610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-2363/2018 |
04 декабря 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.01.2018, ФИО3, действующего на основании доверенности от 12.11.2018, ФИО4, действующего на основании доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМТРАНС»
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2018 о прекращении производства по делу № А29-2363/2018, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМТРАНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми ( ОГРН 1181101000190, ИНН 1101160250),
о признании недействительным приказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМТРАНС» (далее – заявитель, ООО «ГАЗПРОМТРАНС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – ответчик, Министерство) о признании недействительным приложения № 3 к приказу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 27.11.2017 № 62/3-Т в части утверждения для заявителя тарифа на водоотведение в размере 22,42 руб./м3 на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 39,96 руб./м3 без учета подлежащих включению экономически обоснованных расходов заявителя за период 2014-2016 гг. в размере 523,86 тыс. руб., об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ГАЗПРОМТРАНС» путем включения в тариф на водоотведение экономически обоснованных расходов заявителя за период 2014-2016 гг.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2018 производство по настоящему делу прекращенона основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «ГАЗПРОМТРАНС» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда отменить.
Заявитель полагает, что обжалуемое определение вынесено судом при отсутствии к тому достаточных оснований, настаивает, что оспариваемый в части приказ подлежал оценке судом по существу в порядке главы 24 АПК РФ. Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Министерство в письменном отзыве опровергло доводы апелляционной жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представители заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивали на удовлетворении требований жалобы, представили письменные дополнения к жалобе, которые приобщены к материалам дела.
В приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказано протокольным определением от 04.12.2018.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, отзыва на жалобу, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, критерием подведомственности дела арбитражному суду являются как характер спорного правоотношения, так и субъектный состав участников спора.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируется положениями главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
К существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, относятся: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
В рассматриваемом случае ООО «ГАЗПРОМТРАНС» оспаривает приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 27.11.2017 № 62/3-Т в части приложения № 3, которым для заявителя утверждены тарифы на водоотведение. Общество выражает несогласие с тарифами на водоотведение в размере 22,42 руб./м3 на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 39,96 руб./м3, указывает, что данные тарифы утверждены без учета подлежащих включению экономически обоснованных расходов заявителя за период 2014-2016 гг. в размере 523,86 тыс. руб.
При этом судом установлено и заявителем не оспаривается, что в собственности Общества находится канализационная сеть протяженностью 570 метров, а также железнодорожные пути, присоединенные к магистральным железнодорожным сетям; промышленно-ливневые стоки отводятся с эстакады подготовки подвижного состава. Вывоз жидких бытовых отходов с объектов ООО «ГАЗПРОМТРАНС» (Ухтинский филиал) не осуществляется, стоки организации поступают в сеть ООО «Газпром переработка» и в последующем транспортируются на очистные сооружения ООО «Лукойл-УНП». ООО «ГАЗПРОМТРАНС» предоставляются услуги водоотведения посредством эксплуатации указанными выше юридическими лицами отдельных объектов системы водоотведения.
Проанализировав обстоятельства настоящего дела в совокупности с исследованными доказательствами и правовым регулированием рассматриваемых отношений, апелляционный суд признает обоснованными вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа является нормативным правовым актом.
Как следует из материалов дела,Службой Республики Коми по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2012 № 148 «О Службе Республики Коми по тарифам», решением Правления Службы Республики Коми по тарифам (протокол от 19.11.2015 № 70) издан приказ от 19.11.2015 № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «ГАЗПРОМТРАНС» на период регулирования с 01.01.2016 по 31.12.2018». Текст документа опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 25.11.2015, а также в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми 03.12.2015, № 51, Ст. 676.
С 01.11.2016 по 01.01.2018 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов являлось Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (подпункт 8 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 №519 (далее – Положение № 519)).На основании пункта 10 Положения № 519 Министерство осуществляло, в том числе функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливало тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, выбирало методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункты 87, 147, 150).
С 01.01.2018 правопреемником названного Министерства является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми согласно постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 459 «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми» (ответчик).
27.11.2017 Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми издан приказ № 62/3-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19.11.2015 № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «ГАЗПРОМТРАНС» на период регулирования с 01.01.2016 по 31.12.2018». Названным приказом (пункт 1) в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19.11.2015 № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «ГАЗПРОМТРАНС» на период регулирования с 01.01.2016 по 31.12.2018» внесены следующие изменения:
- в приложении № 2:
раздел 2 дополнен таблицей № 3 в редакции согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
в разделе 3 «Планируемый объем принимаемых сточных вод на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года и отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования» графы 1, 2, 3, 8, 9, 10 изложены в редакции согласно приложению № 2 к настоящему приказу;
раздел 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» изложены в редакции согласно приложению № 3 к настоящему приказу;
приложение № 3 изложено согласно приложению № 4 к настоящему приказу».
Согласно положениям приказа от 27.11.2017 № 62/3-Т названный приказ вступает в силу с 1 января 2018 года (пункт 2). Данный приказ опубликован 30.11.2017 в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru.
Бюллетень органов государственной власти Республики Коми, сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru) в соответствии со статьей 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» отнесены к источникам официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми.
Вместе с тем оспариваемый Приказ от 27.11.2017 № 62/3-Т, вопреки мнению заявителя, обладает приведенными выше признаками нормативного правового акта: решение принято уполномоченным органомв целях тарифного регулирования общественных отношений в области водоотведения, устанавливает обязательные для неопределенного круга лиц нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение. В рассматриваемом приказе индивидуализирована только одна сторона отношений, указание на то, что утвержденные данным приказом тарифы применяются только для взаиморасчетов между ООО «Газпром переработка», ООО «Лукойл-УНП», отсутствует.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что утвержденные тарифы могут быть применены как во взаиморасчетах с ООО «Газпром переработка», так и с иным потребителем услуг по транспортировке сточных вод через сети, находящиеся во владении и пользовании заявителя, либо любой другой организации, которая будет иметь подключение к вышеуказанным сетям. Потребителем может также являться любое лицо, которому потребуется осуществить отведение промышленно-ливневых стоков с эстакады подготовки подвижного состава. Изменение потребителя услуг по транспортировке сточных вод в течение периода регулирования не влечет изменение или неприменение тарифов, установленных оспариваемым Приказом от 27.11.2017 № 62/3-Т уполномоченного органа, поскольку в состав тарифов включены затраты на содержание имущественного комплекса, не зависящие от контрагента.Доводы Общества о том, что территория, на которой расположены спорные сети, является закрытой (особо-охраняемой), не опровергают правильности изложенных выводов суда.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оценка оспариваемого приказа не может быть дана арбитражным судом, заявление Общества не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Иная позиция заявителя не основана на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по настоящему делу.
При этом апелляционный суд учитывает, что материалы дела не содержат доказательств того, что ранее, до обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО «ГАЗПРОМТРАНС» обращалось в суд общей юрисдикции с теми же требованиями.
Прекращение судом первой инстанции производства по настоящему делу свидетельствует о соблюдении конституционного права заявителя на законный суд. Следует отметить, что в данном случае заявитель не лишен возможности обратиться в компетентный суд, заявив в случае пропуска процессуального срока ходатайство о восстановлении такого срока.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определения суда о прекращении производства по делу уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей. ООО «ГАЗПРОМТРАНС» при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 3000 рублей по платежному поручению от 02.11.2018 № 2060, соответственно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2018 по делу №А29-2363/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМТРАНС» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМТРАНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.11.2018 № 2060.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Г.Г. Ившина |
Судьи | ФИО5 ФИО1 |