ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-1602/2022 от 31.10.2022 АС Волго-Вятского округа

236/2022-32021(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А29-1602/2022  07 ноября 2022 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022
по делу № А29-1602/2022

по заявлению администрации Эжвинского района муниципального
образования городского округа «Сыктывкар»
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной
службы по Республике Коми,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – 

Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа  «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

общество с ограниченной ответственностью «Лидер»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),  общество с ограниченной ответственностью «Новая компьютерная компания» 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

и у с т а н о в и л :

администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заяв-


[A1] лением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Коми (далее – Управление) от 12.11.2021 № 04-02/8540. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации  муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Департамент), общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – Общество), общество с ограниченной ответственностью «Новая компьютерная компания». 

Решением суда от 11.04.2022 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 решение суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 

 № 44-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить  судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению Управления, у заказчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отклонения заявки Общества и недопущения к участию в аукционе; решение антимонопольного органа законно и обоснованно. 

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. 

Определением суда кассационной инстанции от 28.10.2022 произведена замена  судьи Радченковой Н.Ш. на судью Забурдаеву И.Л. в порядке, установленном в статье 18  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). 

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом  Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса. 

Как следует из материалов дела и установили суды, 29.10.2021 в Управление поступила жалоба Общества на действия заказчика, аукционной комиссии уполномоченного  органа Департамента, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку МФУ для нужд Администрации. 

В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что 06.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение 

 № 0307300005221000894 о проведении электронного аукциона и документация об аукционе. 

На участие в аукционе поступило восемь заявок, в том числе заявка Общества, под  номером 190. По показателю «Ресурс фотобарабана ≥ 100000 страница» участником закупки было отражено следующее: «Ресурс фотобарабанов > 120000 страниц». 

Управление по результатам анализа первой части заявки Общества установило, что  в ней участник закупки по требуемому параметру указал: «Ресурс фотобарабанов > 120000  страниц», что не соответствует параметру, установленному в пункте 1.15 Технического задания. 

Управление пришло к выводу, что в заявке содержалось частично видоизмененное  наименование отдельной характеристики товара, работы, услуги (наименование параметра), по сравнению с наименованием, которое отражено в описании товара, работы, услуги  позиции КТРУ (изменено окончание одного слова в наименовании – «фотобарабана»). 


[A2] Значение параметра – «120000 страниц» больше значения, установленного в аукционной  документации. 

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2021 аукционной комиссией принято решение о заключении контракта с Обществом. 

После определения победителя аукциона в ЕИС заказчиком был размещен проект  муниципального контракта для подписания. 

Общество направило заказчику протокол разногласий, в котором выразило несогласие с проектом контракта, просило изложить пункт 1.15 контракта в следующей редакции: «ресурс фотобарабанов», вместо «ресурс фотобарабана». 

Администрация отклонила представленный Обществом протокол разногласий к  проекту контракта. 

Управление, рассмотрев жалобу Общества, пришло к выводу, что в нарушение  пункта 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия не отклонила заявку  участника закупки с порядковым номером 190, содержащую информацию, не соответствующую требованиям аукционной документации, а допустила данное лицо к дальнейшему участию в закупке. 

Решением Управления от 12.11.2021 № 04-02/8540 жалоба Общества на действия  аукционной комиссии признана обоснованной; действия аукционной комиссии Департамента признаны противоречащими пункту 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. 

Администрация оспорила данное решение в судебном порядке. 

Руководствуясь положениями Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение и удовлетворил заявленное требование. 

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному  ненормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для  принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Кодекса). 

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности  осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере  таких закупок. 

Согласно статье 24 Закона № 44-ФЗ аукцион в электронной форме (электронный  аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 

Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Информация сообщается путем  размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ). 


[A3] Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе  обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара  (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик в случаях,  предусмотренных настоящим законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики  объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться  требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных  наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование  страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при  условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества  участников закупки. 

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1  названной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие  закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом  указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ). 

В силу части 5 статьи 23 Закона № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по  регулированию контрактной системы в сфере закупок. 

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также  правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской  Федерации (часть 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ). 

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 08.02.2017 № 145. 

Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ,  услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической  деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с  настоящими Правилами. 

В силу пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного  аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, или предоставления недостоверной  информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Закона, требованиям документации о таком аукционе. 

Как установили суды, наименование и описание объекта спорной закупки установлены заказчиком в разделе III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое  задание)» документации об электронном аукционе. 


[A4] Согласно Технической части документации к поставке требуется многофункциональное устройство в количестве пяти штук, код позиции КТРУ: 26.20.18.000-00000069. 

В пункте 1.15 спецификации отражено наименование параметра: «Ресурс фотобарабана
≥ 100000 страница».

Общество, которое обратилось в Управление с жалобой на действия заказ в части  допуска его первой части заявки на участие в конкурсе, ссылалось на указание им в составе первой части заявки наименование параметра по пункту 1.15 спецификации во множественном числе: «Ресурс фотобарабанов > 120000 страниц». 

Согласно пояснениям Администрации, участник с номером заявки 190 был допущен к участию в аукционе, несмотря на частичное изменение наименования отдельной характеристики параметра товара, указанной в описании товара позиции КТРУ и заявленной  заказчиком, поскольку при рассмотрении заявки аукционная комиссия посчитала данное  изменение опечаткой, допущенной участником закупки при составлении заявки. 

Управление, признавав действия аукционной комиссии незаконными, исходило из  того, что показатель, отраженный в пункте 1.15 Технического задания, – «Ресурс фотобарабана», не подлежит изменению и должен быть указан в соответствии с требованиями  аукционной документации, то есть в единственном числе: «Ресурс фотобарабана ≥ 100000  страница». Поскольку заявка участника, содержащая информацию, не соответствующую  требованиям аукционной документации, она подлежала отклонению, действия аукционной  комиссии противоречат пункту 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. 

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы дела, проанализировав поведение сторон, пришли к выводу, что сложившаяся ситуация обусловлена исключительно поведением Общества, которое избрало способ использования в своей работе  технических моментов в подаче заявок и жалоб на заказчиков. Это подтверждается многочисленными жалобами со стороны Общества (представлены в материалы дела). 

Управление, занимая формальный подход при рассмотрении антимонопольного  дела, должно было учесть обстоятельства, выявленные в последующем и свидетельствующие об умышленной недостоверности представленной Обществом заявки. 

С учетом изложенного, приняв во внимание обстоятельства подачи заявки Обществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, принято без учета целей данного закона и его принципов, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности. 

В связи с этим суды правомерно сочли, что Управление не доказало законность и  обоснованность принятого решения, и удовлетворили заявление Администрации. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в  деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям  административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 Кодекса). 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами  выводов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых судебных актов. 

Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд  правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского
округа


[A5] ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2022 и постановление Второго 

арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А29-1602/2022 оставить без  изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Коми – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть

обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий  Н.Ю. Башева

Судьи  О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева