола о результатах лесного конкурса
от 17.12.2004 № 28-17 следует, что цена не являлась предметом лесного конкурса.

При таких фактических обстоятельствах  пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации(в редакции на дату заключения договора), равным образом как и пункт 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) не подлежали применению в рассматриваемом случае, поскольку договор заключен на основании лесного конкурса, а потому цена должна определяться с учётом действующих правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.

Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление № 310  «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310).

В соответствии с пунктом 4  таблицы 1 к Постановлению № 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

Приказом Комитета лесов Республики Коми от 23.08.2012 № 800 все лесные квартала, в том числе находящиеся в аренде у Предпринимателя, распределены по разрядам такс.

Таким образом, примененный Министерством первоначально средневзвешенный лесотаксовый разряд 5,90 был определен в соответствии с  указанным выше приказом Комитета лесов Республики Коми, что соответствует условиям Договора.

Ответчиком в материалы дела предоставлены платежные поручения, подтверждающие уплату Предпринимателем арендных платежей в установленном первоначально объеме. Министерством внесение указанных платежей не оспаривается. Следовательно, оснований для доначисления ответчику арендной платы за 2017-2019 годы не имелось.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности доначисления Ответчику задолженности по арендной плате в заявленном Истцом размере, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит отмене. Исковые требования Министерства удовлетворения не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.09.2021 по делу № А29-1218/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН <***>, ОГРН <***>)  отказать.

Взыскать с министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) 3000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                 Д.Ю. Бармин

Судьи                                                                                               И.Ю. Барьяхтар

                                                                                              Н.В. Панин