610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
15 сентября 2022 года | Дело № А29-2697/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В. ,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перевощиковой Ю.В.
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 19.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2022 по делу № А29-2697/2022,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Деловой лес» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о взыскании ущерба,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – истец, Министерство, заявитель жалобы) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Деловой лес»
(далее – ответчик, Общество) 2 943 174 руб. возмещения вреда, причиненного лесному хозяйству.
Исковое заявление основано на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и мотивировано причинением ответчиком вреда окружающей среде в результате незаконной рубки лесных насаждений.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2022 в удовлетворении искового заявления отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, требования Министерства удовлетворить в полном объеме либо изменить решение суда, удовлетворив требования истца частично в сумме 2 212 207 руб.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент выявления нарушения лесного законодательства, незаконной рубки лесных насаждений, договор купли-продажи лесных насаждений на спорном участке не был ещё заключен. Обязательство по возмещению вреда у ответчика возникло до заключения указанного договора, последующее заключение договора не устраняет причинённый вред.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик в материалы дела не представил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал свои доводы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 09.12.2020 в аукционную комиссию на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений Минприроды Республики Коми ответчик направил заявку на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на территории Койгородского лесничества с объемом заготовки 2113 куб.м., который состоится 17.12.2020.
Для участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по ГУ «Койгородское лесничество» платежным поручением от 09.12.2020 № 170 Общество внесло задаток в сумме 730 967 руб.
Из протокола от 17.12.2020 № 42 лесного аукциона 421120\26393158\03 следует, что Общество явилось единственным участником аукциона по аукционной единице №8, купле-продаже лесных насаждений, расположенных в Койгородском лесничестве, квартал 45, делянка 3 (общая площадь составляет 8,8 га, объем лесных ресурсов, подлежащих заготовке 2 113 куб.м.), окончательная цена предмета аукциона составила 730 967 руб., сумма внесенного задатка 730 967руб., к оплате, за вычетом внесенного задатка, причитается 0 руб.
Согласно пункту 6 протокола от 17.12.2020 № 42 лесного аукциона 421120\26393158\03 договор купли-продажи лесных насаждений с единственным участником аукциона заключается не ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов, и не позднее, чем через 20 дней после проведения аукциона.
Договор купли-продажи лесных насаждений за № 42 на основании протокола от 17.12.2020 № 42 лесного аукциона 421120\26393158\03 заключен между Министерством и Обществом 28.12.2020.
Вместе с этим судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 24.12.2020 сотрудниками ГУ «Койгородское лесничество» совместно с сотрудником отдела полиции № 14 СО МО МВД России «Сысольский» проведено патрулирование территории лесного фонда ГУ «Койгородское лесничество».
В ходе проведения патрулирования участковым лесничим Койгородского участкового лесничества ФИО3 в присутствии государственного инспектора по охране леса ФИО4, старшего оперуполномоченного ГЭБ и ПК МО МВД России «Сысольский» майора полиции ФИО5 обнаружено нарушение лесного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений на площади 0,8 га объемом 206,28 куб.м. в квартале 45 выделах 12, 20 Койгородского участкового лесничества ГУ «Койгородское лесничество».
По факту выявленных нарушений составлен акт патрулирования территории лесного фонда от 24.12.2020 № б/н, акт о лесонарушении
от 24.12.2020 № 12.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО6 о назначении административного наказания от 29.03.2021 № 90 должностное лицо – директор ответчика ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 20 000руб.
Расчет вреда произведен истцом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» и составляет 2 943 174руб.
С учетом изложенного, полагая, что действиями ответчика окружающей среде причинены убытки, истец направил в адрес Общества претензионное письмо от 08.02.2021 № 1. Указанная претензия оставлена Обществом без удовлетворения.
Отказ ответчика в добровольном порядке удовлетворять требования истца о возмещении вреда, послужил основанием для обращения Министерства в суд с настоящим исковым требованием.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 1 статьи 100 ЛК РФ, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 ЛК РФ).
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - Постановление N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать, в том числе, в результате нарушения договора в сфере природопользования.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что основаниями для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выразившееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности уничтожении природных ресурсов, разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 Постановления N 21, незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Министерство в апелляционной жалобе настаивает на нарушении ответчиком правил рубки лесных насаждений.
В соответствии со статьёй 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Правила заготовки древесины, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337
(далее - Правила).
В соответствии с пунктом 18 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Правилами предусмотрено, что отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 84 ЛК РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (пункт 19).
Судом первой инстанции установлено, что единственным участником аукциона признано Общество, что отражено в протоколе
от 17.12.2020 № 42 лесного аукциона 421120\26393158\03. Протокол подписан истцом и ответчиком, содержит обязательства сторон о заключении договора.
Частью 8 статьи 79 ЛК РФ предусмотрено, что в случае уклонения победителя аукциона, единственного заявителя или единственного участника аукциона от заключения договора внесенный ими задаток не возвращается.
Из части 12 указанной выше статьи также следует, что сведения о лицах, уклонившихся от заключения договора купли-продажи лесных насаждений, если право на заключение соответствующего договора являлось предметом аукциона, включаются в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Из анализа изложенных положений норм права следует, что у единственного участника аукциона имеется обязанность заключения договора купли-продажи. Отказ заключать договор является ненадлежащим исполнением обязательства, возникшего в связи с участием в аукционе и подписании протокола. В свою очередь у организатора торгов также возникла обязанность заключить договор с единственным участником торгов.
Спорное нарушение выявлено 24.12.2020, то есть после объявления победителя торгов; договор купли-продажи заключен 28.12.2020.
Соответственно, протокол аукциона от 17.12.2020, определивший помимо права также обязанность ответчика заключить договор, место и объём рубки лесных насаждений, является правоустанавливающим документом, исключающим причинение вреда лесному фонду в рассматриваемой ситуации, если не было допущено иных нарушений правил рубки.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
В рассматриваемом случае, поскольку договор купли-продажи в конечном итоге был заключен и древесина, в любом случае, подлежала срубке; истец не совершил на спорном участке какие-либо действия, выходящие за пределы условий договора купли-продажи.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что вырубленная 24.12.2020 древесина не подлежала сохранению и не могла быть предоставлена по договору купли-продажи иному лицу, апелляционному суду представляется верным. Соответственно, вред лесному фонду в результате противоправного поведения ответчика не был причинён.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, что Общество при осуществлении рубки древесины, совершило данные действия на другой делянке и иной территории, не предусмотренной условиями договора купли-продажи. Кроме того, сведений о том, что истец превысил объем, разрешенный к заготовке, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, убытки на стороне истца фактически отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы противоречат фактическим обстоятельствам дела и действующим нормам материального права, в связи с чем отклонены коллегией судей в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2022 по делу
№ А29-2697/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2022 по делу № А29-2697/2022– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Т.А. Щелокаева |
Судьи | ФИО8 ФИО1 |